Эволюция конституционного строя Франции во второй половине ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 17:56, контрольная работа

Описание

В ХХ в. Франция из крупнейшей колониальной империи превратилась почти в чисто унитарное государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты на коммуны. Кроме метрополии, "собственно Франции", в состав государства (территория 551.6 тыс. кв. км, население 56 млн. чел.) входят также четыре "заморских департамента" - Гваделупа, Мартиника, Реюньон, Гвиана, "заморские территории" - Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна и две "территориальные единицы" с особым статусом - острова Майотта, Сен-Пьер и Микелон.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРОГРАММА НАРОДНОГО ФРОНТА………………………….4
1.1 Временное правительство Французской республики (1944 – 1946)……..4
1.2 Сопротивление фашизму. Народный фронт во Франции………………...5
ГЛАВА 2.КОНСТИТУЦИЯ ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБИКИ 1946 ГОДА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………………………..8
1.1 Комитеты и правительство Национального сопротивления. ……………8
1.2 Первое Учредительное собрание………………………………………….8
1.3 Второе Учредительное собрание………………………………………….9
1.4 Конституция 1946 года…………………………………………..………...9
1.5 Конституционные реформы………………………………………………12
ГЛАВА 3.КОНСТИТУЦИЯ ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ 1958 ГОДА И ЕЕ ОСО-БЕННОСТИ.........................................................................................................13 1.1 Конституция 1958 года…………………………………………………….13
1.2 Развитие Пятой республики……………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….19

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 54.48 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учереждение образования  «Гродненский государственный университет  Янки Купалы»

Юридический факультет

Кафедра истории государства и права  зарубежных стран

1 – 24 01 03 «Экономическое право» 
 

ЭВОЛЮЦИЯ  КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ  ФРАНЦИИ  ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.  
 
 

Контрольная работа

Студента 1 курса заочной формы обучения  Миськив Екатерины Олеговны

Руководитель

Преподаватель Салкевич Н.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гродно, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА  1. ПРОГРАММА НАРОДНОГО ФРОНТА………………………….4

1.1 Временное правительство Французской республики (1944 – 1946)……..4

1.2 Сопротивление фашизму. Народный фронт во Франции………………...5 

 ГЛАВА 2.КОНСТИТУЦИЯ ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБИКИ 1946 ГОДА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………………………………..8

    1. Комитеты и правительство Национального сопротивления. ……………8

1.2 Первое Учредительное собрание………………………………………….8

1.3 Второе Учредительное собрание………………………………………….9

1.4  Конституция 1946 года…………………………………………..………...9

1.5  Конституционные реформы………………………………………………12 

ГЛАВА 3.КОНСТИТУЦИЯ  ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ 1958 ГОДА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.........................................................................................................13 1.1 Конституция 1958 года…………………………………………………….13

1.2 Развитие Пятой республики……………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В ХХ в. Франция  из крупнейшей колониальной империи  превратилась почти в чисто унитарное  государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты на коммуны. Кроме метрополии, "собственно Франции", в состав государства (территория 551.6 тыс. кв. км, население 56 млн. чел.) входят также четыре "заморских департамента" - Гваделупа, Мартиника, Реюньон, Гвиана, "заморские территории" - Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна и две "территориальные единицы" с особым статусом - острова Майотта, Сен-Пьер и Микелон.  
По форме правления Франция - республика, в которой элементы парламентарной республики сочетаются с элементами президентской. Действующая Конституция - Конституция Французской республики вступила в силу 5 октября 1958 г. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики.  
После Великой отечественной войны все большей симпатией стали пользоваться идеи усиления исполнительной власти, которая была бы способна принимать "ответственные" решения и проводить их в жизнь. Впервые в послевоенный период большинство французов стало склоняться к мысли о необходимости "сильного влияния" на экономику правительства, которое защитит граждан от кризиса.  
В 1958 году была принята новая Конституция, которая, по мнению некоторых авторов, нанесла удар по престижу закона, изменившая классическое распределение компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти. Конституция ограничила сферу законодательной деятельности парламента и значительно расширила полномочия правительственной власти.  
Цель исследования - рассмотреть конституционное развитие Франции в ХХ в.

