Экономические кризисы в России 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:07, реферат

Описание

Особое внимание, которое привлекает к себе история России первых десятилетий ХХ века, вполне оправдано: это был драматический период, ставший поворотным пунктом в истории отечества, в судьбах отдельных людей, поколений, народа. Исключительно важным в этом отношении представляется беспристрастный анализ экономического состояния России начала ХХ века, ибо современные знания политизированы.

Содержание

1) Введение……………………………………………………………..3-5стр
2) Кризис 1900 – 19003 гг.……………………………………………..6-7стр
3) 20 век – советский период………………………………………….8-10стр
4) Развитие внутренней и внешней торговли, транспорта и финансов в предвоенный период……………………………………………….11-13стр
5) Заключение……………………………………………………………14стр
6) Использованная литература………………………………………….15стр

Работа состоит из  1 файл

Экономические кризисы 20 века.docx

— 44.58 Кб (Скачать документ)

  Рост населения в России прекратился с 1991 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  внутренней и внешней  торговли, транспорта и финансов в предвоенный  период.

  Развитие внутренней торговли. С конца XIX в. До начала первой мировой войны объем внутренней торговли в России увеличился в 1,5 раза. В первом десятилетии ХХ в. при активной роли иностранного, особенно французского, капитала образуются крупные торговые монополистические объединения, которые стремятся сосредоточить в своих руках торговлю хлебом, мясом, рядом промышленных товаров. Однако пережитки крепостничества сказывались и на торговли. Наряду с передовыми капиталистическими формами торговли - биржами, стационарными торговыми предприятиями - в России сохранились и патриархальные формы торговли (например, ярмарки).

  Развитие внешней торговли. За 1909 - 1913 гг. внешней товарооборот России возрос в полтора раза по сравнению с 1904 - 1908 гг. По-прежнему в структуре экспорта 90% составляли продовольственные товары и сырье, причем на хлеб приходилось 40%. Несколько возросли размеры промышленного экспорта - тканей, нефти, сахара, металлов, хотя его доля составляла лишь 10% вывоза. Для завоевания внешних рынков капиталистические монополии стали использовать демпинг. Так, в Лондоне русский сахар продавался почти в три раза дешевле, чем на внутреннем рынке. Рельсовый синдикат продавал на иностранных рынках рельсы на 25 - 30% дешевле, чем в России. Русские рельсы появились в Румынии, Италии, Дании, Южной Америке, Японии и даже в Англии.

  Русский рынок имел большое значение для развитых капиталистических стран. Завоевать главенствующее положение на нем особенно стремилась Германия. В ХХ в. возрос ввоз в Россию немецких машин, станков, оборудования. На втором месте по внешнеторговому обороту с Россией стояла Англия. Во внешней торговле царское правительство упорно стремилось к активному балансу в качестве источника платежей по иностранным займам, к которым оно постоянно прибегало. Поэтому царизм усиливал политику таможенного протекционизма, выдавал предпринимателям специальные вывозные премии, возвращал им налоги с товаров, предназначенных на экспорт, и т. д. С помощью государства русские внешнеторговые фирмы успешно теснили своих западноевропейских конкурентов в Иране. Перед войной 50% иранского импорта приходилось на долю России. Сильны были русские позиции и на рынках других стран Востока - в Китае, Монголии, Афганистане, Турции.

  Развитие транспорта. Хотя перед первой мировой войной в связи с промышленным подъемом железнодорожное строительство снова усилилось, транспорт был узким местом русской экономики. Общая длина железных дорог в 1913 г. достигла 70,2 тыс. км. Более чем вдвое вырос за 1900 - 1913 гг. грузооборот, однако по этому показателю Россия занимала лишь пятое место в мире. Более 3/4 всех железнодорожных путей были одноколейными, не хватало паровозов и вагонов. Размещение железных дорог в стране было крайне неравномерным: 82% приходилось на европейскую часть. Но и здесь перед первой мировой войной на единицу пространства приходилось рельсовых путей в 11 раз меньше, чем в Германии, и в 7 раз меньше, чем в отсталой Австро-Венгрии. Мало было и шоссейных дорог. Весной и осенью глубинные районы были буквально отрезаны вследствие бездорожья. В ряде губерний доставка пуда хлеба от села до железнодорожной станции стоила дороже, чем из Одессы в Америку.

