Эволюция понятия «цивилизация». Шумеро-аккадская цивилизация.Город в средневековой цивилизации Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:44, контрольная работа

Описание

Цивилизация (лат. civilis – государственный, гражданский) – многозначное понятие, обозначающее: 1) одно из состояний общества в его изменении; 2) этап в эволюции человеческого общества, следующий за варварством; 3) совокупность программ деятельности, посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры.

Содержание

1.Эволюция понятия «цивилизация»……………………………………………3
2.Шумеро-аккадская цивилизация………………………………………………6
3.Город в средневековой цивилизации Западной Европы……………………11
Список литературы……………………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

Готова почти.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Факультет заочного и послевузовского обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине «История мировых цивилизаций» 

на темы:

«Эволюция понятия «цивилизация»

«Шумеро-аккадская цивилизация»

«Город  в средневековой  цивилизации Западной Европы» 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка группы СТз-061,

Волжина А.Н.

Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воронеж 2010

Содержание: 

1.Эволюция понятия «цивилизация»……………………………………………3

2.Шумеро-аккадская  цивилизация………………………………………………6

3.Город  в средневековой цивилизации Западной Европы……………………11

Список  литературы……………………………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Эволюция  понятия «цивилизация»

    Цивилизация (лат. civilis – государственный, гражданский) – многозначное понятие, обозначающее: 1) одно из состояний общества в его изменении; 2) этап в эволюции человеческого общества, следующий за варварством; 3) совокупность программ деятельности, посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры.

    Возникновение термина «цивилизация» относится  к 18 веку; так французские просветители именовали общество, основанное на идеалах справедливости и разума. В настоящее время категория  «цивилизация» стала центральной в системе социогуманитарных представлений о современном мире и его истории. Можно выделить следующие подходы в интерпретации этой категории:

1) Локально-исторический. Цивилизацию понимают как социокультурный  феномен, обладающий качественной  спецификой и ограниченный пространственно-временными рамками (Н.Данилевский, А.Тойнби).

2) Историко-стадиальный.  В зависимости от выбора критериев  выделяют различные типы цивилизаций.  Например, «традиционная и современная», «космогенная, техногенная и антропогенная», «доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная».

3) Всемирно-исторический. Его представители полагают, что  феномен всемирной истории возникает  только на определенном этапе  взаимодействия локальных цивилизаций,  и тогда же начинается процесс  становления единой человеческой цивилизации. (К.Ясперс, Д.Уилкинс, Л.Васильев).

      В настоящее время существуют разные подходы и позиции в определении феномена цивилизации, нашедшие отражение в философской, социологической, исторической, культурологической литературе. Известны различия в объеме, характере, особенностях содержания, вкладываемого в понятие цивилизации (в данном случае исключается понимание земной цивилизации в целом). Это этнические и межэтнические — региональные цивилизации; стадиальные — неолитическая, докапиталистическая, постиндустриальная; формационные — рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая; локальные, по-разному географически дифференцируемые - европейская, азиатская, ближневосточная, полинезийская; цивилизации, различаемые по исторически определенному месту в социокультурном развитии и хронологически различные — шумерская, критская, античная, китайская, исламская; называются также цивилизации первичные, реликтовые, адаптивные, динамические, периферийные, или ассоциированные.

      В целом, в большинстве случаев все основные показатели, выделяемые для цивилизации, практически связываются с новой природой Социума. В какой-то степени это суммируется в следующем определении. «С эволюционной точки зрения достижение цивилизации означает определенную ступень в развитии общества и культуры. По своей сущности цивилизация противостоит дикости и варварству, — отмечается в Международной энциклопедии социальных наук»26. И это — главное в характеристике цивилизации. Именно противостоит. Но противостоять историческому состоянию первобытности (в его многотысячелетней устойчивости) может явление, имеющее принципиально иную природу, иную сущностную характеристику в своей исторической представленности, во-первых. Во-вторых, противостоять первобытному обществу может лишь особая социальная целостность, обладающая своей субстанциальной, структурно-содержательной и функциональной сущностью, как целостность — целостности.

    Можно обозначить десятки разных определений, в большей или меньшей степени подчеркивающих для цивилизации соответствующий уровень исторического развития общества, а именно как противостоящего уровню первобытного общества. И в этом плане основные показатели, фиксируемые этими определениями, четко увязываются с хорошо известными характеристиками цивилизации Моргана и Энгельса, давших определение цивилизации как исторически нового, по отношению к первобытному, состояния и уровня исторического развития общества.

    Явления, приписываемые цивилизации в  большинстве определений в качестве ее признаков (государство, города, торговля, глубокая стратификация на экономической основе, наличие самостоятельного "промышленного" труда, можно добавить, принципиально новый технико-технологический потенциал) — в своей совокупности, а также по реальному содержанию и значению, — объективно обусловливают прорыв в социальной ткани первобытного общества (даже при возникновении этих явлений в локальных местах). Это своего рода скачок в историческом выполнении социальной эволюции, имеющий всеобщий смысл и нарушивший саму структуру процесса последней.

