Экономическое развитие России первой половины XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:27, контрольная работа

Описание

цель работы – проанализировать особенности развития внешней политики России в первой половине 19 века и рассмотреть реформы Александра II.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- проанализировать основные этапы внешней политики России в первой половине XIX века;
- рассмотреть принципы сохранения крепостного права и варианты освобождения;
- рассмотреть крестьянскую реформу 1861 года и выявить ее значение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Экономическое развитие России первой половины XIX века. Достижения и неудачи………………………………………………………..
4
2. Причины и предпосылки отмены крепостного права………………. 7
3. Крестьянская реформа 1861 года и её значение……............................. 9
Заключение…………………………………………………………………….. 15
Тест…………………………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы………………………………………….... 17

Работа состоит из  1 файл

история экономики - копия.docx

— 63.31 Кб (Скачать документ)

Но еще ранее, в 1856 г., крупнейший деятель эпохи реформ Н.А. Милютин в своей записке признавал, что дальнейшее сохранение крепостного права в перспективе, лет через 15, может привести к восстанию крестьянства.

Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный  человек, осознавший уроки Восточной  войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы. Большую  роль сыграли и свойства его характера  – доброта, сердечность, восприимчивость  к идеям гуманизма, бережно привитые ему всей системой воспитания В.А. Жуковского. Вскоре после заключения мира, выступая в Москве перед предводителями дворянства, император сказал: "Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крестьян. Я не скажу вам, чтобы  я был совершенно против этого. Мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что  вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло  свыше, чем снизу". Эта знаменитая, хотя и немногословная речь говорит нам о многом и важном в истории реформы 1861 г.: о том, что инициатива исходила от самого Александра II; что он ее навязывал дворянству; что он признавал необходимым опередить инициативу крестьянства, не дожидаясь давления "снизу", т.е. крестьянского движения; что он считался с общим направлением развития века. Дальнейшие события показали, что Александр II не отступил от этой первой заявки на отмену крепостного права. Советские историки писали о кризисе феодально-крепостнической формации, большинство западных пришли к заключению, что крепостная система хозяйствования накануне реформы 1861 г. была вполне жизнеспособна. Проблема эта, видимо, требует дальнейшего исследования с использованием данных о макро- и микроуровнях социально-экономического развития предреформенных десятилетий. Более бесспорным является влияние на подготовку реформы банковского кризиса конца 1850-х гг. Важной предпосылкой Великих реформ являлось наличие кадров, людей, готовых взять на себя грандиозный труд по преобразованию России, труд, к которому пытались приступить, но который не могли осилить их предшественники в первой половине XIX в. Этот слой прогрессивно мыслящих, интеллигентных людей, объединенных общностью взглядов на задачи предстоящих преобразований и методы их исполнения, начал складываться в недрах бюрократического аппарата николаевского царствования в 1830-е и особенно в 1840-е гг. Он определяется фактически идентичными понятиями "либеральной" или "просвещенной" бюрократии. Очагами ее формирования были министерства (государственных имуществ, внутренних дел, юстиции, морское), разные ведомства, канцелярия Государственного совета. Либеральная бюрократия не была отгорожена от общественных сил страны, она формировалась в содружестве с либеральными общественными деятелями, учеными, литераторами.

Другой такой предпосылкой стали институциональные реформы, проведенные в царствование Александра I, в том числе создание министерств, в которых и выросли кадры  будущих реформаторов. Важно отметить также значение наследия М.М. Сперанского, не только поставившего в повестку для крупномасштабные реформы государственного строя при Александре I, но осуществившего упорядочение законодательства при Николае I (создание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи), внесшего свою лепту в воспитание и образование будущего царя-освободителя (Сперанский полтора года читал наследнику престола лекции "Беседы о законах"). Заслуживают внимания и реформы в сфере народного просвещения в первой половине XIX в., которые готовили почву для грядущих перемен. Многие деятели Великих реформ вышли из университетов, института правоведения, Царскосельского лицея и др. Сами по себе перечисленные сюжеты достаточно изучены, но в историографии Великих реформ они пока не нашли должного места. Среди предпосылок отмены крепостного права немаловажное значение имел и накопленный в первой половине XIX в. опыт обсуждения и решения крестьянского вопроса. Указы 1803 г. о вольных хлебопашцах и 1842 г. об обязанных крестьянах, необязательные для помещиков, а потому и малорезультативные, вместе с тем апробировали в законодательстве идеи отмены крепостного права с выкупом земли крестьянами в собственность и неразрывной связи крестьянина с землей. Локальные реформы: отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (Лифляндия, Курляндия, Эстляндия) в 1816–1819 гг. и введение инвентарей в Юго-Западном крае (Киевская, Подольская, Волынская губернии) в 1847–1848 гг. были обязательны для помещиков и представляли две модели решения крестьянского вопроса, которые были учтены при подготовке отмены крепостного права. Реформа государственной деревни, проведенная П.Д. Киселевым в 1837 г., давала решение вопроса об организации и функционировании крестьянского самоуправления. Не остались без внимания и материалы Секретных комитетов (особенно 1835 г. и 1839 г.), которые в 1856 г. были переданы из II Отделения императорской Канцелярии в Министерство внутренних дел, где и началась подготовка отмены крепостного права.

