Этапы становления иститута местного самоуправления в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 03:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в раскрытии места местного самоуправления в общей системе управления в Российской Федерации, содержания местного самоуправления на основе анализа законодательства, а также практики соответствующих органов.
Поставленная цель определила ряд основных задач, имеющих научно-практическое и прикладное значение:
1) проследить становление и развитие местного самоуправления на основе изучения опыта общественного управления городов в дореволюционной России, городских Советов в советский период, специфику перехода к современному местному самоуправлению в РФ;
2) рассмотреть конституционно-правовую основу местного самоуправления путем анализа норм Конституции РФ, федерального законодательства, законов о местном самоуправлении отдельных субъектов РФ и уставов городов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……..3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ……..………………………………….….6
1.1 Местное самоуправление в дореволюционной России……………...….….6
1.2 Государственная власть и управление в городах в советский период….. 10
2. АНАЛИЗ ОБЩИХ ОСНОВ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………..14
2.1 Конституционно — правовые основы местного самоуправления……....14
2.2 Органы и должностные лица местного самоуправления, их полномочия………………………………………………………………………..….18
3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….….…………….…………………………………………….…23
3.1 Проблемы совершенствования системы местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………....23
3.2 Предложения по совершенствованию системы местного самоуправления в Российской Федерации……………………………….…………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...…………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

курсач по СМУ.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

5. В части разграничения  предметов ведения  необходимо уйти  от размытых формулировок  в определении  вопросов местного  значения. В тех  сферах, где компетенция различных уровней публичной власти тесно переплетена, необходимо четко и недвусмысленно определить полномочия органов власти и самоуправления. Кроме того, муниципальные органы должны быть освобождены от участия в решении несвойственных им административных задач без финансовых гарантий со стороны государства.

Одновременно  имеет смысл усилить  гибкость в определении  вопросов местного значения путем разделения их на обязательный и факультативный списки. В обязательный должны быть включены только базовые вопросы, являющиеся предметом жизнеобеспечения населения всех муниципалитетов соответствующего типа. Некоторые другие вопросы, потребность в решении которых возникает у муниципального сообщества, могут определяться в качестве вопросов местного значения в уставе муниципального образования.

6. Движение к  финансовой самодостаточности  местного самоуправления  является ключевым направлением муниципальной политики государства. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников. Необходимо исключить бессмысленное циркулирование средств от муниципального образования в бюджеты вышестоящих уровней бюджетной системы, с последующим возвращением их в тот же муниципалитет в качестве межбюджетных трансфертов.

7. Обеспечение  баланса свободы  муниципалитетов  и соблюдения государственного интереса невозможно без определения институциональных рамок государственного контроля местного самоуправления (и шире – форм взаимодействия государственных и муниципальных органов) с четким законодательным регулированием процедур запроса государством и предоставления муниципальными образованиями необходимой информации, перечня форм их отчетности, процедур проведения проверок муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления.7

Усилия по развитию местного самоуправления в России сегодня  должны быть сконцентрированы на нескольких основных направлениях (это своего рода ключевые векторы дальнейших преобразований):

1. Адаптация муниципальной  системы  –  речь идет не  только и не  столько об адаптации  муниципалитетов  к законодательно  определенной модели (это  уже произошло – в той мере, в которой было возможно), сколько об адаптации самой модели к российским реалиям – экономическим, политическим, ментальным. В этом контексте можно вести речь:

  • о введении факультативности районного уровня местного самоуправления и возможности перехода к конструкции «районная администрация – территориальный орган государственной власти субъекта РФ»;
  • о закреплении правых форм сотрудничества муниципальных образований в рамках городских агломераций (что фиксирует современные тенденции в развитии системы расселения людей);
  • об усилении вариативности организации местного самоуправления (в частности, по вопросам разграничения полномочий и финансового обеспечения);
  • об институционализации и правовой регламентации процедур государственного контроля в сфере местного самоуправления (которые сейчас отданы на откуп региональным властям и территориальным подразделениям федеральных служб). 

2. Усиление автономии  муниципалитетов  – повышение их  самостоятельности в масштабах, безопасных для слаженного функционирования системы государственных органов и обеспечивающих эффективность системы публичного управления.

