Энтогенез славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:33, реферат

Описание

О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин - отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 г. специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.

Работа состоит из  1 файл

1 Этногенез славян.docx

— 49.68 Кб (Скачать документ)

     Введение

     О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин - отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 г. специально для славянских языков) и удалённость от европейских  и азиатских культурных центров  того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические  данные и сравнительный анализ славянских языков.

     Практически все источники весьма выразительно с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тыс. н. э (чаще всего с IV), т. е. Тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

     Античные  авторы знали славян под различными этническими именами и, прежде всего, вендов. Впервые этот этноним встречается  в естественной истории Плиния (середина I в. н. э.), не считая упоминания Геродотом  племени энетов, обитавших на Северном побережье Адриатического моря. Плиний называет вендов в числе племен, соседствующих на востоке с группой германских племен - ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, вендами, скифами, гиррами». Скорее всего это были области в бассейне Вислы и, может быть, более восточные земли.

     К концу I. в н.э. относятся сообщения  о вендах Корнелия Тацита, характеризующего их как довольно большую этническую группировку. Тацит указывает, что  венды жили между племенами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации вендов указать не представляется возможным. Трудно сказать к тому же, были ли венды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венды в то время ассимилировались со славянами и получили их имя. И если о вендах Тацита можно спорить, то венды уже более поздних авторов - это несомненно славяне, т. е. с VI в. н. э. 

     Более значительны сведения о славянах середины  I тыс. н. э. Теперь славяне  называются своим именем  - словены, наряду с которым упоминаются анты,  а Иордан знает и прежнее имя - венды. Византийские авторы - Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Фиофилакт Симокатта, Маврикий - описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что связано с вторжением славян в пределы Восточно-Римской империи (VI - VII вв.). В сочинениях византийских авторов сообщаются с ведения о разных сторонах жизни и быта славян.

     Более существенные сведения для исследования проблемы славянского этногенеза имеются  в труде готского епископа Иордана. Его труд позволяет установить связь  между славянами и вендами  античных писателей. По Иордану венды - суть славяне. Из сообщений видно, что в VI в. славяне заселили широкую  полосу, простиравшуюся от Среднего Подунавья до нижнего Днепра. 

     1 Этногенез славян. Восточнославянское общество в 6-8 веках

     Проблема  происхождения и древнейшей истории  славян представляет собой одну из самых сложных проблем современного славяноведения. На ее решение направлены усилия археологов, лингвистов, антропологов, этнографов, историков. Только их совместные изыскания могут привести к решению этой проблемы.

       Источники сведений о славянской  прародине. Говоря об этногенезе  славян, мы должны опираться на  несколько источников. К ним следует отнести 

      1)    Легенды и предания  самого народа, раннесредневековые  летописи и хроники (былины, сказки, «Повесть временных лет» и др.).

       Славянские писатели средних  веков в своих взглядах на  происхождение славян исходили  из библейской легенды о вавилонской  башне и расселении народов  по разным частям мира. Наиболее  древнее и обстоятельное изложение  средневековых представлений о  происхождении славян находится  в русской летописи «Повесть временных лет».

       Летописец знал из дошедших  до него преданий, что само  имя Русь имеет варяжское (скандинавское)  происхождение, и «изначальная»  русь была призвана вместе с варяжскими князьями (Рюрик, Синеус, Трувор) в Новгород.

       Многие племена подунайских славян двинулись на запад и северо-восток. Часть поселилась по Днепру и Двине и еще севернее, у озера Ильмень, и составила особую восточную ветвь славянства.

     Н.М. Карамзин, ссылаясь на «Повесть временных  лет», в «Истории государства Российского» пишет:

       «Многие славяне, единоплеменные  с ляхами, обитавшими на берегах  Вислы, поселились на Днепре  в Киевской губернии и назывались  полянами от чистых полей своих.  Имя сие исчезло в древней  России, но сделалось общим именем  ляхов, основателей государства  польского. От сего же племени  славян были два брата, Радим (1) и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тиверцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских северяне, соседы полян, на берегах Десны, Семи и Сулы, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припятью и Двиною Западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород»

       Кроме перечисленных Нестором, а  вслед за ним и Карамзиным  племен, на Балканском полуострове  обитали славянские племена драгувитов, сагудатов, верзитов, северов и др.