Задачи:

  1. Рассмотреть программу народного фронта
  2. Показать особенности Четвертой Республики и ее конституции 1946г.
  3. Показать особенности Пятой Республики и ее конституции 1958г.
 
 
 

ГЛАВА 1. ПРОГРАММА  НАРОДНОГО ФРОНТА

1.1 Временное правительство  Французской республики (1944 -1946) 

 Вторая мировая  война глубоко потрясла всю  политическую и экономическую систему Франции. Третья республика, существовавшая с 1875 г., была ликвидирована; 10 % производительных сил Франции было разрушено, уровень производства снизился. В ходе войны начался распад ее колониальной империи.

К концу войны  сложилась новая политическая расстановка  сил. С 30 августа 1944 г. во Франции действовало  Временное правительство во главе  с генералом де Голлем, руководителем движения «Свободная Франция». Движение Сопротивления оказало большое влияние на формирование партийно-политической системы и на характер новой конституции. Политические партии, скомпрометировавшие себя соглашательской политикой и сотрудничеством с немецкими оккупантами, были распущены. В правительство вошли представители политических партий, принимавших участие в Сопротивлении: коммунисты, социалисты, католики и др.

Временное правительство  провело ряд социально-экономических  реформ. Оно повысило заработную плату, пенсии, пособия многодетным семьям. Руководители вишистского правительства Лаваль и Петен были приговорены к смертной казни (для Петена она была заменена пожизненным заключением). Национализация угольных шахт, автомобильных заводов «Рено» и других предприятий была одним из первых крупных мероприятий в сфере промышленности.

Во внутриполитической жизни Франции остро стоял  вопрос о государственном устройстве. В результате противоречий с большинством Учредительного собрания де Голль 20 января 1946 г. ушел в отставку. Главой правительства был назначен социалист Ф.Гуэн, а с июня 1946 г. — руководитель Народно-республиканского движения (МРП) Ж.Бидо. В сентябре Учредительное собрание приняло проект новой конституции, который был одобрен в результате референдума. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Сопротивление фашизму. Народный фронт во Франции