 

 

3.Крестьянская реформа 1861 года и её значение.

 

Подготовка реформы сначала  велась тайно. Затем к ней были привлечены широкие круги дворянства: в 1858 году во всех губерниях (кроме Архангельской, где не было крепостных крестьян) были созданы выборные дворянские комитеты для составления проектов реформы. Центральное руководство подготовкой  реформы сосредоточилось в созданном  в 1858 году Главном комитете по крестьянскому  делу. Для сведения воедино материалов губернских комитетов при Главном  комитете были созданы редакционные комиссии. Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к подготовке реформы не были допущены. А готовившие реформу дворяне стремились к  тому, чтобы обеспечить свои собственные  интересы.

Центральным вопросом реформы  был вопрос о том, освобождать  крестьян с землей или без земли. По этому вопросу шли споры  между группами крепостников и либералов. К крепостникам принадлежала феодально-бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых базировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералы хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совсем без земли было невозможно. Но помещики черноземных губерний, где земля высоко ценилась, стремились освободить крестьян с минимальным наделом и за выкуп. Такое "освобождение" сохраняло у помещиков почти всю землю и обеспечивало их хозяйство рабочими руками. Помещики нечерноземных губерний, где земля не представляла такой ценности, считали возможным освобождение крестьянина с землей за высокий выкуп; так помещики получали капитал для ведения капиталистического хозяйства на оставшейся у них земле.

Существовала также классовая  борьба вокруг реформы. Интересы народных масс в царских комитетах и  комиссиях не представлял никто. Основная борьба вокруг реформы велась не между дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством - с другой. Интересы крестьян выражали революционные демократы, в своих  выступлениях они призывали к  полной ликвидации крепостничества  и помещичьего землевладения, к  передаче всей земли крестьянам без  всякого выкупа. Борьба революционных  демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство  отказаться от наиболее реакционных  вариантов реформы и пойти  на некоторые уступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее  всех помещиков решение освободить крестьян с минимальным наделом  земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков, как рабочими руками, так и капиталом.

Закон об отмене крепостного  права (манифест об освобождении крестьян) - "Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости" - был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. За свою крестьянскую реформу Александр II был назван "Царем Освободителем".

В отличие от других стран  крестьяне при освобождении получали землю. За землю, которую они получали от помещиков, платило государство; государству же стоимость земли  должны были выплачивать сами крестьяне  в течение 49 лет. 85 % крестьян выкупили землю за 20 лет. В 1905 году правительство  аннулировало остающийся крестьянский долг. Крестьяне получили землю не в личную собственность, а в собственность "общины" (деревни, села). Община явилась  маленькой демократической ячейкой. Все местные вопросы в ней  решались большинством голосов. Важнейшей  задачей в общине было справедливое распределение "общей" земли между  отдельными хозяйствами. Большие семьи  получали больше земли, маленькие - меньше. Но, так как состав семей менялся, приходилось довольно часто перераспределять землю. Таким образом, крестьянские хозяйства не имели постоянной земли.

Общие дела сельскохозяйственных районов стали решаться выборными  представителями общин и помещиков. Такая организация была названа "земством". Земства проводили  в деревнях большую и полезную работу. Они строили школы и  церкви, открывали больницы, организовывали агрономическую помощь. Реформированы  были также городская администрация, система народного образования  и система призыва в армию.

Основой пирамиды дворянского  самоуправления стали уездные дворянские собрания, на которых намечались кандидатуры  мировых посредников - лиц, которые  должны были осуществлять непосредственный и постоянный надзор над крестьянскими  общинами. Мировые посредники избирались только из дворян, нижний предел их земельного ценза был 150 - 500 десятин земли. Затем  списки мировых посредников представлялись губернатору и окончательно утверждались сенатом. Должность мирового посредника не относилась к числу синекур. Проблем, подлежащих разрешению, было множество. Страна разрывалась конфликтами  непривычного толка, помещики были озлоблены  и испуганы, крестьяне - растеряны  и подавлены. Чаще всего, выбирая  мирового посредника, дворяне над  стадом овец ставили надзирателем волка. Ведь среди местных помещиков  было мало сочувствовавших крестьянам и желавших облегчить их участь. А права мирового посредника были немалые - он утверждал все - от выбранных на сельских сходах старост и волостных старшин до сроков и времени самих сходов. Кроме того, ни одна сделка, ни одно соглашение между помещиком и крестьянским обществом не считалось действительным без конфирмации мировым посредником.