  Финансы России. Рост государственного бюджета был обусловлен ускоренным развитием промышленности, усиленным притоком иностранного ссудного капитала, увеличением налогов. При этом прямые налоги - поземельный налог, государственный промысловый налог и сбор с доходов от денежных капиталов - по-прежнему составляли незначительную часть бюджетных поступлений. Вместе с тем за 10 предвоенных лет косвенные налоги, которыми облагались предметы народного потребления: табак, сахар и т.д., - увеличились с 1089 млн. до 1842 млн. руб. и к началу первой мировой войны составляли около 60% всех бюджетных доходов. Царское правительство использовало косвенные налоги как средство грабежа народных масс. В 1913 г. чистый доход государства от продажи одних лишь спиртных напитков был в три раза больше, чем от всех прямых налогов. Важную роль среди налогов играли таможенные пошлины.

  В расходной части бюджета царской России рос удельный вес военных расходов, платежей по государственным займам, а также расходов на содержание аппарата насилия. В 1913 г. на народное просвещение было ассигновано средств в 2,5 раза меньше, чем на содержание императорского двора, духовенства, тюрем и полиции.

  В связи с ростом военных и административных расходов значительно вырос государственный долг. Огромные долги, сделанные царизмом во время войны с Японией и первой русской революции, возросли еще больше в связи с подготовкой к новой войне. В 1914 г. государственный долг России составлял около 10,5 млрд. руб. За 15 предвоенных лет иностранным капиталистам было выплачено только в виде процентов по займам и дивидендов около 5 млрд. руб. - больше, чем было ввезено в Россию иностранных капиталов за это же время. 
 
 
 
 

Заключение.

  Кризис прекращается в 1904 г., но, в отличие от Западной Европы, сменяется не промышленным подъемом, а затяжной депрессией. Лишь с 1909 г. в стране опять начинается промышленный подъем.

  Кризис 1900-1903 гг. имел глубокие социально-экономические и политические последствия. Он привел к усилению процесса монополизации. В годы кризиса наиболее быстро разорялись технически отсталые предприятия, поэтому процесс модернизации в последующие годы значительно ускоряется.

  Кризис 1900-1903 гг. явился переломным моментом и в начавшемся процессе сращивания банков и промышленности. Крупным банкам, понесшим значительные потери в период кризиса, правительство оказало поддержку, опираясь на которую они принимали активное участие в "финансовой реорганизации" пошатнувшихся предприятий.

  Вмешательство правительства в экономику вызвало заметное усиление государственно-монополистических тенденций. В послекризисные годы власть вынуждена более внимательно прислушиваться к нуждам российской промышленности.

  Достаточно серьезными оказались социальные последствия. Последовавшая вскоре Первая российская революция в какой-то мере была приближена и порождена кризисом 1900-1903 гг.

 Сам по себе экономический кризис - еще не катастрофа. В рыночной экономике это закономерное явление, которое не только устраивает встряску для экономики государства, но и может быть стимулом для дальнейшего развития. Однако игнорирование или недостаточный учет причин, приведших к кризису, всегда имеет самые тяжелые последствия.

Использованная  литература:

  1. В.Т. Чунтулов, Н.С. Кривцов и др. “Экономическая история СССР”

    Москва, “Высшая  школа”, 1987 г.

    2. Л.Н. Жарова, И.А. Митина.  “История Отечества 1900-1940”.

    М.: Издательство “Просвещение”. 1992 г.

    3. С.В. Кулешов и др. “ История Отечества “ Москва, 1991 г.

    4. С.В. Мироненко “История Отечества: люди, идеи, решения.

    Очерки истории России 19-начала 20 вв.”. Москва, 1991 г.

    5. И. Н. Ионов Российская цивилизация IX – начало ХХ века. М., 1995 г.

    6. В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченко. История Отечества. М., 1999 г. 

Информация о работе Экономические кризисы в России 20 века