       Кроме славянских народов, по сказанию Нестора, в России в то время жили и многие неславянские племена: меря - вокруг Ростова и на озере Клещине или Переяславском; мурома – на Оке (в месте впадения ее в Волгу); черемиса, мещера, мордва – на юго-восток от мери; ливь – в Ливонии, чудь – в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру (ср. «чужой»); нарова – там, где Нарва; ямь или емь – в Финляндии, весь – на Белоозере; пермь – в губернии Пермской; югра, или нынешние березовские остяки, - на Оби и Сосьве; печора – на реке Печора.

       Примерно так же рисовалось  происхождение западных славян чешским и польским летописцам.

      2)    Свидетельства соседних  народов, имевших письменность.

       В IV в. до н.э. Геродот в  книге «История греко-персидских  войн» описал Скифию. Он размещает ее на Крымском полуострове и в низовьях Днепра. Скифов он делит на несколько родов: царских скифов и скифов – пахарей, живших в северном причерноморье. Последнее упоминание очень странно, потому что известно, что скифы занимались скотоводством, а не земледелием. Предполагают, что это были народы, подчиненные скифам, вероятнее всего, - славяне. Кроме того, в своей книге он упоминает об энетах и пишет, что энеты живут на Адриатическом побережье и что это племена иллирийские. В позднейших источниках венеды постоянно отличаются от иллирийцев.

       Древнейшие  исторические сведения  о славянах, или венедах, относятся  к I-II векам н. э. С середины VI века наименование Sklabenoi, Sclaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко второй половине VII века относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик, аль-Ахталь).

       Римские и александрийские писатели (Плиний «Естественная история», Тацит «Германия», Птолемей «Руководство  по географии») называют самым  значительным и многочисленным  народом между южным берегом  Балтийского моря и Карпатами  венедов (3). Около 150 г. до н.э.  на эту территорию пришли кельты, но венеды сохранили особенности  своего народа. Полибий пишет: «Нравами и украшениями они мало чем отличаются от кельтов, но языком пользуются иным». Плиний (около 77 года н.э.) упоминает, что сарматы и венеды живут «вплоть до Вислы», а Птолемей (умер около 178 года н.э.) уверено говорит, что «Сарматию населяют величайшие народы», в том числе «венеды по всему Венедскому заливу» (берег Балтийского моря) – «место жительства полабских и поморских славянских племен, кото-рые могли прийти сюда из венедско-иллирийского центра – быть может, северной половины янтарного пути». Тацит в самом конце I века заметил, что между сарматами и германцами есть полоса особых народностей, не легко поддающихся классификации. Он пишет, что говорят эти народы на «паннонском» языке, что на них, как на людей «чуждого происхождения», сарматы наложили подати, их социальный строй соединяет противоположные черты. С одной стороны, они «бродят, как разбойники, на всем пространстве горной и лесистой страны, отделяющей певинов от финнов». С другой, - они все-таки «Имеют постоянные жилища, носят щиты, быстро ходят пешком; все это противоположно сарматам, которые живут в повозках и ездят верхом на лошадях». Таким образом, строки Тацита бросают яркий свет на встречу в верховьях Одера и Вислы трех народностей: германцев, венедов и сарматов. До сих пор на территории современной Германии, между Дрезденом и Берлином, живут славянские народы, говорящие на нижнелужицком и верхнелужицком языках. Немцы называют их вендами, а сами себя они именуют сербами. О тождестве венедов со славянами в этих местах около 600 года н.э. говорит хронист Фредегар, соединяя в одно все три названия: «сурбы, племя из славян; славяне по прозванию винады». Готский историк Иордан в VI веке возводит современных ему славян, склавинов и антов, а также венетов к одному корню и дает, таким образом, «готовую» теорию славянского этногенеза.

       Под именем склавинов в греческих источниках славяне стали известны в VI веке н.э. в Подунавье, на границе Византийской империи. Самонаименование склавин – славянин – словак является вариантом слова «человек». У византийских авторов это наименование прилагалось к южным славянам. Самоназвание не только выделяет народ, но и противопоставляет его другим народам. Традиционно филологи (В.В.Иванов, В.Н.Топоров) выделяют противопоставление: «словене – немцы», т.е. «владеющие членораздельной речью, языком, словом – немые».

     3) Данные археологии, археологические культуры.

      4) Археологические данные подтверждаются данными языка.

