Финансовая реформа Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:29, реферат

Описание

Основная цель, которую я поставила при написании реферата, это ознакомление с общим характером реформистской деятельности Петра I и более подробное изучение финансовой политики и экономики в стране в период его правления. Причины, послужившие проведению финансовой реформы в стране, как работала система налогообложения, как осуществлялся порядок надзора за государственными расходами, финансовое устройство страны, как была проведена денежная реформа. Это те вопросы, на которые я хотела бы получить ответы. И в заключении подвести итоги финансовой деятельности Петра 1, оценив значение реформы.

Содержание

Введение ……..……………………………………………………………………3
Глава 1. Общий характер преобразовательной деятельности Петра I ….……4
Глава 2. Финансовая реформа Петра I …………………………………………7
Глава 3. Итоги финансовой реформы Петра I ………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории. Финансовая реформа Петра Первого.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)


 

 

АНОВПО «Международный банковский институт»

 

 

 

 

Реферат

по Истории

на тему: «Финансовая реформа Петра I»

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент группы 22ФК-14

                                                  Сенаторов Евгений Вадимович

             Руководитель:
                                                               Кривошеев Максим Владимирович

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург
2012

 

Содержание

 

Введение ……..……………………………………………………………………3

Глава 1.  Общий характер преобразовательной деятельности Петра I ….……4

Глава 2.  Финансовая реформа Петра I …………………………………………7

Глава 3. Итоги финансовой реформы Петра I ………………………………...19

Заключение………………………………………………………………………20

Список литературы……………………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В многовековой истории России немало славных имён. К их числу принадлежит Пётр I, известный фактически каждому человеку не только в нашей стране, но и за рубежом. Именно благодаря ему Россия стала великим государством, заставившим считаться с собой европейские державы.

В отношении его совершений до настоящего времени не утихают ожесточенные споры. Одни считают Петра «творцом Российской Империи», величайшим преобразователем, сумевшим на многие десятилетия сократить отставание Московии от Европы. Другие называют его тираном, нарушившим естественный ход развития православного государства, что привело к трагическому разрыву единства и власти. Ему молились как «боговдохновенному» венценосцу и воспевали анафему как «антихристу».

И всё же Пётр I кардинально изменил жизнь Российского государства и его населения и последствия этого можно увидеть во всей дальнейшей истории нашей страны. Реформы Петра затронули все стороны русского общества, всколыхнули устоявшиеся жизненные уклады различных социальных слоев.

Мне всегда была интересна личность Петра I. Я считаю, что для всех современных государственных деятелей может послужить примером его самоотверженный труд и личное служение идее величия страны. Ведь Пётр оставил после себя огромную Империю, к которой прислушивались и в блестящем Версале и в заносчивой Вене. Поэтому у меня не было сомнений в выборе темы реферата. Тем более я живу в городе, построенном Петром как новая столица зарождавшейся Империи. Здесь каждая улочка, каждый дом дышат воспоминаниями о своем основателе, а многие дома и дворцы построены или заложены при его жизни.

Я решила остановиться на преобразовательной деятельности Петра Великого. Основной целью своих преобразований Пётр считал стремление к достижению «доброго порядка». Большинство проводимых Петром реформ было направлено на построение в России регулярного государства с чёткой системой управления, сильными армией и флотом, процветающими сословиями.

А для более подробного изучения выбрала тему, близкую мне по роду трудовой деятельности  – финансовая реформа Петра I.

Основная цель, которую я поставила при написании реферата, это ознакомление с общим характером реформистской деятельности Петра I и более подробное изучение финансовой политики и экономики в стране в период его правления. Причины, послужившие проведению финансовой реформы в стране, как работала система налогообложения, как осуществлялся порядок надзора за государственными расходами, финансовое устройство страны,  как была проведена денежная реформа. Это те вопросы, на которые я хотела бы получить ответы. И в заключении  подвести итоги финансовой деятельности Петра 1, оценив значение реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.   Общий характер преобразовательной деятельности
Петра I

Реформы Петра Великого не результат предварительного, строго обдуманного плана; они обязаны не кабинетной теории, которая обыкновенно заботится согласовывать между собой отдельные части такого плана, - петровские реформы выросли из самой жизни, постепенно, чаще всего из неотложных потребностей данной минуты; не всё в них оказывалось устойчивым, а потому одно изменялось, другое пополнялось, по мере того как жизнь и опыт указывали неполноту или несовершенство принятого решения. Поэтому в преобразованиях Петра есть и недоделанное, и противоречивое.