Действие мирового экономического кризиса во Франции  проявилось в 1930 - 1936 г. В годы кризиса  объем промышленной продукции и  национальный доход уменьшались  более чем на 30%, закрылись крупные  заводы и фабрики. Пик падения  производства (на 44%) был достигнут  в 1932 г. Кризис сильно ударил по материальному  положению рабочих, мелкобуржуазных  слоев города и деревни. Безработица временами охватывала 1,5 млн. человек. Это вызвало обострение классовых противоречий и создало условия для нового подъема рабочего движения. 
В годы кризиса во Франции обострилась политическая нестабильность, стала стремительно нарастать фашистская опасность. В 1932 г. возникла фашистская партия “Французская солидарность”, ставившая своей целью “борьбу с социализмом и коммунизмом”. В 1933 г. был создан союз французских фашистов “франсисты”. Активно действовали и другие фашистские организации (“Огненные кресты”, “Французское действие”). Все эти организации добивались создания массовой базы фашистского движения в стране. Крупный капитал, оказывая поддержку фашистским организациям, рассчитывал ликвидировать парламентский строй и установить реакционно-диктаторскую власть. Однако победа “левого блока” на выборах 1932 г. явилась первым серьезным ударом по замыслам фашиствующей реакции. 
Политическая нестабильность проявилась во Франции в своего рода министерской чехарде. В 1931-1932 г. в стране сменилось 7 кабинетов. Правительственные кабинеты коалиции левоцентристских партий не имели прочной опоры в парламенте. На фоне нового витка экономического кризиса началась быстрая поляризация политических сил. На арену вступил французский фашизм. Фашистские организации, вдохновленные приходом Гитлера к власти в Германии, продолжали борьбу за установление своей диктатуры во Франции. Они использовали нерешительность правительств “левого блока”, непоследовательность их политики. 
Во Франции, стране “старого капитализма” с демократическими традициями и устойчивой системой социальной психологии, сложившейся в ходе длительной, эволюционной модернизации общества, фашизм не имел таких глубоких исторических предпосылок, как в Германии, Австрии, Италии, Испании. Французский фашизм обладал гораздо меньшей социальной базой, его отличали политическая раздробленность, идейная аморфность, отсутствие ярких лидеров. По типу он был ближе к испано-португальскому варианту - с опорой на мелкобуржуазные слои и деклассированные элементы, с преобладанием клерикально-монархических и милитаристских, националистических элементов в политической ориентации. 
В силу своей внутренней слабости французский фашизм не мог претендовать на самостоятельную политическую роль. Единственным реальным выступлением фашистов стала демонстрация их отрядов 6 февраля 1934 г. в Париже в знак протеста против коррупции среди государственных чиновников. Демонстрация была легко разогнана силами полиции. Деятельность экстремистских, националистических групп воспринималась французской демократической общественностью с большой тревогой. Активность фашистов стала важным фактором для консолидации всех левых сил. 
Инициативу в объединении антифашистских сил проявили коммунисты. 12 февраля 1934 г. в Париже состоялась всеобщая политическая забастовка, носившая антифашистский характер. Она была отмечена единством действий трудящихся различной профсоюзной и партийной принадлежности. Так, в ходе отпора фашистской опасности зародилась новая форма борьбы: рабочий и Народный фронт. Между компартией и социалистической партией 27 июля 1934 г. был подписан пакт о единстве действий в борьбе с опасностью фашизма. 
Активизация фашизма на международной арене и внутри страны побудила демократические силы Франции идти на сближение с Советским Союзом. Министр иностранных дел Франции Барту стал предпринимать шаги для обеспечения безопасности Франции, но фашисты в 1934 г. убили его. 
Новый Министр иностранных дел Лаваль, известный профашистскими настроениями, под давлением демократической общественности пошел на подписание в мае 1935 г. договора о взаимной помощи с Советским Союзом. 
Усложнение международной обстановки в связи с ростом опасности фашизма и войны активизировало антифашистски настроенные массы Франции. В Народном фронте в 1935 г. объединились 48 демократических организаций. В 1936 г. была разработана совместная программа Народного фронта, основными идеями которой стали защита политических свобод, борьба с фашизмом и терроризмом, демократизация системы образования и средств массовой информации, защита мира и борьба за разоружение. В разделе экономических целей предусматривалось сокращение безработицы, поддержка сельского хозяйства, меры по финансовому оздоровлению. 