       Особое место здесь имеет топонимика, и прежде всего это ойконимы (названия населенных пунктов) и гидронимы (названия водоемов). Еще в первых веках нашей эры становятся известными географические названия славянского характера: озеро Пельсо (слав. *pleso, плескать) ныне озеро Балатон в современной Венгрии, Берзовия – римское поселение на реке Брзва в Банате, местность Черна на реке Черне – северном Притоке Дуная и другие. Однако в разные эпохи на одной территории население не было постоянным: одни народы сменяли другие, а вместе с ними могли измениться и названия.   

       Кроме того, на взаимодействие  славянских и неславянских племен  указывают различного рода заимствования.  Так, исследования показывают, что  до III века до н.э. прагерманские  племена жили между реками  Одером и Вислой и соседствовали  с племенами славянскими. От этой эпохи в славянских языках сохранились такие германизмы, как лесть, кусити (попробовать, искусить), худог (художник), чужой (teuty – тевтоны; самоназвание германских племен), купить, хлеб (кислый хлеб). В VII – III веках до н.э. на юге славяне соседствовали с кельтами (территория современной Чехии). Изначально предполагалось, что кельтизмами являлись такие слова, как черен (название части печи), лютый, брага, слуга. Более поздние исследования показали, что из всех этих слов кельтизмом является только лексема слуга, остальные являются общеславянскими (черен, лютый) или тюркскими (брага) наименованиями.

     VI в. восточнославянские племена  начали длительный путь освоения  огромных и слабозаселенных территорий  Восточно-Европейской равнины, растянувшийся  на столетия. Эта характерная  черта нашего прошлого позволила  знаменитому историку С.М.Соловьеву определить Россию как страну, которая колонизуется. Многовековой процесс колонизации привел к складыванию огромной многонациональной России с колоссальными запасами природных ресурсов, но он же в немалой степени способствовал преобладанию экстенсивного типа развития хозяйства.

     Важным  и долговременным фактором исторического  развития восточных славян стало  неизбежное - в силу географических условий - соседство мира оседлых  земледельцев и горожан с миром  кочевых племен. С глубокой древности  полоса степей, протянувшихся от Алтайских  гор до Дуная, представляла собой  дорогу для кочевых народов, волна  за волной двигавшихся из глубин Центральной  Азии с востока на запад .

     В VI в. в Великой степи складывается громадный Тюркский каганат, с которым  вынуждены были считаться крупнейшие государства того времени - Китай, Иран, Византия. После кровавой междоусобицы он рухнул, и на его развалинах стали  возникать новые образования. В 30-х  годах VII в. в приазовских степях появилась Великая Булгария кочевников-болгар; тогда же сложилась и Хазария. Под давлением хазар часть болгар откочевала за Дунай, где вместе с оседлым славянским населением положила начало современной Болгарии. Часть болгар ушла на север и обосновалась в Поволжье - здесь до XIII в. ближайшим соседом северо-восточных русских земель стала Волжская Булгария.

     В середине VII в. хозяевами южных степей оставались хазары. Им удалось создать  огромное полиэтничное государство - Хазарский каганат, включавшее Восточный Крым, Северный Кавказ и степи между Волгой и Доном. Хазарская держава была не простым объединением кочевых и оседлых народов (хазар, болгар, мордвы, алан, славян). На местах существовала администрация - «тудуны» и «малики»; в больших городах (Фанагории, Беленджере, Самандаре, Атиле) находились кварталы ремесленников и купцов - русов, мусульман и евреев; там же селилась и хазарская знать, на лето откочевывавшая в степь

 

     2 Становление древнерусской государственности.  Проблема «норманнского влияния».

     Датой образования Древнерусского государства  условно считается 882 год, когда князь  Олег предпринял со своей дружиной поход из Новгорода в Киев по пути «из варяг в греки», в результате чего оба важнейшие центры были объединены. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь, а Олег провозгласил себя великим киевским князем.

     Олег  занял Киев и провозгласил его  «матерью городов русских». В Киеве  все его воины – и варяги, и словене, и другие – получили название – «русь», ведь все они были членами княжеской дружины. Уже в Киеве князь установил размер дани, которую должны были ежегодно платить его варягам подвластные племена Новгородской земли. Новгородцы обязались отвозить в Киев особую дань варягам в 300 гривен (гривна – слиток серебра весом около 200 г).

Информация о работе Энтогенез славян