Проблемы, которые вставали перед рядом мировых посредников, либо частные проблемы того или иного посредника разрешались на уездных съездах. Уездный мировой съезд должен был ограничивать возможный произвол мировых посредников, чинимый в интересах соседних помещиков, а также следить за отношениями внутри крестьянства волости. То есть к предметам ведомства уездных мировых съездов относятся: споры, недоразумения и жалобы, возникающие из поземельных отношений между помещиками и крестьянами, а также жалобы крестьян на волостные сходы и волостных лиц.

Крестьянская реформа 60-х  гг. послужила основным поводом для  создания в России всеохватывающей  системы должностных знаков. Ранее  страна почти не имела должностей, которые располагали бы соответствующей  форменной одеждой. Крестьянская реформа  вызвала к жизни множество  выборных постов, держатели которых  должны были постоянно сталкиваться с людьми, судить их, поощрять или  наказывать. А в России для того, чтобы выполнять такую работу, надо было иметь формальный признак  права на должность. И когда эта  проблема возникла, то в первых же появившихся  документах видна озабоченность  именно психологическим аспектом проблемы.

Итак, реформа проводилась  на основе «Положений» 19 февраля 1861 года (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться  своим имуществом. Помещики сохраняли  собственность на принадлежащие  им земли; полученные от помещиков наделы крестьяне обязаны были выкупать, что в ряде мест встретило сопротивление крестьянства. До выкупа крестьяне назывались временнообязанными и несли повинности в пользу помещика. На местах реформу проводили мировые посредники, контролировавшие составление уставных грамот на каждое имение.

Реформа об освобождении крепостных крестьян была проведена в интересах  помещиков. Крепостные получили землю  не безвозмездно - они должны были единовременно  уплатить помещику за свой надел около 1/5 части, обусловленной суммы. Остальную  часть помещикам выплачивало  государство. Однако крестьяне должны были возвращать правительству эту  сумму ежегодными платежами (с %) и, в итоге, заплатив помещикам 550 млн. руб., царское правительство собрало с крестьян около 2 млрд. руб. золотом.

Следует подчеркнуть, что  после реформы у крестьян по всей стране осталось на одну пятую часть  земли меньше, чем было до 1861 года.

К величайшему сожалению, крестьянская реформа получилась совсем не такой, о какой мечтали Герцен, Чернышевский и другие революционные  демократы. И все же нельзя отрицать огромное нравственное значение реформы, покончившей со многовековым рабством. После реформы усилилось и расслоение крестьянства. Некоторые крестьяне богатели, покупали землю у помещиков, нанимали работников. Из них впоследствии сформировался слой кулачества - деревенской буржуазии. Многие крестьяне разорялись и отдавали свои наделы за долги кулакам, а сами нанимались в батраки или уходили в город, где становились добычей алчных заводчиков и фабрикантов.

Социальные противоречия между безземельными крестьянами  и богатыми землевладельцами явились  одной из причин грядущей русской  революции. После реформы вопрос о земле стал жгучей проблемой  российской действительности. Ведь свобода - это еще не хлеб! По всей России 30 тыс. помещиков владели таким  же количеством земли, которое имели 10,5 млн. крестьянских дворов. В этой ситуации русская революция была неизбежной.

Крестьянская реформа 1861 года имела свои особенности в  различных областях Российской империи. Так, вместе с "Общим Положением о  крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" были подписаны "Дополнительные правила" о крестьянах в Земле войска Донского, в Ставропольской губернии, в Сибири и в Бессарабской области. В ходе реализации реформы также возникла необходимость в корректировке общих положений применительно к некоторым областям. Так, 19 февраля 1864 г. были подписаны указы, определяющих устройство крестьян в Царстве Польском: "Об устройстве крестьян", "Об устройстве сельских гмин", "О ликвидационной комиссии" и "О порядке введения в действие новых крестьянских постановлений". Основной причиной серьезных уступок, сделанных правительством, было Польское восстание 1863 г. Если в коренных областях империи самодержавие делало все для обеспечения интересов дворянства, то в Царстве Польском, была сделана попытка опоры на крестьянство в борьбе с польским национально-освободительным движением, где участвовали польские дворяне.

Информация о работе Экономическое развитие России первой половины XIX века