Характеристика «Салической правды»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание

Важнейшим источником для изучения общественного строя франков преимущественно Северной Галии в меровингский период является "Салическая правда". Салический закон (Lex Salica) - запись обычного права салических франков, одна из ранних варварских правд. Записана (на вульгарной латыни с вкраплениями франкских слов и выражений) в начале VI в. по распоряжению короля Хлодвига; При его преемниках дополнялась и перерабатывалась. Характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий.

Содержание

Введение 1
1. Характеристика «Салической правды» 2
2. Право собственности. 4
3. Обязательственное право. 6
4. Семейное право. 7
5.Наследственное право. 8
6. Уголовное право. 8
7. Судебный процесс. 10
заключение 10
Список литературы 11

Работа состоит из  1 файл

з11020309 (и) к.р ИГПЗС.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)
 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII века и с VIII по середину IX века). Рубеж разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

     Во  втором периоде в основном завершается  создание крупной феодальной земельной  собственности, двух основных классов  феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.

     В V—VI веках у франков сохранились  еще общинные, родовые связи, отношение  эксплуатации среди самих франков  не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных  походов Хлодвига.

     Важнейшим источником для изучения общественного строя франков преимущественно Северной Галии в меровингский период является "Салическая правда". Салический закон (Lex Salica) - запись обычного права салических франков, одна из ранних варварских правд. Записана (на вульгарной латыни с вкраплениями франкских слов и выражений) в начале VI в. по распоряжению короля Хлодвига; При его преемниках дополнялась и перерабатывалась. Характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий. Структурно делится на титулы (главы). Основное содержание С.п. составляют нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права дают представление о развитии права собственности на землю. С.п. (также в общих чертах) описывает брачно-семейные отношения.

  1. Характеристика  «Салической правды»

     "Салическая  правда" более или менее чистом  виде отражает архаические порядки  первобытнообщинного строя, существовавшие  у франков ещё до завоевания, и слабо отражает жизнь и правовое положение галло-римского населения. Но на протяжении VI-IX веков франкские короли делали все новые и новые дополнения к "Салической правде" поэтому в сочетании с другими источниками более позднего периода она позволяет проследить также и дальнейшую эволюцию от родоплеменного строя к феодализму франкского общества в целом.

     Содержит  перечень преступлений и соответствующих  им наказаний (налагавшихся главным  образом в виде штрафов). Воспроизводит  различные этапы архаичной судебной процедуры. Не испытала заметного влияния римских правоотношений, сохранив в почти неизмененном виде нормы германского обычного права. Отразила эволюцию франкского общества от первобытнообщинного строя до начального этапа зарождения феодальных отношений.

     «Салическая правда» основана на обычаях. В ней нет конкретного вида наказания за определённое преступление(убийство, кража), в каждом конкретном случае накахание зависит от субъекта преступления и объекта преступного посягательства прпаво (жизнь свободного или жизнь раба).В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по-существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется. Перед нами выступает древнее германское право, некоторыми деталями прямо напоминающее черты быта и нравов, существовавшие у древних германцев еще за несколько сот лет до вторжения их в Римскую империю и описанные когда-то Юлием Цезарем и Тацитом.

     Салическая  правда указывает также на наличие  у франков Других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской Дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещении, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

       «Салическая правда» делилась  на титулы (главы), а каждый титул  - на параграфы. Многие титулы  были посвящены штрафам за  всевозможные кражи. Встречались  в ней и такие титулы: «Об убийствах или если кто украдет чужую жену», «О том, если кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец», «О четвероногих, если убьют человека», В титуле «О нанесении увечий устанавливалось: «Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62 и 1/2 солида»; «Если оторвет нос, присуждается к уплате... 45 солидов; «Если оторвет ухо, присуждается к уплате 15 солидов». Солид - римская монетная единица. В VI веке 3 соли-да соответствовали стоимости коровы, «здоровой, зрячей и рогатой».

     Весьма  подробно в «Салической правде»  рассматривались все случаи кражи  крупных рогатых животных, овец, коз, случаи конокрадства. О развитии птицеводства свидетельствовали штрафы, установленные за украденных домашних птиц (кур, петухов, гусей). В «Салической правде» имелись титулы, устанавливавшие штрафы за кражу пчел и ульев с пасеки, за порчу и кражу плодовых деревьев из сада (франки умели делать прививки плодовым деревьям путем черенкования), за кражу винограда из виноградника. Представляют интерес титулы, которые определяют штрафы за кражу рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, птиц и зверей, прирученных для охоты.

  1. Право собственности.

     Защищая индивидуально-семейную собственность  на движимость, уже выделившуюся у  франков (наказания за кражу скота, рабов, хлеба, сена и т. д.), Салическая правда фиксирует процесс зарождения индивидуально-семейной собственности на землю (разрешение наследовать пахотные участки мужским потомкам)

     Согласно  «Салической правде», усадебная  земля находилась в индивидуальной собственности каждого свободного франка. На это обстоятельство указывают высокие штрафы, установленные за порчу и уничтожение изгородей или проникновение с целью воровства в чужие дворы. Вместе с тем луга и леса находились в коллективной собственности крестьянской общины. Принадлежавшие крестьянам соседних деревень стада паслись на общих лугах. Свободный крестьянин мог брать из леса любое дерево, в том числе срубленное, если на нем имелась пометка, что оно было срублено более года назад. Крестьянская община сохраняла верховные права на пахотные земли. Однако пахотная земля не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого свободного франкского крестьянина.