    Заключение: Сформировалось новое состояние социальности в целом и поэтому все формы и уровни, все так называемые локальные цивилизации и культурно-исторические типы осуществляются в структурно новом потоке движения Социума, в исторически новом пространстве, где тенденция движения определяется структурно-сущностными характеристиками цивилизации, объективно определяющими историческое состояние общества, выделяя новую стадию его. В связи с постоянным изменением представлений о прогрессе и развитии цивилизации понятие цивилизации непрерывно эволюционирует. Рассмотрим это явление на примере древней шумеро-аккадской цивилизации и развитие городов в средневековой цивилизации Западной Европы. 
 
 
 
 
 
 

2.Шумеро-аккадская  цивилизация

     Уже доказано, что шумерская цивилизация - самая древняя на Земле, появившаяся более 6 тысяч лет назад. Первая их цивилизация возникла вообще не менее 445 тысяч лет назад.

     При раскопках дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии были найдены первые шумеро-аккадские тексты, исследуя которые, историки впервые столкнулись со следами древнейшей цивилизации Месопотамии. Сами понятия Шумер и шумеры (шумерийцы) впервые вошли в научный обиход в конце 80-х годов XIX века.

     Шумерская цивилизация имела все признаки высокоразвитой. В шумерских текстах содержится информация о происхождении, развитии и строении Солнечной системы. В их изображении Солнечной системы, находящемся в ближневосточной секции государственного музея в Берлине, в центре системы находится Солнце, окруженное всеми известными сегодня планетами. В шумерских рукописях имеются сведения, которые можно трактовать как сведения о происхождении разумной жизни на Земле. Согласно этим данным, род Хомо сапиенс создан искусственно в результате применения генной инженерии около 300 тысяч лет назад.

     После расшифровки шумерских таблиц стало ясно, что цивилизация шумеров обладала рядом современных знаний из области химии, фитотерапии, космогонии, астрономии, современной математике, обладала познаниями в генной инженерии, имела современное государственное устройство - суд присяжных и выборные органы депутатов и так далее.

     Если верить шумерским текстам, шумерская цивилизация была связана с переселенцами с погибшей планеты Солнечной системы, планеты Нибиру.

     Планета Нибиру играет особую роль в становлении загадочной цивилизации шумеров. Именно с этой планеты по утверждениям шумерских текстов на Землю пришли анунаки, «сошедшие с небес на Землю».

     И весь процесс создание человека или процесс смешения божественных и земных компонентов – процесс оплодотворения в пробирке – расписан с подробностями на глиняных табличках и изображен на цилиндрических печатях шумерских хроник.

     В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому  первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют дворцы и зиккураты. Культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat— святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.

     Вавилон возник во второй половине 3 тыс. до н.э. в Центральной Месопотамии на берегу Евфрата. Впервые в клинописных текстах он упоминается в правление царей аккадской династии (24-23 вв. до н.э.).

     В правление шестого представителя, Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который сумел объединить всю территорию Месопотамии в единое государство, Вавилон впервые стал политическим центром страны и оставался им с тех пор более 1000 лет.

     Во второй половине 2 тыс. до н.э. город богател, в нем успешно развивались ремесла и торговля, стремительно росло население. Экономический рост отразился и на внешнем облике города: был разработан и осуществлен новый план городской застройки, предпринято строительство новых стен и городских ворот, проложены широкие улицы в центр города для прохождения храмовых процессий. В 14 в. до н.э. Вавилону было предоставлено право самоуправления, его жители были освобождены от государственных повинностей и военного призыва.

     Город представлял собой правильный прямоугольник раскинувшийся на двух берегах Евфрата. На левом берегу располагался Старый город, застроенный богатыми зданиями. В Новом городе на правом берегу реки обитали простые горожане.

     В центре Старого города в главном городском квартале располагались 14 храмов. В северо-западной части Старого города располагалась главная резиденция Навуходоносора, Южный дворец.

     Город окружали глубокий ров и двойное кольцо стен с воротами. Вавилон был огромным городом, с населением около 200 000 человек.

     В 479 г. персидский царь Ксеркс лишил город самостоятельности. С этого времени Вавилон полностью утратил значение центра. Вскоре и само место, где находился древний Вавилон, было забыто.

     В конце 3 начале 2 тыс. до н. э. единое государство со столицей в городе Уре распалось, и закончился шумерский этап месопотамской цивилизации.

     В течение полувека (первая половина XX в. до н. э.) в ряде городов Шумера и Аккада образовались небольшие самостоятельные государства. Отдельные города Южной Месопотамии, ставшие центрами новых государств, такие как Исин, Урук, Ларса, переживали в это время кратковременный период экономического подъема, что дало основание некоторым исследователям назвать это время периодом "шумерского Ренессанса".

     Город Ниппур всегда занимал особое положение среди других шумерских городов. Ниппур был главным культовым центром Двуречья. Главным богом города был великий бог Энлиль, который вручал правителям шумерских городов право на царственность.

     Наивысшего своего расцвета город достиг при царях 3 династии Ура (XXII - XX вв. до н. э.).

Информация о работе Эволюция понятия «цивилизация». Шумеро-аккадская цивилизация.Город в средневековой цивилизации Западной Европы