Цветные революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 01:38, реферат

Описание

Серия «цветных революций» в ряде государств постсоветского пространства создала качественно новую геополитическую реальность. Возможность проведения «цветной революции» складывается в странах, где, несмотря на существующие демократические институты, можно в широких пределах манипулировать избирательным процессом и не допускать победы оппозиции, то есть в странах с полуавторитарными или «мягко авторитарными» режимами. Такими были кучмовский режим на Украине, режимы Шеварднадзе — в Грузии и в революционно-демократической Киргизии.

Работа состоит из  1 файл

Цветные революции!.docx

— 59.37 Кб (Скачать документ)

Для сплочения "наших" в сознание внедряется образ "неминуемой победы". Юлия Тимошенко провозглашала: "Оранжевая революция станет эпидемией  свободы по всему миру!" - и это  радовало толпу, большую долю которой  составляли люди с высшим образованием. На фоне этого поэтапного развития событий так же поэтапно разыгрывается  спектакль с "непризнанием итогов голосования". Это - новая выборная технология, при которой внутренний вопрос народного волеизъявления превращается в вопрос внешнего признания результатов  выборов, во "всемирное" голосование  за то, кому быть президентом Украины, Сербии, Грузии. Мировой "центр силы", на который ориентированы и революционеры, и власть, заранее объявляет о  том, какой результат будет признан  законным.

Как пишет Р.Шайхутдинов, достигается это так: "Действующая  власть объявляется участником выборов (а не их организатором) через одного из кандидатов ("административный ресурс"). Предполагается, что этот ресурс она  просто не может не использовать... Отсюда проистекают многочисленные следствия, самое важное из которых то, что  выборы и вообще действия властей  всегда трактуются как неправовые, и таким образом не доказанный факт нарушений превращается в очевидный. Не случайно все требования к властям  концентрируются вокруг того, чтобы  они либо "вернулись в правовое поле", либо не выходили бы из него. При  этом действия оппозиции могут быть какими угодно!"

Таким образом, граждан практически  лишают права выбора, но этот факт пока еще скрывают декорациями демократических  процедур. Если же возникает непредвиденное противодействие (например, со стороны  крупных социальных групп, как это  и произошло на Украине), то непризнание  итогов голосования представляют как  борьбу с "государственным переворотом", осуществленным «бандой» Кучмы-Януковича, Милошевича, Шеварднадзе.

В итоге, Ющенко был избран президентом Украины. Радикальных  изменений в государственном  или общественном устройстве не произошло. Но в ряде общественных институтов Украины произошли скачкообразные изменения. Наиболее наглядно это видно  по беспрецедентному росту свободы  СМИ. С уходом президента Кучмы политическая жизнь на Украине диверсифицировалась, прекратилась ситуация, когда все  основные вопросы деятельности государства  решались в одном центре и фактически по воле одного человека — президента страны. Политическая элита вынуждена  перейти на другие стандарты взаимодействия, гораздо более близкие к стандартам цивилизованных обществ. Именно процесс перехода на новые политические стандарты внешне выглядит как определённая нестабильность.

 

 

 

 

6.3. «Революция Тюльпанов» в Киргизии (2005 год)

После распада СССР и экономического кризиса А.Акаев и местные элиты  не имели другой возможности быстро разбогатеть, иначе как открыв страну для иностранного кредитования, причем не только экономики, но и собственно демократических реформ. А если бы такая возможность была, то они, возможно, на демократизацию и не рискнули бы.

Так же можно говорить о  том, что руководство не смогло провести эффективную реструктуризацию экономки страны в новых экономических  условиях, что спровоцировало экономический  кризис, кардинально изменивший систему  ценностей киргизского общества. На первое место в массовом сознании вышли ценности традиционного, отчасти  религиозного общества, а также установка  на выживание (в отличие, например, от стран Западной Европы, где основная установка в массовом сознании –  прежде всего на саморазвитие). Помимо этого, кризис поставил под сомнение возможность самого процесса модернизации страны. Можно даже констатировать, что при сохранении далее подобных тенденций ее некому было бы проводить  – в стране просто не осталось бы специалистов. В новых условиях была необходима четкая, понимаемая всем обществом  стратегия, вектор развития, которой, к  сожалению не было.

К началу 2005 года киргизское общество не видело ни экономических, ни социальных перспектив в том курсе, который проводился существующим на тот момент времени руководством страны, что создавало предпосылки и контекст для начала революции Тюльпанов.

