Финансовая реформа Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:29, реферат

Описание

Основная цель, которую я поставила при написании реферата, это ознакомление с общим характером реформистской деятельности Петра I и более подробное изучение финансовой политики и экономики в стране в период его правления. Причины, послужившие проведению финансовой реформы в стране, как работала система налогообложения, как осуществлялся порядок надзора за государственными расходами, финансовое устройство страны, как была проведена денежная реформа. Это те вопросы, на которые я хотела бы получить ответы. И в заключении подвести итоги финансовой деятельности Петра 1, оценив значение реформы.

Содержание

Введение ……..……………………………………………………………………3
Глава 1. Общий характер преобразовательной деятельности Петра I ….……4
Глава 2. Финансовая реформа Петра I …………………………………………7
Глава 3. Итоги финансовой реформы Петра I ………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории. Финансовая реформа Петра Первого.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

2. Установление весовой нормы и пробы для серебряных, золотых и медных монет, обеспечить их изготовление машинным способом.

3. Установление единого денежного обращения на всей территории России.

4. Увеличить доходы казны от чеканки монет для покрытия расходов, связанных с Северной войной (фискальные цели).

Важно, что реформа проводилась постепенно. Делали определенный шаг, выжидали, каковы будут последствия, и только затем переходили к следующему этапу. С 1696 начали чеканить датированные проволочные серебряные копейки, а через несколько лет и разменную медную монету. Это новшество должно было подготовить население к реформе.

Постепенно создавалась и серия серебряных монет: 50, 25, 10, 5 и 3 копейки; в 1704 она получила свое завершение в рубле, равном по весу талеру (28 г.). Таким образом, все основные номиналы новой денежной системы вошли в обращение в 1700-1704 годах. Было покончено со старым счетом, денежные суммы исчислялись в рублях и копейках.

С 1701 г.  начали  чеканить золотые червонные, равные по пробе и весу дукату – золотой международной монете. Выпуск червонных означал создание русской золотой монеты, которой ранее не было в денежном обращении страны.

Петр I отказался от введения общепринятых в Европе надписей на латыни. На всех деньгах в России легенды были на русском языке.

Прибыль от монетной реформы сначала давала огромный доход, но постепенно она снижалась. Эта денежная перечеканка немного облегчила положение финансов в стране, но вскоре появилось множество проблем: цена русской монеты упала почти на половину, а цены всех товаров поднялись вверх в два раза; затем упали в два раза все окладные платежи.

В денежном обращении России в первой четверти XVIII в. серебряная монета явилась основной, она составила – 88,5%, медная монета – 9%, золотая монета – 2% общей суммы чеканки. Всего же за время правления Петра I (1689 – 1724) серебряная чеканка составила около 30,4 млн. рублей или 423 тыс. руб. в среднем в год. Самый большой доход казна получила от передела серебра – 8366 тыс. руб. (при среднегодовом в 322 тыс. рублей).

В истории денежной реформы Петра I можно наметить три этапа.

Первый этап (1698 – 1704) – самый важный. Происходит внедрение в денежное обращение серебряной, медной и золотой монеты, понижение веса серебряной копейки до 1/100 веса талера, основание новых денежных дворов и постепенный переход от ручной чеканки к машинной, разработка новой денежной системы.

Второй этап (1711 – 1717) - отказ от чеканки мелких серебряных монет талерной пробы и понижение ее до 70-й – сокращение содержания серебра в монете и уменьшение ее реальной ценности.

Третий этап (1718 – 1724) - происходят радикальные изменения:

1.      Прекратилась выделка серебряных проволочных копеек.

2.      Монеты крупного достоинства заняли ведущее место, для которых тоже была установлена 70-я проба.

3.      Переход из фискальных соображений к чеканке новой медной монеты, 40-рублевой весовой норме, что привело к резкому обесцениванию денег.

4.      Прекращение выделки медной копейки, замена ее сначала полушкой, а с 1723 г. – пятаком.

5.      Прекратился выпуск червонцев высокой пробы, соответствующей международной валюте – дукату, начался выпуск золотых двухрублевиков 75-й пробы.

2.4. Усиление налогового гнёта

Расходы продолжали расти. Поэтому Пётр прибегнул к обложению налогами всех статей хозяйственной жизни, какие только возможно было обложить. Для этого в 1705 году было учреждено новое ведомство – Ингермандландская канцелярия во главе с А.Д. Меншиковым. В результате появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и площадок, где производился торг лошадьми. Продолжали брать пошлину со старообрядцев за право ношения бороды, брали с них двойной налог за приверженность к старым обрядам, обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на поделку гробов, ввели обязательное использование гербовой бумаги. В общем было до 30 разных видов налогов.