В целом программа носила общедемократический, антифашистский, антивоенный характер. Руководствуясь ею, партии Народного фронта решили бороться за победу на очередных парламентских выборах. 
Замечательным успехом движения Народного фронта стала его победа на выборах в палату депутатов в апреле-мае 1936 г. Кандидаты фронта получили 5,5 млн. голосов, или 56,6% от общего числа. 7 июля 1936 г. социалисты и радикалы сформировали первое правительство Народного фронта. Его возглавил Леон Блюм. Компартия заявила о своей поддержке правительству в случае осуществления им программы Народного фронта. 
Вскоре после победы Народного фронта были проведены в жизнь некоторые демократические и социальные мероприятия. На 15% повышена заработная плата рабочим, увеличены пенсионные выплаты, ликвидирован налог на пенсии фронтовиков и пособия по безработице. Были осуществлены частичная национализация военной промышленности, реформа Французского банка (все управление перешло к государственным чиновникам), выделены средства на общественные работы, запрещены фашистские организации. 
Однако буржуазная реакция всячески саботировала эти мероприятия правительства Народного фронта, поддерживала фашистские организации. Монополисты повышали цены, чтобы не увеличивать заработную плату. Правительство Блюма отказалось от проведения предлагаемой коммунистами реформы налоговой системы. В международных делах Блюм выступал инициатором политики “невмешательства”, которая на деле означала поощрение фашистских агрессоров, в частности, в их интервенции против Испанской республики. В марте 1937 г. Леон Блюм предложил сделать “передышку” в осуществлении программы Народного фронта. В июне 1937 г. он ушел в отставку. 
Правительство радикала Шотана активизировало саботаж мероприятий Народного фронта. Оно отказалось запретить фашистские организации, принимало суровые меры в отношении бастующих рабочих. Под давлением финансовой олигархии Шотан потребовал ликвидации некоторых завоеваний Народного фронта (40-часовая рабочая неделя, социальное страхование). Понимая, что он не получит поддержки, Шотан ушел в отставку в марте 1938 г. 
В апреле 1938 г. было сформировано правительство во главе с радикалом Даладье, которое выступило против программы Народного фронта. Партия радикалов заявила о выходе из Народного фронта. В ноябре 1938 г. правительство Даладье одобрило чрезвычайные декреты, в соответствии с которыми были увеличены налоги, отменена 40-часовая рабочая неделя. 
Рабочий класс и компартия, социалисты повели борьбу за сохранение Народного фронта. 30 ноября 1938 г. была проведена 24-часовая всеобщая забастовка (участвовали 4 млн. рабочих). Правительство ответило на это введением чрезвычайного положения. Начались массовые увольнения рабочих и служащих, неугодных властям и предпринимателям. 
Во внешней политике Франции в этот период еще сильнее проявились черты капитулянства перед международной реакцией и фашизмом. Правительство Франции попустительствовало германской агрессии, захвату Германией Австрии и Чехословакии. Участие Даладье в подписании мюнхенского соглашения означало разрыв договоров с Чехословакией и Советским Союзом. 6 декабря 1938 г. Франция и Германия подписали декларацию, которая являлась своего рода “пактом о ненападении” и давала возможность германским фашистам сосредоточить свои силы на подготовке агрессии против СССР. В феврале 1939 г. представитель Франции Берар подписал соглашение с Франко, в соответствии с которым Франция передавала испанскому фашистскому диктатору республиканский флот, вооружение и снаряжение интернированных бойцов республиканской армии, а также золотой запас испанского республиканского правительства, хранившийся в сейфах Французского банка. 
Так правящие круги Франции совершили предательство в отношении антифашистской борьбы внутри страны и на международной арене. Реакционные империалистические круги Франции пытались направить германо-французскую агрессию на Восток, против СССР. 
Несмотря на это, движение Народного фронта во Франции имело большое историческое и международное значение. Оно помешало установлению фашистской диктатуры в стране и заложило основы для антифашистского движения Сопротивления в годы второй мировой войны.
 

