Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:48, реферат
Цель данной работы: выяснить роль формационного и цивилизационного подходов в процессе изучения общественного развития и степень их актуальности на сегодняшний день.
Вышеобозначенная цель диктует постановку следующих задач:
- охарактеризовать основные положения формационной теории;
- охарактеризовать основные положения цивилизационной теории сквозь призму взглядов ее основоположников;
- в заключении – сделать вывод о роли обоих подходов и их значимости для сегодняшних процессов познания общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Характиристика формационного подхода 5
2.Характеристика цивилизационного подхода 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Он выделил первый этап истории – дикость. На первой стадии господствовали инстинкты: механики и морали. Первый человек был глуп и неразумен. Он создал религию, чтобы с ее помощью спасти себя от гнева природы. Первая форма государства, по Вольтеру, – теократия, представленная кастой жрецов, которая обманом удерживала власть. Чем больше человек узнает о мире, тем больше изменяется его социальная организация и государственное устройство. Государство сознательно построено по принципам свободы и разума. Отдельно Вольтер выделял китайское общество, которое, по его мнению, отличалось стабильностью и разумностью.
Вольтер придерживается деления история на историю античности и историю средних веков, а, значит, пишет он, должна быть жесткая хронология источников данного периода. История этих эпох носит у Вольтера негативный оттенок. Но, несмотря на все трудности, общество прогрессирует. Основой развития Вольтер считал “народный дух”.
Представление о цивилизационном подходе к изучению процесса общественного развития не может быть составлено без рассмотрения теории Гегеля. Заслуга Гегеля - стремление преодолеть разрыв между историческим и рациональным, преодолеть дуализм субстанции и субъекта. Это означает переход от субстанции к субъекту лишь в себе, субстанция обретает самосознание и осознает себя в качестве субъекта. Для этого субстанции нужно придать саморазвитие.
Для Гегеля мир представляет собой единство и изменяется под воздействием мирового духа. Познание самого себя возможно через объективацию и необходимо для развития. В развитии общество он выделял три этапа:
- чистый абстрактный дух, дух в себе. Развитие индивидуального сознания в направлении свободы (осознанная необходимость) , то есть, история может исследоваться на уровне отдельных личностей. Критерий для отбора – насколько индивидуальное сознание двигается в сторону осознания свободы.
- формы объективации мир духа. Это те формы, которые важны как условие реализации индивидуальной свободы (отношение к собственности, мораль, право). Через них проходит осознание человеком самого себя; самореализация духа на уровне индивидуального сознания. Коллективный дух может рассматриваться как аналог общественного сознания. Ценность свободы должна быть коллективная, должна получить форму общепризнанного. Мораль – частичная форма общественного признания. Свобода – цель развития, но есть и ограничения – добровольность. Право – утраченная добровольность, сохранившее общее признание. Нравственность – синтез морали и права. Высшее предназначение – обеспечить движение индивидуального сознания в сторону свободы. Высшая форма нравственности и коллективного духа – государство, которое получает статус, когда базируется на морали и нравственности. Всеобщность, целостность достигается на стадии абсолютного духа.
- соединение объективации и познания духом себя как целостности. Формы проявления абсолютного духа на данном этапе: искусство, религия, философия (наивысшая форма воплощения абсолютного духа). При наличии государства и формы правления абсолютного духа человеческая индивидуальность может осознать себя как свободная личность. Но одновременно завершится и процесс самосознания мирового духа, а, значит, завершится история. Всемирная история – прогресс в осознании свободы, который можно познать в его необходимости.
Познание духа рационально и объективно. Разум господствует в мире, то есть всемирный процесс общественного развития совершается разумно. Организация мира разумна. Разум оказался сущностью всего существующего в мире и эту сущность необходимо заметить. Каждый новый этап логичен и закономерен, изменение последовательности этапов невозможно. История необходима, чтобы познать саму себя, история познается в развитии.
История движется по определенным этапам, субъект на каждом этапе изменяется. Исторический процесс логичен, необходим, сочетает временную и логическую направленность.
Важная особенность цивилизационной теории Гегеля - это выделение в обществе разумного человека. Человек как представитель социальной общности является мотивацией всеобщего познания (некий взгляд извне). Исторический процесс заключается в познании самого себя, собственной природы, но это познание на определенном этапе без человека невозможно, человек должен выйти на понимание разумного в истории. Именно человек творит историю, выступая в качестве объективации мирового разума.10
Познание
мировым духом свободы
Гегелевская диалектика, в целом, характеризуется сдвигом в сторону всеобщих закономерностей исторического развития. Субстанционная основа истории меняется. В этом отличие философии Гегеля от предшественников.
Закон – это существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь. Эта связь должна быть необходимой. В общественном развитии много случайного, и важно выделить существенные и необходимые аспекты.
Цивилизационный подход - это в основном феноменологический анализ истории, то есть, описание тех форм, в которых история стран и народов является взору исследователя. Формационный анализ - это разрез истории "по вертикали". Он раскрывает движение человечества от изначальных, простых (низших) ступеней или форм к ступеням все более сложным, развитым. Цивилизационный подход, напротив, - анализ истории "по горизонтали". Его предмет - уникальные, неповторимые образования - цивилизации, сосуществующие в историческом пространстве-времени.11
Из
сущности и структуры общественно-
Таким образом, основываясь на всем вышесказанном, можно сделать следующие выводы.
Новая
страница в истории решения
Цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые опять-таки не связаны напрямую с формационным членением общества.
Цивилизационный подход вполне согласуется с современными представлениями о культуре как внебиологическом, чисто социальном способе деятельности человека и общества. Более того, цивилизационный подход позволяет рассматривать культуру во всем ее объеме, не исключая ни одного структурного элемента. С другой стороны, сам переход к цивилизации может быть понят только с учетом того, что он явился узловым пунктом формирования культуры.