 

 

2.5. Монополизация

1705 год был особенно труден для Петра I в финансовом положении: происходило переустройство армии, формировались драгунские и новые пехотные полки, шла полным ходом перестройка балтийского флота. Поэтому введение новых монет и налогов не могли полностью решить финансовых проблем. Тогда Пётр прибегнул к монополизации – взятие в исключительное право государства продажи некоторых товаров сбыта как внутри страны, так и за границу. Указом 1 января 1705 года была монополизирована продажа соли и стали продавать её вдвое дороже той цены, по которой доставляли её в казну подрядчики. Цену на соль установили в среднем 10 копеек за пуд соли. Вместе с солью была монополизирована продажа алкоголя, дёгтя, мела, рыбьего жира, ворванного и квашеного сала, щетины. Была значительно расширена торговля казёнными товарами.

Пётр I также распорядился перевозить за границу часть казённых товаров и там продавать, чтобы на вырученные за границей деньги покупать иностранные товары. В главе всей этой казённой торговли стал с 1705 года Дмитрий Соловьёв. В главнейших торговых городах Европы были учреждены должности особых торговых агентов, продававшие русские казённые товары и исполнявших требования русского правительства по закупке иностранных товаров.

2.6. Финансовое хозяйство и губернии

Для лучшего удовлетворения военных нужд Пётр I передал финансовое хозяйство учреждённым им в 1708 году губернаторам. Эта мера значительно подорвала значение Ратуши как центрального финансового ведомства. В 1710 и 1711 годах Пётр созвал съезды губернаторов, воевод и бурмистров по городам. На этих съездах были выяснены и разработаны основы нового финансового устройства страны по губерниям. В результате нового устройства перестали существовать Ратуша и последние приказы, которые ведали отдельными местностями страны. Основной чертой новой финансовой организации было распределение содержания полков по губерниям. При этом губерния должна была поставлять не только деньги, но и рекрутов. При каждом полку находился комиссар от губернии, содержавший этот полк.

2.7. Составление табелей

В 1710 и 1711 году были составлены табели, то есть росписи всех расходов с указанием, какой расход доходами какой губернии должен покрываться, или какая часть губернского сбора должна идти на покрытие какого расхода. Но на практике мера не могла быть осуществлена, так как табель, определявшая чуть ли не каждому губернскому сбору своё назначение, могла выполняться только тогда, если бы каждая отдельная сумма сразу же, после её сбора посылалась туда, куда была определена для израсходования.

2.8. Проекты выхода из финансового кризиса

Ещё с 1710 года Петру стали поступать различные проекты путей выхода из финансового кризиса. Один из первых таких проектов принадлежал Савве Рагузинскому. Он подчёркивал, что назначение новых налогов с крестьянства приведёт к тому, что земля останется без крестьян. Рагузинский предлагал увеличить казну путём разных финансовых операций: займа внутри страны и за границей или путём введения налогов, которым бы облагалось платёжеспособное население страны, а не разорённые крестьяне. Автор также высказывал мысль о двойном увеличении обложения земли в городах, но эту тяготу, которая пала бы на торгово-промышленное сословие, можно было бы облегчить, дав больше свободы в торговле: оставив соль, вино, табак, поташ, соболей в казённой продаже, всё остальное предлагалось отдать на волю. Пётр воспользовался кое-какими указаниями этого проекта, разрешив торговлю всем и став советовать младшим детям в дворянских семьях заниматься торговлей и промыслами. Это, конечно же, вызвало недовольство купечества.

В других проектах правительству рекомендовалось обратить особое внимание, во-первых, на торговлю казёнными товарами, число которых предлагалось ограничить, во-вторых, на косвенные налоги.

2.9. Введение подушной подати

С 1716 года Пётр снова серьёзно занялся вопросами финансовой политики и экономики. В 1716-1717 годах на политику царя оказывали значительное влияние идеи меркантилизма. Это выразилось прежде всего в создании новых мануфактур и разработке естественных богатств страны – полезных ископаемых.

Наряду с этими проблемами снова был поднят вопрос о более тщательном подсчёте количества налогоплательщиков. Очень волновал вопрос резкого снижения населения страны, которую показала перепись 1710 года. Однако в дальнейшем выяснилось, что основной причиной «демографического кризиса» в стране стало простое стремление налогоплательщиков избежать налогового гнёта. Если крестьяне спасались от налогов побегами, то помещики повсеместно искусственно уменьшали количество плательщиков. Поиски новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе всей налоговой системы – введению единой подушной подати, при которой учитывалось всё мужское население. Мысль о такой реформе была не новой. Ёще царевна Софья желала осуществить реформу податного обложения, заменив подворную подать подушной. При Петре I эту идею отстаивал обер-фискал Алексей Нестеров. Он считал, что налогообложение, основанное на подворной подати само по себе несправедливо: в одних дворах могло жить по 20-30 человек, а в других - 5-10. Для последних налоговый гнёт значителен, так как у них меньше рабочих рук. Поэтому Алексей Нестеров предложил собирать подати, сборы и повинности не со дворов, а с рабочих душ. В дальнейших предложениях предлагалось ввести особую полицию и паспортную систему в деревне, что значительно уменьшило бы побег крестьян.