ГЛАВА 2.КОНСТИТУЦИЯ  ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБИКИ 1946 ГОДА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

1.1 Комитеты и правительство Национального сопротивления.

 
С первых дней оккупации страны французские  патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. Генерал Ш. де Голль, находившийся в июне 1940 г. в Англии, основал движение «Свободная Франция» (с 1942 г.— «Сражающаяся Франция»), имевшее целью объединить «возможно большие французские силы» для борьбы за освобождение Франции. Вскоре де Голль был признан английским правительством главой «всех свободных французов». Внутри страны патриотические силы первоначально объединялись по партийному признаку. По инициативе коммунистической партии на предприятиях, а также в отдельных районах страны были созданы народные комитеты и комитеты действия. В борьбе с оккупантами коммунисты понесли наибольшие потери среди других боровшихся политических партий. В ходе дальнейшей борьбы происходило объединение национально-освободительных сил и развитие их организационной структуры. Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный во временное правительство Франции во главе с де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная ассамблея, состоящая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции. 
Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции. К концу 1944 г. Франция была в основном освобождена.
 

1.2 Первое Учредительное собрание.

 
Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлись будущее государственного строя, разработка новой конституции. В августе 1945 г. временное правительство Франции утвердило положения, согласно которым одновременно с проведением выборов в Учредительное собрание, призванное составить новую конституцию, должен был состояться референдум. Избирателям предлагалось ответить на два вопроса: 1) хотят ли они, чтобы была принята новая конституция или остались в силе конституционные законы 1875 г.? 2) будет ли проект конституции, принятый Учредительным собранием, окончательным или он должен быть утвержден последующим референдумом? Выборы в Учредительное собрание дали следующие результаты: коммунистическая партия собрала наибольшее количество голосов — 5004 тыс. голосов и получила 152 мандата, социалистическая партия — 4491 тыс. и 139 мандатов, МРП — 4580 тыс. голосов и 145 мандатов (МРП — народно-республиканское движение, было создано в 1944 г.; в его состав вошло значительное число членов довоенных по преимуществу католических организаций и партий, ее поддерживали Ватикан и крупные банковско-промышленные корпорации). 
В ходе референдума 96,4% голосовавших высказались за принятие новой конституции, 66,3% — за последующее утверждение конституции народным голосованием. 
В апреле 1946 г. Учредительное собрание завершило составление проекта конституции, согласно которому предполагалось создание однопалатного суверенного парламента, президент лишался ряда своих прерогатив (права отлагательного вето, права роспуска парламента, права помилования и т. д.); закреплялась национализация отдельных отраслей промышленности, В ходе референдума этот проект был отклонен («за» — 9300 тыс. избирателей, «против» — 10 600 тыс.). 

1.3 Второе Учредительное  собрание

Результаты  референдума потребовали выборов  нового состава Учредительного собрания. В ходе этих выборов коммунистическая партия собрала почти 5204 тыс. голосов, социалистическая партия — 4190 тыс., МРП — 5596 тыс. Был составлен новый проект конституции, который в октябре 1946 г. был утвержден референдумом. 

1.4 Конституция 1946 г.

 
В преамбуле Конституции торжественно подтверждались права и свободы  человека и гражданина, провозглашенные  Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались равные права всех граждан независимо от пола; право политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обязанность работать и право на получение должности независимо от происхождения, взглядов, вероисповедания; право на организацию профсоюзов и проведение стачек, но «в рамках законов, которые регламентируют эти вопросы»; право на заключение коллективных договоров. Декларировалась социальная помощь детям, матерям, «престарелым труженикам», инвалидам; обязательство республики не вести завоевательных войн: «...Не употреблять силы против свободы какого-либо народа». Объявлялось, что «всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает национальное или общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества». 
Конституция предусматривала учреждение парламентской республики. 
Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избирается на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Совета министров. 
Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. В соответствии со ст. 20 Конституции Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет республики должен представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным собранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение только по поводу предложенных Советом республики поправок, принимая или отклоняя их полностью или частично. В случае полного или частичного отклонения поправок голосование закона во втором чтении происходит открытой подачей голосов, причем для его принятия требуется абсолютное большинство голосов состава депутатов Национального собрания, но при условии, что в Совете республики голосование закона в целом было проведено при этих же условиях. 
Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирается парламентом сроком на семь лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется относительно международных переговоров, подписывает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов. Вместе с тем президент может потребовать от обеих палат нового обсуждения принятого парламентом закона (но повторное решение парламента является окончательным). Он утверждает также важнейшие правительственные декреты. Но каждый из актов президента должен быть скреплен подписью председателя Совета министров и одним из министров, по ведомству которого должен осуществляться соответствующий нормативный акт. 
Органом, возглавляющим непосредственное государственное управление страной, является Совет министров во главе с председателем. Последний выдвигается президентом после консультаций с лидерами политических фракций в парламенте. Кандидат на пост председателя представляет на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получает вотум доверия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводится назначение его и министров. 
Председатель Совета министров обеспечивает исполнение законов, непосредственно руководит всем государственным аппаратом, осуществляет общее руководство вооруженными силами. 
Конституция возлагает на министров коллективную ответственность перед Национальным собранием за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность. Правительством в лице председателя Совета министров может быть поставлен вопрос о доверии перед Национальным собранием. Отказать кабинету в доверии может только абсолютное большинство депутатов Национального собрания. Такой отказ влечет за собой коллективную отставку кабинета. Принятие Национальным собранием резолюции порицания кабинета также влечет его коллективную отставку. 
Вместе с тем Конституция предусматривает систему противодействия возможному злоупотреблению правом порицания со стороны Национального собрания: если в течение 18 месяцев произойдет два министерских кризиса, Совет министров может принять решение о роспуске Национального собрания. В соответствии с этим решением роспуск объявляется декретом президента. Не ранее 20 и не позднее 30 дней после этого должны быть проведены новые выборы в Национальное собрание. 
Конституция фактически сохранила прежнюю систему местного управления, как и прежний порядок контроля правительства за деятельностью органов местного самоуправления. Глава VIII Конституции посвящалась Французскому союзу. Провозглашалось равенство всех частей французской колониальной империи, которые вместе с метрополией отныне составляли Французский союз. Вопросы, общие для всего Союза, должны рассматриваться в учреждаемой Ассамблее Французского союза. 
Такая «реорганизация» не предусматривала каких-либо конкретных мер, обеспечивающих радикальное изменение положения во французских колониях. Более того, вскоре правящие круги страны развязали войну против народов колоний, борющихся за свою свободу и независимость. 
Таким образом, Конституция 1946 г. сохранила основные традиции французских республиканских конституций XIX в. Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты, во многом обусловленные подъемом демократического движения в стране и одновременно необходимостью компромисса между левыми и правыми (консервативными) политическими силами.

