Философия истории Монтескье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:00, реферат

Описание

Хронологически просветитель разделяет философию истории на 3 периода: «дикость», или «охота»; «варварство», или «скотоводство» и «цивилизацию». Основным характеризующим критерием периодов являются достижения общества. На первом этапе это являлось изобретение гончарного производства. Второй этап характеризуется обработкой железа и изобретение алфавита. И завершающий, по словам автора, третий этап характеризуется с применения фонетического алфавита и дальнейшего развития общества.

Содержание

Введение.
Причины и факторы истории (по мнению автора).
Движущие силы исторического процесса.
Процессуальное и хронологическое деление исторического процесса.
Фигура исторического процесса.
Смысл истории.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ!!!.docx

— 35.27 Кб (Скачать документ)

   Частная собственность является у него следствием общественного договора, т. е. ставится в зависимость от юридических  норм. Она превращается им как бы в высшее проявление цивилизации. Монтескье  старается доказать, что даже признание  примата общественного блага  над частным не дает никому права  лишить человека хотя бы самой ничтожной  части его имущества. Просветитель наивно полагал, что при частной собственности всякий человек может достичь материального благополучия и истинной свободы.7

   Термин  «варварство», или «скотоводство» использовался, в основном, для обозначения догосударственных, догородских обществ; как эпитет для некоторых общественных реалий прошлого Европы. Изобретение, или применение гончарного производства представляет собой, вероятно, по сравнению с другими элементами, наиболее действительный и убедительный признак, который можно избрать для установления пограничной линии между дикостью и варварством. Стадия началась с обработки железа и окончилась с изобретением фонетического алфавита и применением письма в литературных произведениях. Здесь начинается цивилизация.8

     На  развитие общества, появления цивилизации, так же влияет окружающая среда, т.е. географический детерминизм способствовал появлению следующей ступени развития – «цивилизация». Стадия началась, как уже сказано, с применения фонетического алфавита и создания литературных памятников. В качестве эквивалента фонетического письма можно принять иероглифическое письмо на камне. Термин «цивилизация» являлся характеристикой особенного развития истории общества. Монтескье считал, что характер цивилизационного состояния общества определяется географическими условиями, а также состоянием материального производства, социально – политическим устройством, обычаями и верованием.

     Фигура  исторического процесса.

     Труды Монтескье поглощены линейной конструкцией. Линейный подход рассматривает историю как единый процесс поступательно восходящего (или нисходящего) развития человечества, в соответствии, с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. В теории Монтескье происходит смена этапов общественного развития. Так, стадия «дикости», или «охоты», сменяется стадией «варварства», или «скотоводства», которая в свою очередь сменяется стадией «цивилизации». Переход от одной стадии к другой осуществляется путем изобретения человечеством некого блага. Например, при переходе от «дикости» к «варварству» было изобретено гончарное производство. Но общественная жизнь не может меняться, если не меняется географическая среда (климат, почвы, рельеф). Отсюда и не закономерность каких-либо революций. В истории преобладает случайность, а носителем случайности выступает человек. Детерминизм является основой естественного закона, а вот истории человеческого общества разумного влияния детерминизма не достает; в истории человечества, подверженной влиянию случайностей, должен присутствовать демиург, способный направлять развитие общества на путь здравого смысла; демиургом в истории людей должно быть государство в лице своих представителей (монарха или органов представительной власти).

     Смысл истории.

     Признав первичность материи и вторичность  сознания, установив объективную  связь явлений, Монтескье поставил вопрос о том, каким путём и  насколько верно познаёт человек  материальный мир, его окружающий.

     В 18 веке среди церковных деятелей была широко распространена объективно-идеалистическая  теория познания Платона. Он утверждал, что в человеке находится вечная душа, когда-то пребывавшая в потустороннем  мире. Поэтому, если человек что-то знает, то это означает не что иное как  воспоминания его души о пребывании в сверхчувственном мире. Знание – это воспоминание. Что касается конкретных вещей и явлений материального мира, то мы не можем сказать о них ничего определённого.

     Монтескье отрицал эти религиозно-идеалистические  догмы. Он строил свою гносеологию на признании объективного существования  природы. Действуя на человека, природа  вызывает в его сознании различные  представления о действительности. Знание идёт извне, от природных вещей  и явлений к человеку как части  природы.

     Признавая огромную роль опыта, Монтескье доказывал, что без разума, без рациональной обработки чувственных знаний невозможно познать действительность. Он прямо  возражал против теории врождённых идей, против учения об априорном, то есть независимом  от опыта характере знаний. Сначала  человек ощущает только свои непосредственные нужды, затем приучается к выводам  и обобщениям. Познание – процесс. Он наталкивается на ряд трудностей, которые постепенно преодолеваются. Познавая, люди улавливают причинную связь явлений и на этом основании предугадывают события.

     Монтескье вместе с материалистами признавал, что познание – это отражение в человеческой голове объективно существующего материального мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Резюмируя, хочется сказать, что Монтескье  являлся основоположником идеи «географического детерминизма», то есть учения, согласно которому развитие общества, причины  войн и революций, человеческие обычаи, нравы имеют «естественное происхождение» и определяются географической средой. Монтескье считал, что власть климата  сильнее всех властей.

     Свое  исследование роли географического  детерминизма Монтескье наал с выяснения  вопроса о человеческой природе. По его мнению, климатические условия  определяют индивидуальные особенности  человека, его телесную организацию, характер, склонности. Восприняв однажды  те или иные законы, обычаи и традиции, они не расстаются с ними, ибо предпочитают покой.

     При рассмотрении вопросов государственного устройства Монтескье приходит к  выводу, что в странах с плодородной  почвой легче устанавливается дух  зависимости, так как людям, занятым  земледелием, некогда думать о свободе, которую просветитель понимает прежде всего как отсутствие зависимости  от государственной власти. Соответственно, движущими силами истории, по мнению Монтескье, являются климат и сопутствующие ему условия. Большое значение имеет характер почвы. И необходимо отметить и такие движущие силы как расположение и размер страны, численность населения; силы, действующие на дух народа. А именно – это принципы политического строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и т. д.

     Хронологически  Монтескье разделяет философию  истории на три стадии общественного  развития:

  1. «дикость», или «охота;
  2. «варварство», или «скотоводство»;
  3. «цивилизация»

     Труды Монтескье поглощены линейной конструкцией. Линейный подход рассматривает историю  как единый процесс поступательно  восходящего (или нисходящего) развития человечества, в соответствии, с  чем выделяются определенные стадии в истории человечества. В теории Монтескье происходит смена этапов общественного развития. Так, стадия «дикости», или «охоты», сменяется стадией «варварства», или «скотоводства», которая в свою очередь сменяется стадией «цивилизации». Переход от одной стадии к другой осуществляется путем изобретения человечеством некого блага.

 

Список  используемой литературы.

  1. Баскин М.П. Монтескье. – М.: Мысль, 1975.
  2. Мальцева С. А., Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Пневма, 2010. 
  3. Монтескье Ш. Персидские письма. – М.: МедиаКнига, 2011.
  4. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955.

Информация о работе Философия истории Монтескье