Что представляла собой Священная Римская империя германской нации: ее исторические судьбы и влияние на жизнь Европы?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 02:24, курсовая работа

Описание

«Миф о римской христианской общине, которая обрела территорию, о которой давно мечтала, и единую веру»1 – так представляется некоторым исследователям история Священной Римской империи германской нации. Немало работ уже было написано на данную тему, и все время появляются новые исследования. Это замечательное образование действительно сыграло важную роль в средневековом мире. Меня всегда интересовала история Германии, поэтому я решила написать курсовую работу именно по этой теме.

Содержание

Введение 3
1. Прообраз империи 4
1.1. Карл Великий 4
1.2. Верденский договор 843 г. 4
1.3. Восточная Франкия 5
2. Рождение империи 6
2.1. Оттон I, преемник Карла Великого 6
2.2. Дамы у власти и император-мечтатель 7
2.3. Генрих II – Конрад II – Генрих III 9
3. Кризисы империи: борьба с папством 10
3.1. Генрих IV и Григорий VII 10
3.2. Фридрих I Барбаросса и Александр III 13
3.3. «Ужасно время без императора» 15
3.4. Последняя борьба с папством 17
4. Взлет и падение империи 18
4.1. Реформы Карла IV и нехватка финансов 18
4.2. Неоправданные ожидания: Вацлав и Рупрехт 19
4.3. „Reformatio Sigismundi“ 20
5. Империя Габсбургов: «страна поэтов и мечтателей» 22
5.1. От реформ до разделения властей 22
5.2. Реформация в Германии 24
5.3. Тридцатилетняя война и баланс сил 25
5.4. Габсбурги и Священная империя 26
Заключение 27
Упомянутые короли и императоры (по династиям) 29
Список используемой литературы: 30

Работа состоит из  1 файл

Священная Римская Империя Германской Нации.docx

— 115.61 Кб (Скачать документ)

   Разобравшись  с этой проблемой, Сигизмунд случайно разжег костер гуситского движения. Он позволил Яну Гусу явиться не церковный собор, а потом, когда отцы осудили Гуса, Сизигмунд не помешал исполнению приговора; вину за смерть Гуса возложили, таким образом, на него, он был обвинен в том, что загнал Гуса в ловушку. Сигизмунд этого вовсе не хотел и прилагал все усилия, чтобы ликвидировать последствия восстания и восстановить мир, за что был прозван «непревзойденным мастером хитрости».15

   Отличавшийся  страстью к дипломатии, Сигизмунд  много путешествовал за границей; во внутренней политике образовалась своеобразная «пустота», которую необходимо было заполнить. В 1424 г. в Бингене выборщики создали союз, где каждый из них по очереди становился президентом. Попасть в союз было не так просто, быть правителем для этого было недостаточно, и… Сигизмунд принимает решение ослабить союз, что у него прекрасно получается благодаря игре на человеческих чувствах выборщиков.

   Большое значение он уделял городам, даже заявил во Франкфурте в 1414 г., что империя  существует только благодаря городам (однако, к началу XVI века из 10 млн человек, населявших Германию, около 90% были деревенскими жителями, хотя Германия и славилась обилием городов) 16. Вопреки законам Золотой буллы он предложил городам возродить свои союзы, но города отказались, поняв, что Сигизмунд просто хочет противопоставить их силу (финансовую) силе князей (политической).

   У него было еще много проектов, но опыт показывал, что всегда находятся недовольные; проекты критиковались то князьями, то рыцарями и городами. Устав от этой бесконечной борьбы, Сигизмунд умирает, так и не став великим реформатором, как ему мечталось. XV век был необыкновенно сложен, а реальность – слишком печальна, и он не сумел найти к ней правильный подход.

  1. Империя Габсбургов: «страна  поэтов и мечтателей»
    1.   От реформ до разделения властей

   XV век для Германии был эпохой, отмеченной многими невзгодами и бедствиями, но в этом котле ужасов и неудач сформировалось некоторое новое образование, которое было достаточно сильным, чтобы противостоять испытанию временем. Как же это произошло?

   Реформы начались при Фридрихе III, двоюродном брате правившего после смерти Сигизмунда Альбрехта Габсбурга. Тут стоит отметить, что именно с этого, 1438 г. королевская власть сосредоточилась в руках Габсбургов и вплоть до 1806 г. лишь однажды попала в «чужие» руки Виттельсбахов.

   Итак, после смерти Альбрехта II от дизентерии избирают Фридриха, герцога Штирийского, Карниольского, Каринтского, прозванного «самым унылым императором». Он был очень осмотрителен и несколько медлителен в своих действиях, ему недоставало живой энергии, чтобы получить более достойное прозвище. Однако, для империи он сделал многое. Для начала представим себе наиболее серьезные проблемы, стоявшие перед Фридрихом к середине XV века: частые междоусобицы, опасность внешней угрозы, недостаток денежных средств.

