Философские учения Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:17, реферат

Описание

Первые попытки человека осмыслить окружающий мир — живую и неживую
природу, космическое пространство, наконец, самого себя — следует отнести к
тому периоду человеческого существования (предположительно его можно
датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в процессе
эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как
средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее.

Содержание

1. Введение
2. 2.1. Философские идеи в Древней Индии
2.2. Джайнизм: общие черты
2.3. Этика джайнизма
2.4. Йога: цели и основные доктрины
2.5. Материализм
2.6. Философская мысль в современной Индии
2.7. Влияние Древнеиндийских философских традиций на современную Индийскую философию
3. Заключение
4. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат по этике.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

(Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до  н.э.), Санкхья  (VI  в.  до

н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика  (VI-V  в.  до

н.э.)). Втоpая гpуппа — неоpтодоксальные школы, не пpизнающие автоpитет  Вед

(Буддизм  (VII-VI  в.   до   н.э.),   Чаpвака-Локаята).   Джайнизм,так   же,

принадлежит к  последней группе.

   Джайнизм  — религиозно-философское учение, оформившееся в 6-5 вв. до  н.э.

и ставшее одной  из наиболее известных религий Индии.  Основателем  джайнизма

считается  странствующий  проповедник  Вардхамана,  получивший  впоследствии

имена Махавиры (“Великий  герой”)  и  Джины  (“Пообедитель”).  Возникнув на

северо-востоке  Индии,  в   областях   добрахманистско-ведийской   культуры,

джайнизм  распространился  затем  по  всей  Индии  (преимущественно   в   ее

центральных областях), никогда не выходя за ее пределы.

   Ядром  литературы джайнизма является канон шветамбаров (буквально  —одетых

в белое), одного из направлений джайнизма, составленный в конце  4 в. до  н.

э.  И  приобретший  окончательную  форму  около  около   10-11   вв.   Более

ортодоксальные  дигамбары   (буквально   —   одетые   в   воздух)   признают

аутентичными  только древнейшие  части  этого  канона.  Среди  неканонической

литературы наибольшее значение имеют сочинения Умашвати (4-5  вв.),  первого

систематизатора  джайнизма,  в  частности   его   “Татгвартхадхигама-сутра”,

Сиддхасены Дивакара (6  в.),  Гамачандры  (11-12 вв.),  особенно  знаменитое

изложение учения джайнизма “Йогашастра” и др.

   Джайнизм, как и одинаковый с  ним   по  направленности  буддизм,  выступал

против  крайностей  ритуализма  и  абстрактного  догматизма   брахманистско-

ведийского мировоззрения  и в центр своей доктрины  поставил  проблему  бытия

личности. Особенностью джайнизма, в отличие от  буддизма,  является  меньшая

внутренняя цельность, более тесная связанность с  отвергаемым  брахманизмом,

обусловившая присутствие  в  нем  как  черт  догматизма,  так  и  собственно

“ритуализма”.

   В основе  джайнизма лежит утверждение  определяющего значения  двух  вечных

(несотворенных  и неразрушимых)  субстанций,  или  сущностей  (таттв):  дживы

(души, вообще  живого),  основным  свойством  которой  является  сознание,  и

адживы  (не-души,  вообще  неживого),  выступающей  в  виде   пудгалы   (или

материи), акаши  (или  пространства),  времени,  дхармы  и  адхармы  (эфира,

создающего условия  для возникновения движения, и эфира,  создающего  условия

для его прекращения).  В  зависимости  от  степени  связанности  с  адживой,

джива, определяющая процесс взаимодействия  между  сущностями,  предстает  в

двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В  состоянии  несовершенного

бытия джива, находясь в соединении с  материей,  теряет  свои  потенциальные

качества и  повергается  в  состояние  страдания.  В  состоянии  совершенного

бытия, освобождаясь  от  материи  и  оказавшись  способной  управлять  своим

бытием, джива  переходит в  состояние  блаженства  —  состояние  нирваны  или

мокши. Материя  в джайнизме  —  одна  из  разновидностей  адживы,  обладающая

качествами осязаемости, звука, запаха,  цвета  и  вкуса.  Материя  атомарна,

доступна органам  чувств, подвержена изменениям, не имеет начала  и  конца  и

не является результатом божественного  творчества.  Кроме  того,  существует

еще тонкая,  так  называемая  “кармическая материя”,  обуславливающая  связь

души с телом.  Единой  души,  или  высшего  бога,  нет:  в  мире  существует

огромное и  неизменное количество  душ,  воплощенных  в  живые  существа  или

невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, существуют  изначально

и всегда. Всякая душа потенциально всеведуща, всепроникающа  и всемогуща,  но

ее возможности ограничены конкретным телом (как уже говорилось  выше),  в

котором она  живет. Соответственно двум видам бытия  дживы, джайнизм  признает

познание несовершенное  — непосредственное и опосредованное — и  совершенное,

интуитивное, доступное  только освобожденному  от  уз  материи.  Признавая  в

целом  адекватность  познания  предмету,  джайнизм  одновременно  утверждает

относительность познания, возможность  множества  точек  зрения,  с  помощью

которых может  рассматриваться реальность.  С  этим  связан  “диалектический”

метод джайнизма  — сьядвада.