Общественный строй, сформировавшийся в Киргизии к марту 2005 года, отличался ярко выраженным неравенством распределения власти и собственности, отсутствием социальных связей между группами населения, системы общественного контроля над деятельностью президента, его окружения и официальных властей. Такой порядок оказался внутренне консервативным, ориентированным не на дальнейшее развитие, а на самосохранение правящей элиты и укрепление ее позиций.

Важнейшим условием формирования этой общественной системы авторитарно-кланового  управления страны была социальная пассивность  населения. Тяготы адаптации к новым  реалиям подавляли интерес к  участию в политической и социальной жизни, а это позволяло правящей элите навязать населению свою повестку дня, которая подавалась как неизбежность выбора между плохим и очень плохим. Причем в образе меньшего из зол выступала сама власть - несправедливая, вороватая, неэффективная, но зато сохранившая стабильность в обществе и дававшая возможность людям выживать. Роль большего зла отводилась, как правило, противникам существующей власти в лице радикальной оппозиции, фундаменталистов, националистов, деструктивных элементов и так далее. С ними тесно связывались перспективы неопределенности, хаоса, гражданских войн и политических репрессий.

Вступление в XXI век в  Кыргызстане и на всем постсоветском  пространстве ознаменовалось тем, что  обозначился экономический рост, однако, при утвердившейся системе  общественных отношений, его плодами  снова воспользовалось значительное меньшинство - элита. В то же время  экономический рост повысил планку ожидания среди широких масс, особенно обедневших. В новых условиях клановый характер власти, ее не подотчетность  общественности, бюрократизм стали  восприниматься особенно остро. В результате монополизации власти узким кругом лиц, власть приобрела семейный характер, появился фаворитизм, что привело  к серьезному сужению социальной базы этой власти.

Постепенно возникли слои недовольных. Прежде всего, они формировались  среди политических деятелей и кланов, утративших возможность влияния  на государственные решения; среди  деловых слоев, столкнувшихся с  серьезными препятствиями на пути развития своего бизнеса и угрозой захвата  его семейной властью и фаворитами Акаева; среди демократической общественности, наблюдающей откат от демократических  целей и ценностей; среди молодежных организаций из-за отсутствия перспектив для продвижения по профессиональной и социальной лестнице. Соединение протестов всех этих групп недовольных  высокомерием и нежеланием элит изменяться, вступать в диалог с обществом, реагировать  на общественные запросы и вызовы в рамках действующих демократических  процедур обернулось тотальным отторжением  существующего режима и создало  критические условия для революционных  преобразований. Это в конечном итоге  привело к событиям 24 - 25 марта 2005 года, получившим название «Революция Тюльпанов».

После завершения активных действий по смене существовавшего  режима, новой власти необходимо было пройти через процесс легитимации, причем одновременно по двум направлениям. С одной стороны, у республики оставался официально действующий  президент, полномочия которого должны были быть прекращены. С другой стороны  у существовавшего ранее режима оставалось много сторонников, взаимовыгодно  сотрудничавших с ним в вопросах карьеры, предпринимательства, которых  необходимо было привлечь на свою сторону. Помимо того, что новая власть признала легитимным тот парламент, против избрания которого изначально активно противостояла, сохранила фактически тот же состав республиканской избирательной  комиссии, который обвиняла в фальсификациях, был сохранен и тот избирательный  кодекс, отдельные положении которого вызывали столько замечаний. В частности, была сохранена активно применявшаяся  А.Акаевым для манипуляций на прошлых президентских выборах  статья о том, что кандидаты в  президенты должны сдавать специальной  комиссии экзамен на знание государственного языка. Изменена была лишь одна норма. Ранее выборы президента могли проходить  только осенью, но специально для более  быстрого проведения выборов они  были перенесены на лето.

К сожалению, на фоне этих отношений  интересы простого народа не учитывались. Некогда новой власти было заниматься и другими мелкими вопросами. Например, в это время начался  процесс самозахвата земель и  собственности на территории страны, как простыми людьми, так и персоналиями, которых общественное мнение ассоциировало  с представителями преступного  мира.

