Экономические взгляды социалистов- утопистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:40, контрольная работа

Описание

Еще во времена античности отдельные представители передовой общественно-политической мысли пытались заглянуть в общество будущего, основанного на принципах равенства. Однако первые социалистические учения появились в эпоху первоначального накопления капитала. Они теснейшим образом были связаны с движением угнетенных масс за свое социальное освобождение.
Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Но не все учения о будущем обществе относятся к утопическому социализму, т.к. существуют определенные признаки, позволяющие отнести то или иное учение к социалистической утопии. Среди этих признаков можно выделить наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижения не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….3
1. Утопический Социализм ……………………………..…….……………..4
2. Утопический социализм в России ……………….………..………….6
3. Шарль Фурье ……………………………………………….…………………….8
4. Роберт Оуэн 10………………………………………………………………...12
5. Учение А. Cен-Симона………………………………………………………14
Заключение ………………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.70 Кб (Скачать документ)

     При создании своего общественного идеала Фурье, находился под влиянием естественно-правовых воззрений. Хотя он и критиковал взгляды просветителей XVIII в., однако, воспринял ряд идей из их теоретического багажа. Прежде всего, это видно в трактовке Фурье вопросов о взаимосвязи природы, общества и человека. Взяв мысль просветителей о том, что надо «жить сообразно с природой», Фурье развивает собственную оригинальную натурфилософскую концепцию, в которой глубокие, содержательные идеи сочетаются с наивными, даже фантастическими. Мыслитель создает «теорию всемирного единства», доказывая взаимосвязь природы и общества. Он пишет о необходимости познания закономерностей их развития, о возможности господства человека над природой. Человек, по мнению Фурье, — это почка на необозримом и вечно живом древе вселенной, он ответствен не только за свою жизнь, но и за жизнь всего человечества. Мыслитель считает, что человечество идет к такому общественному строю, который будет соответствовать природе и страстям человека.

     Остро и едко критикуя строй цивилизации, Фурье не был, однако, сторонником социального равенства, основанного на общности или равенстве имущества. Он называл равенство химерой, утверждал, что «всякое  уравнительство — политическая отрава», так как человек по инстинкту враг уравнительности и склонен к иерархическому режиму. Поэтому и в будущем обществе следует добиваться, по мнению социалиста-утописта, «согласия неравенства». Причем это неравенство должно быть весьма значительным и стать источником дальнейшего развития общества. «Невозможно организовать серии ,по страсти, — писал он, — без большого неравенства состояний, характеров, вкусов и инстинктов: если бы не существовало этого ряда ступеней неравенств, надо было бы его создать, установить во всех отношениях, прежде чем получить возможность ассоциировать то, что относится к страстям». Тем самым Фурье порывает с грубо уравнительным, аскетическим пониманием справедливого общества, характерным для утопического коммунизма XVIII в. Поэтому в своем общественном идеале он не ликвидирует частную собственность, правда, подвергает ее определенным изменениям. По мнению социалиста-утописта, в критикуемом им обществе вопрос о собственности крайне запутан, а он, между тем, играет большую роль. «При строе цивилизации, — пишет Фурье, — царит страшный мрак в отношении всех вопросов, касающихся права собственности». Эта собственность не обеспечивает процветание общества, ведет к чрезмерной зависимости трудящихся от работодателей. А социалист-утопист постоянно думает о бедняках, считая, что они должны жить в совершенно иных условиях, не хуже, чем живут при строе цивилизации состоятельные люди. Поэтому он понимает под «общественным богатством изобилие разных степеней, ставящее наименее богатых людей в безопасность от нужды и обеспечивающее им, по крайней мере в качестве минимума, участь, которую мы называем средним 'буржуазным достатком». Отмечая необходимость сохранения частной собственности, мыслитель постоянно подчеркивал, что страсть к богатству, без которого нет удовлетворения потребностей и наслаждения жизнью, присуща «природе» человека. Чувство хозяина, сопричастность к собственности, личная заинтересованность в результатах труда играют большую роль. Поэтому, считает Фурье, надо всячески возбуждать в людях дух собственности, дать возможность и беднякам приобщиться к ней. «Инстинкт собственности, — писал он, — это самый могучий из известных нам рычагов для усиления жизнедеятельности цивилизованных народов: можно без преувеличения сказать, что производительность труда собственника вдвое выше по сравнению с трудом раба или наемного рабочего... Следовало бы, поэтому для разрешения основной проблемы политической экономии превратить всех наемных работников в собственников, заинтересованных в производстве». Однако Фурье отнюдь не был сторонником сохранения частной собственности в том виде, как она существует при строе цивилизации. Он многократно писал о «тирании индивидуальной собственности», господство которой означает противостояние интересов одного человека интересам всего общества. В будущем обществе собственность должна измениться «в соответствии с общественными удобствами».

     Сама  жизнь подтвердила значимость идей Фурье. Его творчество оказало заметное влияние на развитие различных отраслей науки и течений художественного творчества. Большого внимания и дальнейшего пристального изучения заслуживают и представления Фурье о равенстве и справедливости, мечты о будущем. Как заметил А. Бебель: «Идеям Фурье еще суждено воскреснуть при будущем переустройстве общественных порядков, хотя в ином виде, чем это рисовалось их творцу». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Роберт Оуэн 

     Роберт  Оуэн - выдающийся английский социалист-утопист. Оуэн родился в мелкобуржуазной  семье. С десятилетнего возраста самостоятельно зарабатывал себе средства к существованию. К двадцати годам  он был уже директором фабрики. С 1800 Оуэн управлял в качестве совладельца  крупным текстильным предприятием в Нью-Йорке (Шотландия). Деятельность Оуэна в Нью-Йорке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. Оуэн ввел на фабрике сравнительно короткий для того времени рабочий день, в 10,5 часов, создал ясли, детский сад и образцовую школу для детей и рабочих, провел ряд мер для улучшения условий труда и быта рабочих. В 1815 Оуэн выступил с проектом закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение. В 1817 Оуэн составил докладную записку парламентской комиссии, в которой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей. К 1820 окончательно оформились социальные идеи Оуэна: он пришел к убеждению о необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда.

     Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял  себе в виде свободной федерации  небольших социалистических самоуправляющихся  общин, включающих не более 3 тысяч человек. Главный вид занятий в общине - земледелие; но Оуэн был против отделения  промышленного труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также  и промышленное производство). При  общности владения и общем труде  не может быть не эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами 18 веке, что человеческий характер является продуктом общественной Среды, окружающей человека, Оуэн был убежден, что в  его новом обществе родится новый  человек.

     Правильное  воспитание и здоровая Среда научат его чувствовать и мыслить  рационально, искоренят в нем  эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны.

     Оуэн  был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно  вызовут стремление к организации  других. Стремясь показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную  колонию на началах общности владения. Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь доказательством утопичности его планов. После ряда неудач Оуэн вернулся в Англию, где принял активное участие в кооперативном и профессиональном движении.

     Одновременно  с реорганизацией обращения Оуэн пропагандировал широко задуманную утопичную реорганизацию производства, также в качестве мероприятия  для мирного перехода к социалистическому  строю. Оуэн предполагал, что профессиональные организации рабочих могут взять  в свои руки соответственные отрасли  промышленности и организовать в  них производство на кооперативных  началах, не прибегая ни к каким насильственным мерам. В 1834 был организован “Великий национальный объединенный союз производств”, поставивший себе задачей осуществление  этого оуэнского плана. Капиталистическая  действительность разбила утопичные  надежды Оуэна. Ряд организованных предпринимателей локаутов, а также  неудачные стачки, суровые судебные приговоры привели к ликвидации “Великого союзы” в том же 1834.

     Неудача “Великого союза” была началом  заката оуэнизма. Осуждая политическую борьбу рабочего класса, Оуэн и большинство  его сторонников остались в стороне  от мощного классового движения английского  пролетариата - чартизма, и отрицательно относились к нему. Тем не менее  заслуги Оуэна велики. Сорок лет  проповедовал Оуэн идеи социализма. Всю  сознательную жизнь служил он интересам  рабочего класса, борясь за фабричное  законодательство, за улучшение условий  труда.

     Оуэн - единственный из великих утопистов, сделавший попытку, хотя и основанную на неправильной, утопичной теории, привлечь самих рабочих к делу социалистического преобразования общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5.Учение А. Cен-Симона 

     А. Сен-Симон (1760 - 1825) принадлежал к высшей французской  аристократии. Целью своей жизни  он считал создание учения, научно объясняющего общественное развитие и предлагающего  справедливые формы общественного  устройства.

     А. Сен-Симон  первым употребил понятие "индустриального  общества", подметив то обстоятельство, что промышленное машинное производство становится основой экономической  системы капитализма. Все общество он делил на 3 класса - "бесплодных" (дворянство, духовенство), бесполезных  для общественного прогресса, - и "индустриалов" (предпринимателей, рабочих крестьян, ремесленников), производителей материальных благ.

     Коренными недостатками индустриальной системы  он считал конкуренцию, обнищание широких  масс населения, бедственное положение  рабочих. Этой системе был противопоставлен проект так называемый "новой  промышленной системы", в которой: люди будут трудиться сообща, в  тесном взаимодействии, на основе плановой организации производства и распределения  материальных благ по потребностям.

     А. Сен-Симон  полагал, что путь к "новой промышленной системе" лежит через осознание  предпринимателями необходимости  опекать, поддерживать рабочих, выделять на их социальное обустройство часть  прибыли. Частную собственность  А. Сен-Симон считал необходимым  сохранить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Таковы  в основных чертах учения социалистов-утопистов  первой половины 19 века. Легко заметить то общее, что было в них: критика  современного им строя основанного  на погоне за прибылью, сочувствие трудящимся, стремление облегчить их жизнь, распределение  по потребностям или по труду, планирование производства. Многие идеи утопистов-социалистов  вошли в идейный фонд сторонников  и продолжателей социалистических учений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы: 

     1. Антология  экономической классики. Т. 1. М.: Эконов, 2003.

     2. Блауг  М. Экономическая  мысль в  ретроспективе. М. Дело ЛТД. 2004.

     3. Гелбрейт  Дж.К. Экономические теории и  цели общества. М.: Прогресс, 2001. С. 36.

     4. Всемирная  история экономической мысли  / Гл. ред.— В.Н.Черковец. Т. 4, М., 2003.

     5. Жид  Ш., Рист III. История экономических учений. М.: Экономика, 2004.

     6. Кондратьев  Н.Д. Избранные сочинения. Ред.  колл. Л.И. Абалкин и др. М.: Экономика, 2003.

     7. Самуэльсон  П. Экономикс. Т. 2. М.: Прогресс. 2004.

     8. Столяров  И.А. Предисловие // Антология экономической  классики. Т. 1. М.: Эконов, 2003.

     9. Титова  Н.Е. История Экономических Учений. М.: ВЛАДОС. 2003.

     10. Экономика  и бизнес / Под ред. В. Д. Камаева. М.,2002.

     11. Ядгаров  Я. История экономических учений. М.,2004.

Информация о работе Экономические взгляды социалистов- утопистов