     Крестьянин  имел свой участок земли. На время  пахоты, сева и созревания хлебов огораживал его и передавал по наследству своим сыновьям. Женщине земля по наследству не передавалась. Верховные права общины на пахотную землю проявлялись в том, что никто из ее членов не имел права продавать свою землю. Когда крестьянин умирал, не оставляя после себя сыновей, эта земля возвращалась общине и попадала в руки «соседей».

     Родовую общину сменила община соседская, которая  состояла уже не из родичей, но значительная часть деревни, владевшая определенными  землями, еще продолжала оставаться связанной родовыми отношениями. Одновременно в деревне жили и чужаки - переселенцы из других мест, поселившиеся тут по соглашению с другими общинниками или в соответствии с королевской грамотой. «Салическая правда» в титуле «О переселенцах» устанавливала, что каждый свободный человек мог поселиться в чужой деревне, если против этого не протестовал никто из ее жителей. При наличии хотя бы одного человека, который выступил против, чужак в данной деревне поселиться не мог. «Салическая правда» рассматривала порядок выселения и наказания в виде штрафа того переселенца, которого община не захотела принять в число своих «соседей». «Если же переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи.»

     Королевская грамота также гарантировала  неприкосновенность переселенцев. «Салическая  правда» определяла огромный штраф  в 200 солидов каждому, кто осмеливался  протестовать против королевской грамоты.

     «Салическая правда» не сообщает прямо о существовании крупных поместий, но, судя по отдельным данным (перечисление дворовых ремесленников и др.), в V-VI веках поместья существовали рядом со свободной франкской общиной. Крупными землевладельцами были сам король, его дружинники, высшее духовенство и римские землевладельцы, частично сохранившие свои владения, и близкие к королевскому двору («королевские сотрапезники», как называет их «Салическая правда»). Тем не менее основной фигурой франкского общества этой эпохи был свободный франк - полноправный член сельской общины, свободный земледелец.  
Родовые связи у франков были очень сильны. Род в «Садической правде» выступает не только как верховный собственник общинных земель, но и как политическая организация. Существовали такие обычаи, как уплата денег за убийство того или иного человека его родичами, наследование имущества (кроме земли) по материнской линии, уплата родичами за своего несостоятельного родственника части выкупа (вергельда) за убийство. «Салическая правда» утверждала и закрепляла возможность передачи имущества не родичу. Добровольный выход из родового союза назывался «отказом от родства». Процедура «отказа от родства» подробно рассматривалась «Салической правдой» в титуле 60. Человек, который желал отказаться от родства, доджей был явиться на заседание избранных народом судей, сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать поломанные ветки в четыре стороны и сказать о том, что он отказывается от наследства и от всяких счетов со своими родичами. Человек, отказавшийся от родства, после этой процедуры не мог участвовать ни в наследовании, ни в получении вергельда. Его наследство поступало в казну.

  1. Обязательственное право.

     Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности.

     Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение.

     Передача  права собственности при сделках  осуществлялась публично путем простой передачи вещи.

     Неисполнение  обязательств или просрочка в  их исполнении влекли за . собой имущественную  ответственность. Истребование долга  происходило в строго установленной  форме.

 
4. Семейное право.

     Нормы брачно-семейного права, отраженные в 
Салической правде, раскрывали вопросы, связанные с заключением и расторжением 
брака, а также с отношениями в семье.

     Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более  древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой.  После его смерти эта власть переходила к свекру,  поскольку выкупная плата давалась им. К временам Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи или деньки,  которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в семье. Жена должна была явиться в дом мужа, принося приданное. Разводы, вначале допускаемые, были запрещены по мере усвоения христианства

     Брак  заключался в форме покупки невесты женихом Этому предшествовало согласие родителей жениха и 
невесты. Похищение невесты наказывалось штрафом. Запрещались браки между родственниками и браки свободных и рабов. Брак раба и свободного влек для последнего потерю свободы.

     Мужчина в семье занимал главенствующее место. Муж осуществлял опеку над женой и детьми: мальчиками – до 12-летнего возраста, девочками – до вступления в брак. После смерти мужа вдова 
попадала под опеку совершеннолетних сыновей или других наследников умершего. Хотя жена обладала собственным имуществом (приданым), распоряжаться им без разрешения мужа она не могла.

     Расторжение брака первоначально допускалось лишь по инициативе мужа. Муж мог развестись только в случае измены жены или совершения ею   некоторых преступлений. Жена, оставившая мужа, подлежала смертной казни. В VIII в. Карл Великий установил нерасторжимость брака.

    5.Наследственное  право.

     Салическая  правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.

     Наследование  по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии.

     Наследование  по завещанию осуществлялось путем  дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной  форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.

Информация о работе Характеристика «Салической правды»