Иначе и быть не могло. Реформы выросли прежде и более всего из потребностей военных; воевал же Пётр в течение почти всего своего царствования, а потому не имел времени спокойно обсуждать и вводить свои преобразования; многое, особенно в начале, делалось наспех. Северная война тянулась 21 год (1700-1721), а считая подготовительный период (1698-1700), то и все 23; саму войну осложнили крайне тягостные для государства бунты: Астраханский (1705), Башкирский (1707-1709), Булавинский на Дону (1708), измена Мазепы (1708). Едва закончилась война со шведами, предпринят был Персидский поход (1722-1723).

Северная война настолько поглощала внимание Петра, что впервые наиболее напряженные годы ее собственно о реформах, то есть о коренных изменениях существовавших порядков, трудно было и думать, хотя потребность в них ощущалась уже и тогда. В первый период войны предпринята была всего одна реформа: учреждение губерний, переделка заново областного управления (1708) – одна, потому что учреждение Бурмистрской палаты, создавшее новые условия жизни и деятельности городского, промышленно-торгового класса (1699), относится еще к довоенному периоду. Все остальные распоряжения Петра за это время (1698-1709) ограничивались мерами частного характера, каковы, например: указ об орленой (гербовой) бумаге (1699), назначение на вакантный патриарший престол (после смерти патр. Адриана) Стефана Яворского в звании его «блюстителя и администратора», с восстановлением Монастырского приказа (1700) – мера временная; запрещение подавать государю прошения помимо государственных учреждений (1700), указ о составлении нового Уложения, оставшийся мертвой буквой (1700), отмена должности губных старост с заменой их местным дворянством в качестве советников местного воеводы (1702), вызов иностранцев из-за границы (1702) и т.д.

И только после полтавской победы, когда сила врага были надломлены и государству более уже не грозила опасность в той степени, в какой оно испытывало ее с первых же дней войны, преобразовательная деятельность Петра становится более интенсивной и приобретает в последние 8-10 лет его царствования некоторую систематичность и подобие общего плана.

Логический путь, пройденный реформами Петра, поскольку о таковом может идти речь, был следующий:

1) Война требует войска – это породило первую заботу правительства об армии; ее надо создать, одеть и прокормить, пополнять ее постоянную и притом значительную убыль; надо обзавестись артиллерией, военным снаряжением (порохом, бомбами и т.п.), возвести там, где это необходимо, крепости, провести дороги – реформа военная.

2) Содержание войска требует денег; их надо найти, и притом сейчас, не медля; займов делать не у кого, приходится еще самим денежно помогать союзникам; денег можно достать только в самом государстве, у населения, облагая сборами, продавая монополии – реформа финансовая.

3) Чтобы обеспечить армии постоянный прилив свежих сил, гарантировать правительству возможность располагать необходимыми военными кадрами, приходится внести существенные изменения в старой системе несения военной повинности между общественными классами населения на иных началах – реформа сословная.

4) В свою очередь, чтобы обеспечить постоянное и правильное поступление в государственную казну возлагаемых на население податей и налогов, необходимо создать соответственные органы – реформа управления. Отвечая на нужды финансовые, реформа управления должна  в то же время удовлетворить и нуждам специально военным; поэтому преобразования административные стояли в тесной связи с преобразованиями сословными.

5) Допустимо ли, однако, ограничиваться в заботах о пополнении государственной казны одним только взиманием податей и налогов, только черпать из народного капитала, не пополняя, в свою очередь, также и его? Убыль необходимо возместить новыми поступлениями, а они возможны лишь при условии производительной деятельности; в результате – меры экономического и коммерческого характера (земледелие, скотоводство, промышленность, добывающая и обрабатывающая; торговля).

6) Военное дело, управление, экономическое благосостояние страны требовали знания, опытных людей, соответствующей обстановки для их развития – все это вызвало меры просветительного характера.