Направления действий в этой части:

  • укрепление политических инструментов представительства и поддержки муниципалитетов на федеральном уровне;
  • расширение фискальной автономии муниципалитетов; уход от искусственной дотационности бюджетов территорий с уровнем экономического развития выше среднего;
  • более четкое определение компетенции органов местного самоуправления, исключающее избыточное вмешательство в их деятельность других уровней публичной власти;
  • усиление гарантий правовой защиты интересов муниципальных образований. 

3. Стимулирование  развития территорий. Это направление  отчасти завязано на повышение самостоятельности муниципалитетов, но не сводится к ней. Для решения данных задач необходимо:

  • закрепление за местными бюджетами дополнительных доходных источников, стимулирующих муниципалитеты работать над своей налогооблагаемой базой;
  • создание механизмов поощрения (и продвижения) представителей «муниципального класса», достигших высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, местное  самоуправление составляет одну из основ  конституционного строя Российской Федерации и представляет собой  форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства  и другие нормативно-правовые акты.

Местное самоуправление зародилось еще в дореволюционной России благодаря реформам Александра II. После Октябрьской революции 1917 года местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года положил начало муниципальной реформе, которая укрепила позиции местного самоуправления в Российской Федерации.

Местное управление означает, что власть на местах осуществляют представители центральной (федеральной) власти и, таким образом, создаются и действуют местные органы государственной власти. Таковыми были, например, Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты в городах, районах, селах, поселках СССР и его союзных республик, в том числе и в РСФСР.

Местное самоуправление означает, что публичная власть на местах осуществляется выборными от местного населения органами, которые называются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своей компетенции, не подчиняются иерархически органам государственной власти и не входят в систему органов государственной власти.

Тем не менее между  органами государственной власти и органами местного самоуправления существует известное единство — и те, и другие осуществляют властные полномочия и являются органами публичной власти, т. е. власти, отдельной от общества, осуществляемой выборными представителями общества и специальным аппаратом чиновников, состоящих на государственной службе (в органах государственной власти) или на муниципальной службе (в органах местного самоуправления).

Осуществление публичной  власти органами местного самоуправления связано с таким принципом правового государства, как свободное и автономное функционирование гражданского общества. Местое самоуправление — это институт гражданского общества наряду с общественными объединениями граждан, коммерческими организациями и т. д. Тем не менее органы местного самоуправления наиболее близко из остальных институтов гражданского общества стоят к государству и его органам, являясь связующим звеном между гражданским обществом и государством. С другой стороны, органы местного самоуправления наиболее близко среди других органов публичной власти стоят к населению, к гражданскому обществу. Признание местного самоуправления государством есть необходимый признак правового государства и демократического политического режима. Отсутствие местного самоуправления свидетельствует, как правило, об антидемократическом политическом режиме.

Признание и осуществление  местного самоуправления тесно связано с принципом разделения властей по вертикали и служит по существу продолжением этого принципа, составляет вместе с принципом разделения государственной власти — разделение публичной власти и также направлено на предотвращение чрезмерной концентрации власти в одних руках.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Приор, 2011. – 32 с.
  1. Конституция РСФСР : офиц. текст. – М. : 1918. – 22 с.
  2. Конституция СССР : офиц. текст – М. : 1936. – 28 с.
  3. Конституция СССР : офиц. текст – М. : 1977. – 50 с.
  4. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» : федер. закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2010, № 34. - Ст. 2709.

6. О местном самоуправлении в РСФСР : закон РСФСР от 06.07.1991 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 29. - Ст. 1011.

7. О муниципальной службе в Российской Федерации : фед. закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2010. - № 10. - Ст. 1152.

8. О ратификации Европейской хартии местного самоуправления : федер. закон от 11.04.1998 № 55-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2008. - № 15. - Ст. 1695.

  1. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР : закон СССР от 09.04.1990 // Свод законов СССР. 1990. - Ст. 267.
  2. Об общих принципах организации мест<span class="dash041e_0431_044b_04

Информация о работе Этапы становления иститута местного самоуправления в современной России