Если обобщить сведения о  цветных революциях, то о «Революции Тюльпанов» можно сказать следующее:

1. Это не цветная революция,  а политический переворот с  элементами и инструментами «цветных  революций». Безусловно, были применены  инструменты «цветных революций», но это происходило хаотично, без использования какой-либо  стратегии и четкого видения  итога акций. Оппозиция подстраивалась  под динамично меняющиеся условия,  что ей, впрочем, удалось, однако  изначально не видела и не  ставила перед собой цели захвата  власти. Так, выступая на пресс-конференции  26 марта, Курманбек  Бакиев отметил, что киргизская оппозиция, организовывая митинги, не ожидала такой быстрой смены власти.

2. Это была «цветная  революция», но организованная или  без учета традиций киргизского  общества или измененная этими  традициями. Об этом говорит и  схожесть структуры событий в  Киргизии и других странах,  схожесть методик и результатов.  Но в любом случае политическая  традиция оказалась сильнее политических  технологий и новый режим начал  копировать существовавшую ранее  систему политического устройства, коммуникаций и взглядов, лишь  расширив численность политической  элиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.4. «Васильковая» в Белоруссии (2006 год)

 

Подготовка революции  в Белоруссии началась задолго до президентских выборов 2006 года. Название этой революции — «васильковая», или «джинсовая» — также было придумано заранее. 19 марта 2006 года состоялись президентские выборы, на которых действующий президент Александр Лукашенко был избран на третий срок. За него проголосовали 82,6 % избирателей.

 Проигравшая оппозиция,  возглавляемая экс-кандидатами в  президенты Александром Милинкевичем  и Александром Козулиным, организовала  относительно массовые (от трёхсот  до нескольких тысяч человек)  митинги и акции протеста, а на Октябрьской площади в Минске появился палаточный городок.

Требования проигравших  кандидатов признать результаты выборов  недействительными были отклонены  ЦИК. 24 марта милиция арестовала участников акции, демонтировала палатки. Попытка революции не удалась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.5. «Снежная революция» в России (2011- 2012 год)

«Снежной революцией», или  «мятежом хипстеров», назвала протестные выступления осени 2011 — весны 2012 года. Причиной послужило то, что  правящая партия и Владимир Путин останутся у власти и в наступающем новом политическом цикле. Не согласные вышли на улицы под лозунгом «За честные выборы».

Первое усиление протестных настроений относится к октябрю 2011 года. 24 сентября президент Дмитрий  Медведев предложил премьер-министру Владимиру Путину выступить кандидатом на президентских выборах 2012 года, Путин  принял предложение и заявил, что  пост премьер-министра в случае победы предложит Дмитрию Медведеву. Уже в октябре, по данным социологов, рейтинги обоих политиков рухнули до антирекордных максимумов, а рейтинги оппозиционных партий выросли.

4 декабря 2011 года в  выборах в Госдуму участвовали  50,4 % россиян. «Единая Россия» победила с 50,00 % голосов, ближайшие преследователи — КПРФ — набрали 19,54 %.

5 декабря оппозиция, заявившая  о приписке 15 % голосов, провела, в том числе несанкционированные митинги с требованием пересмотра результатов выборов. Путин заметил, что протесты носят характер «броуновского движения», то есть не имеют цели. Единодушно неодобрительно, в терминах «оранжевая проказа» и «происки американских спецслужб» о митингах высказались КПРФ и ЛДПР.

Следующий всплеск митингов произошёл в январе—марте 2012 года. При этом митинги оппозиции власть «перекрывала» ответными митингами  в поддержку Владимира Путина. Инструментом обеспечения явки митингующих  от партии власти стал административный ресурс, от оппозиции — спонтанно  созданные и не сумевшие стать  единым органом оргкомитеты, также  социальные сети Интернет.

В целях политической рекламы  партия власти с разным успехом пыталась привлечь к сотрудничеству известных  актёров. В целом, степень нежелания творческих личностей участвовать в политической поддержке кого бы то ни было, была довольно высокой.

На президентских выборах  в первом туре победил Владимир Путин (58,8 % голосов), разу прошли митинги: 4—5 марта. Оппозиция пообещала, что многолюдные митинги будут продолжаться, наметив ближайшие на май 2012 года.

 Главный итог периода  «снежной революции» — неудача  попытки добиться свержения действующей  власти, если такая попытка существовала. В пользу «существования» высказался  считающийся провластным телеканал  НТВ, доказывая, что источником  финансирования оппозиционных митингов  стали США. Обратное утверждал участник одного из московских оргкомитетов оппозиции Борис Немцов: финансирование велось вначале на его личные деньги, а затем на собранные через Интернет народные средства.

Информация о работе Цветные революции