7) Привлекая все классы населения к общей работе на пользу государства, Петр не мог оставить в стороне духовенства и церкви, что привело к реформе церковной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Финансовая реформа Петра I

Основной причиной, послужившей проведению финансовой реформы, была нужда в денежных средствах для строительства флота, обустройства армии, ведения Северной войны 1700-1721 годов. В условиях крупномасштабных государственно-политических и социально-экономических преобразований осуществлялись огромные финансовые затраты. Финансовая система его предшественников уже не удовлетворяла нужды государства на свершение великих дел, в частности, система подворного налогообложения, введенная ещё в 1678 году. Появлялись недоимки, дефицит государственного бюджета, что, в значительной мере, угрожало как внутренней, так и внешней безопасности страны. Первые годы финансовой деятельности Петра I были плохо обдуманы, поэтому его первые свершения в этой сфере хоть и давали результаты, но они были недолговечны. Объяснялось это, прежде всего, стремлением Петра I как можно быстрее получить средства для создания регулярной армии и флота. В последующие годы значительное влияние на деятельность Петра I в финансовой сфере оказали идеи меркантилизма, а также его окружение (например, обер-фискал Алексей Нестеров, советовавший Петру провести подушную реформу).

2.1. Реформа городского обложения

Ещё предшественниками Петра I была проведена финансовая реформа 1679-1681 годов, по которому плательщики-горожане были связаны круговой ответственностью за сбор налогов, а сам их сбор был возложен на выборных из числа горожан. В 1681 году была проведена неудачная попытка привлечь высшее московское купечество к ответственности за полноту казённых платежей во всём государстве. Причиной тому было желание московского правительства поручить сбор городских налогов гостям и людям гостиной и суконной сотен, которые могли бы ответить за недобор своим имуществом.

Указом 1 марта 1698 года Пётр I подтвердил указы своих предшественников на право городов собирать стрелецкие (т.е. деньги, собираемые с городского населения) и оброчные деньги выборными земскими старостами, волостными судьями и целовальниками, состоявшими в земских избах, в обход воевод и приказных людей. Делалось это для того, чтобы воеводы и приказные люди не злоупотребляли своим положением и не занимались дополнительными сборами с городского населения. Однако городское население, согласившееся на введение новых учреждений, вынуждено было платить государству окладные сборы в двойном размере. В дальнейшем, видя нежелание горожан к самоуправлению, вызванное высокими сборами, правительство отменило двойные оклады, но реформа была объявлена обязательной во всех городах.

Тогда же, в 1698 году, Пётр переименовал земских старост в земских бурмистров, а таможенных и кабацких верных голов – в таможенных и кабацких бурмистров. В Москве была учреждена Бурмистрская палата. С 17 ноября 1699 года она была переименована в Ратушу.

Ратуша состояла из выборных от московских купцов и была подчинена Большой казне. Ратуше, в свою очередь, подчинялись земские бурмистры всех городов. Обязанностью земских бурмистров было наблюдение за сборами и оброчными статьями в городах и уездах, они также посылали подчинённых им таможенных и кабацких бурмистров для отчётности в Москву. В ведение Ратуши были переведены все сборы, которые собирались с 1681 года.

Учреждение Ратуши значительно изменило устройство приказного хозяйства. Большая казна потеряла главный источник своего дохода – таможенные и кабацкие сборы, и вся её деятельность с тех пор была сосредоточена на перечеканке иностранной монеты. Старинные четверти – устюжская, костромская, владимирская и галицкая – прекратили своё существование, потому что подведомственные им ранее сборы с городов были переданы Ратуше, которой после упразднения воевод и поручения управления и суда бурмистрам также отошло управление и суд в городе. Другие приказы, например Посольский приказ, лишились собственного дохода, хотя и продолжали существовать: деньги на своё содержание большинство приказов стало получать из Ратуши.

Все эти преобразования, однако, не создали нового источника доходов, а ведь это и было главной причиной проведения реформы в сфере городского обложения. Тем не менее, правительство получило гарантию поступления прямых налогов, причём их взимание не требовало никаких затрат. Постепенно Ратуша, сосредоточившая в своих руках главные сборы, таможенный и кабацкий, оказалась не в состоянии полностью содержать армию и флот, численность которых с каждым годом увеличивалась. Не была полностью решена проблема, связанная с дополнительными сборами с населения. Даже после введения прибыльщиков, которые должны были следить за сборами в городе, отдельные поборы сохранялись.

2.2. Первая реформа приказов

Необходимость постоянного содержания регулярной армии и флота привела к реформированию в сфере приказов. Был учреждён Военный приказ, объединивший прежние Иноземский и Рейтарский приказы; приказ артиллерии, Преображенский приказ, ведавший устройством Преображенского и Семёновского полков;  Адмиралтейский приказ и Военно-морской приказ, ведавший иностранным персоналом русского флота. Это привело к некоторому увеличению государственной казны.

2.3. Денежная реформа

Задачи реформы:

1. Создание гибкой денежной системы с использованием не только серебра, но и других металлов.

Информация о работе Финансовая реформа Петра Первого