    Была сохранена  двухпалатная система парламента. Это  придавало стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двукратному обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Конституция, учитывая опыт Сената Третьей республики, тормозившего принятие демократического законодательства, существенно ограничила права верхней палаты.

    Право принимать  законы было предоставлено только одной  палате — Национальному собранию, которому Конституция запрещала его делегирование.

    Конституция не предусматривала сильную и  независимую от парламента президентскую  власть.

    Вводился режим  с зависимой от Национального  собрания правительственной властью.  
     
     
     
     

1.5 Конституционные  реформы. 

В 1948 г. вводится мажоритарная система выборов в  Совет республики, а вскоре и в  Национальное собрание. В соответствии с законом от 8 мая 1951 г. партия или  блок партий, набравшие в каком-либо округе более 50% голосов, получали все  депутатские мандаты от этого  округа. Это дало партиям возможность блокирования. В случае если ни одна из партий или блок партий, выступающих на выборах единым списком, не получали абсолютного большинства, предусматривалось пропорциональное представительство. Таким образом, был отменен закон от 5 октября 1946 г., предусматривавший избрание членов Национального собрания исключительно по системе пропорционального представительства. Новый закон позволил многочисленным консервативным и центристским партиям, соединявшим голоса своих избирателей, потеснить левых кандидатов, хотя последние получали приблизительно столько же голосов, сколько и на предыдущих выборах. 
Существенно изменился и статус Совета республики. Ему постепенно предоставляются почти все права и полномочия довоенного Сената. Его членам было возвращено звание сенаторов. Важной вехой в этом процессе явился нормативный акт от 7 декабря 1954 г., согласно которому устанавливалось почти полное равноправие палат в области законодательства. 
Усиливается власть правительства, прежде всего за счет увеличения его независимости от парламента. Упрощался процесс формирования правительства и усложнялась процедура его отставки. Этому в немалой степени способствовало восстановление сессионного режима работы Национального собрания. Раньше, согласно ст. 9 Конституции, оно было постоянно действующим органом, что, разумеется, усиливало его контроль и соответственно подчиненность ему правительства. Актом от 7 декабря 1954 г. определялись периоды, в течение которых Национальное собрание считалось правомочным или неправомочным осуществлять свои функции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эволюция конституционного строя Франции во второй половине ХХ века