Все проекты советовали, во-первых, подсчитать всё мужское население страны без различия возраста, во-вторых, подсчитать требуемую казне сумму, кроме кабацких и таможенных сборов, в-третьих, определить количество сборов с каждого человека путём деления суммы доходов на количество душ.

Большое влияние на введение подушной подати в России оказала налоговая системы европейских стран, прежде всего Франции. 26 ноября 1718 года указом Петра I была начата перепись населения. В январе 1720 года Пётр распорядился производить перепись не только крестьянского населения, но и дворовых людей, холопов и церковников.

С января 1722 года было начато распределение полков в губерниях и также ревизия – пересмотр переписи. Для производства ревизии по губерниям были разосланы генералы с прикомандированными к каждому офицерами, которые и должны были произвести пересмотр переписи на месте. Эта работа был закончена только в 1727 году, но уже в 1724 году было выяснено общее число податного населения: его оказалось 5 570 458 против 2 874 685 человек по переписи 1710 года. В 1724 году было назначено брать по 80 копеек с души, но в 1725 году эта цифра была снижена до 74 копеек, а после смерти Петра – до 70 копеек. Эти суммы были определены из потребностей ежегодного содержания армии (4 миллиона рублей) и флота (2,2 миллиона рублей). Сверх того, государственные крестьяне, которые не платили оброка владельцам, были обложены дополнительным сбором в 40 копеек. Посадское население должно было платить государству 1 рубль 20 копеек. Поэтому подушная подать способствовала увеличению доходов государства по сравнению с доходом от прежнего сбора.

Осуществление податной реформы имело не только финансовое, но также и серьёзные социальные последствия, ещё более усилив крепостной гнёт и распространив податную повинность на ранее свободные категории населения («гулящие люди», вольные холопы) и одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной – умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались.

2.10. Финансовое ведомство

Со времени учреждения коллегий во главе финансового ведомства должны были стать Камер-коллегия и Штатс-коллегия. По регламенту Штатс-конторы на неё возлагался надзор за всеми государственными расходами. В этой коллегии должны были составляться штаты государственных расходов по:

- по дворам;

- по кабинетной сумме (по государевым нуждам);

- по штатам коллегий;

- по штатам всех высших и низших судов;

- по гвардии и пехоте;

- по кавалерии;

- по артиллерии;

- по фортификации;

- по генералитету;

- по адмиралтейству;

- по губернскому и провинциальному управлению;

- по церквям, просвещению, благотворительности;

- по общественным постройкам;

- по медицине;

- по дипломатии.

Составив по этим пунктам смету, Штатс-контора вычисляла, сколько придётся расхода по всем отделам на каждую провинцию, и сравнивала эти расходы с доходами провинции. Недостаток сбора в одной провинции Штатс-контора покрывала излишком в другой. Все излишки против сметы из провинций должны были присылаться в Санкт-Петербург, в главную Казённую палату. Сам доход собирался особыми чиновниками – камерирами, находившиеся в ведении Камер-коллегии так же, как и казначеи – рентмейстеры, которым камериры сдавали на хранение собранные деньги в подведомственные им рентереи – казначейства.

Обязанность Камер-коллегии состояла в том, чтобы надзирать и управлять окладными и неокладными деньгами. Камер-коллегия собирала сведения относительно общего состояния государственного хозяйства, пересматривала оклады податей. Камер-коллегия делилась на три конторы. Затем в ведении Камер-коллегии состояла гражданская счётная контора, занимавшаяся всеми делами относительно гражданских штатов. Пошлинная и акцизная конторы также подчинялись Камер-коллегии. Ей были также подведомственны инспектор камер-архива, директор и инспектор над межевщиками, комиссар подрядных дел и провиантмейстер. Камер-коллегия находилась в постоянном и тесном контакте со Штатс-контор-коллегией, откуда она получала штаты расходов, извещения о промедлении в поступлении сборов, о затруднениях в покрытии тех или иных расходов.

К числу финансовых коллегий принадлежала вскоре упразднённая Ревизион-коллегия и часть Мануфактур- и Коммерц-коллегии, которые сносились с Камер-коллегией относительно обложения пошлиной товаров, устройства таможни и т.п.

Во главе низшего финансового управления находился земский комиссар, обязанный взыскивать все подати.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Итоги финансовой реформы Петра I

За сорок лет царствования Петра объем средств в распоряжении государства с учетом двукратного падения покупательной способности рубля увеличился как минимум в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным подъемом с 1678 по 1701 гг., позволившим увеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйств и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового кризиса

Информация о работе Финансовая реформа Петра Первого