   Решающую  роль в переходе бытия из  несовершенного состояния в   совершенное

играет  этическое  воспитание  личности.  В  отличие  от  буддизма  джайнизм

настаивает на обязательности жестких  нравственных  норм.  Следствием  этого

является  подчеркивание  джайнизмом  различия  между  идеальным  и   обычным

состоянием, религиозной  и светской моралью. Тщательная разработка  правил  и

внешних форм аскетического  поведения и требование строжайшего  их  соблюдения

(в частности принципа  ахинсы  —  непричинения  малейшего  вреда  живому)  —

характерная особенность  этической системы джайнизма.

   Признав   единицей  своего  плюралистического   универсума  не  текучее,  а

ставшее, не деятельность, а  субстанцию,  джайнизм  в  отличии  от  буддизма

строго онтологичен, однако  в  отличии  от  брахманизма  он  дуалистичен.  В

основе этой промежуточной философской позиции  джайнизма  лежит  одновременно

отрицание —  как  в  буддизме  —  неизменного  начала  (разумности  вещей)  и

признание — подобно брахманизму — этого начала. В результате это приводит  к

признанию диалектичности существующей реальности,  ее  способности  делаться

разумной,   поскольку   движущей   причиной   этого   превращения   признана

нравственная  активность человеческой личности  (что  подчеркивается  крайним

аскетизмом).  Джайнизм,  как  и  буддизм,  утверждает   в   конечном   итоге

имманентность  божественного  человеку   при   признании   равенства   всего

существующего. 
 
 

Этика джайнизма 

   В основе  этики джайнизма лежат так называемые “три жемчужины”: правильная

вера,  правильное  познание  и  правильное  поведение,  а   также   ахимса —

непричинение  зла  живому  существу.  “Вера  в  реальное  существование,  или

таттвы, — это  правильная вера; познание  реальной  природы  без  сомнений  и

ошибок —  правильное  познание.  Нейтральное,  без  симпатии  и  отвращения,

отношение к  объектам внешнего мира — правильное поведение”. Правильная  вера

— это вера в  учение Махавиры и  почтительное  отношение  к  истине.  Вера  —

основа основ, без нее не может быть ни правильного  познания, ни  правильного

поведения. Вера — это дверь, ведущая в бесконечный  мир истины. Но  с  другой

стороны,  совершенная  вера  может  быть  только  результатом   совершенного

знания, которое  служит отправным пунктом по  пути  к  освобождению  (мокше).

Знание сообщается джайну  учителем  и  его  получают  из  правильно  понятых

текстов священных  книг. Знание должно быть двояким: оно  включает  понимание

и самоотречение. Невежество —  причина  страстей,  а  те,  в  свою  очередь,

причины страданий  и зависимости. Люди,  не  понимающие  причин  греха  и  не

отвергающие  их,  обречены  на  новые  рождения  и  новые  страдания.  Грех,

согласно джайнистским воззрениям  и  как  это  явствует  из  Ачаранги-сутры,

состоит в причинении вреда любым живым  существам,  в  насилии,  а  также  в

стремлении  к  удовольствиям  и  наслаждениям,  в  привязанности   к   этому

“страдающему  и жалкому” миру.  Души  тех,  кто  подвержен  греху,  заполнены

кармой, а потому они слепы и не могут  видеть  свет  истинного  учения.  Как

говорит Ачаранга-сутра: “Немудрые спят, мудрецы всегда бодрствуют”.

   Только  знающий герой, мудрец, свободен  от этого  мира.  Он  равнодушен  к

мирским страстям. Он завоевал мир, ибо победил себя.  Немудрые,  не  имеющие

правильного знания, подвержены притоку чуждой материи  в душу и  связанности.

Последняя   вызывается   ложной    верой,    отказом    от    самоотречения,

беззаботностью, страстями и колебаниями, вызываемыми  в душе  умом,  телом  и

речью. Лишь тот, кто победил себя, познал истину учения Джины.

   В   то  время  как  связанность   является   результатом   дурной   кармы,

приостановление и прекращение ее влияния —  результат правильного  поведения.

Этой третьей  “жемчужине”  джайнизма  и  посвящена большая часть Ачаранги-

сутры. Правильное поведение — это воздержание  от дурного и выполнение  того,

что справедливо. Для этого необходимо: во-первых, дать пять великих  обетов;

во-вторых, размышлять о кардинальных истинах, дающих знание о самом  себе  и

о мире; в-третьих, добиваться невозмутимости, душевной чистоты,  абсолютного

отсутствия жадности,  совершенного  поведения.  Монах  или  монахиня  должны

обуздывать мысли, речь и движение тела; им следует  соблюдать  исключительную

осторожность в ходьбе, разговоре, получении милостыни и  проч.  Кроме  того,

для правильного  поведения необходимо побеждать  силой духа  все  страдания  и

лишения, проистекающие  от голода, жажды, жары, холода и т.д. 
 
 

Йога: цели и основные доктрины

  

Одна из ортодоксальных  идеалистических  систем  индийской  философии.  С

точки зрения йоги,  основной  целью  всех  поступков  человека  должно  быть

полное освобождение  от  материального  существования,  смерти  и  рождения.

Двумя   основными   условиями   этого   освобождения    являются    вайрагья

(отрешенность) и йога  (созерцание).  Первому   предшествует  убежденность  в

бесплодности  мирской жизни, исполненной зла  и  страдания.  Второе  возникает

из убеждения  в необходимости познать высшую истину  –  Бога.  В отличие от

других систем  индийской  философии  йога  придает  исключительное  значение

совершенствованию тела и органов чувств.

   Йога, которая  практикуется, не только для нас  но и для Божественного.  Её

цель – осуществить  волю  божественного  в  этом  мире,  произвести  духовную

Информация о работе Философские учения Древней Индии