   Эффективных средств бороться с междоусобицами не существовало, эту проблему решил  только сын Фридриха Максимилиан, так  как к тому времени распри просто изжили себя.

   Во  внешней политике Фридрих, утвердив как основу в международных отношениях Германии брачную дипломатию, выгодно женил своего сына на дочери французского короля Карла Смелого Марии, что означало, что, возможно, однажды французские бургундские территории станут австрийскими. Кроме того, многочисленные вторжения иноземцев привели к патриотическому пробуждению германской нации. Германия осознала, наконец, что именно ей принадлежит руководство империей; окончательно утвержденная в 1486 г. формулировка Heiliges Rųmisches Reich deutscher Nation (Священная Римская империя германской нации) недвусмысленно это утверждала.

   Для пополнения казны использовался  старый добрый метод взимания налогов, дополнительных налогов, акцизных сборов. Когда горожане и дворянство стали оказывать сопротивление, князья поняли, что необходимо продемонстрировать налогоплательщикам, на что идут их деньги. Это был верный ход: наиболее образованных людей из разных слоев населения стали назначать на ответственные должности в правительстве. Важность университетского образования подчеркивалась особо; каждый князь стремился в своей земле устроить учебное заведение. В начале XVI века в Германии было уже 16 университетов, 8 из которых были основаны в XV веке.17 В общих заседаниях в княжествах (Landtage) принимали участие и горожане, и крестьяне. Если в масштабах всей империи государство уже не могло стать единой стройной системой, то оно «постепенно создавалось в землях»18 при помощи местных князей и жителей.

   Продолжительные, частые отъезды императора способствовали образованию структуры, которая и по сей день играет в Германии решающую роль – Reichstag, собрание выборных, вариант парламента. С 1487 г. Фридрих III и Максимилиан из заседаний были исключены; этот поступок имел огромное конституционное значение, показав, что следует различать монарха и состав совета. Фридрих умер в разгар спора по поводу суда: должен ли был суд также отделиться от императора?

   Пришедший к власти Максимилиан I был молодым и полным сил. Пользуясь достижениями типографии, он создает «Сновидение Ганса Германсгрюна», которое представляет собой перечисление его целей. Он стремился к формированию новых налоговых учреждений, реорганизации армии, универсальному законодательству, к сдерживанию княжеских амбиций. Он смог восстановить единство богатых габсбургских владений, откуда черпал средства, которых все равно не хватало на все; про него говорили, что финансами он управляет, как играют на флейте: затыкают одну дыру, открывая при этом другую.

   Путь  в Вечный город для Максимилиана был заказан, так как политическая ситуация на полуострове была крайне неспокойной, но король, тем не менее, хотел получить императорскую корону. В 1508 г. он сам провозгласил себя избранным императором, подчеркивая, что совершит обряд коронации потом, когда у него будет на это время. Все его преемники, кроме Карла V, поступали также – они больше не обращались к римскому папе; «две половинки Господа» объединились в одном человеке.

   Благодаря реформам, Германия стала практически  правовым государством: законодательные функции принадлежали Рейхстагу из двух курий; исполнительные передавались правителю; был отделен высший суд. Междоусобицы становились все большей редкостью. Отныне император (кайзер) не располагал ничем, кроме своего престижа, и был обязан выполнять решения съезда.

    1.   Реформация в Германии

   К началу XVI века в Германии обостряются религиозные вопросы: все сословия по тем или иным причинам были недовольны церковью. Моральное разложение духовенства, огромные денежные поборы вынудили Мартина Лютера, неизвестного профессора, выступить радикально – накануне Дня всех святых он опубликовал свои 95 тезисов и прибил их к дверям Виттенбергского университета. Главным образом он выступал против продажи индульгенций; позорно и лживо было, по мнению Лютера, продавать «спасение души» за деньги. Через несколько месяцев он стал знаменит во всей империи, в 1520 г. лютеранское послание получило особенно широкий резонанс. Немцы осознали свое убогое положение и сплотились вокруг Лютера.

   В то же время был избран новый император, чье имя заставляло вспомнить  о Карле Великом – Карл V. Он вызвал Лютера в Вормс и попытался заставить его отречься от своих взглядов. Но Лютер не отрекся, после чего был поставлен вне закона, похищен, спрятан и занялся переводом Библии на немецкий язык. Лютер не хотел Крестьянской войны, которая началась вскоре: крестьяне во главе с Томасом Мюнцером перепутали духовную свободу с личным освобождением.

   Вплоть  до середины XVI в. военные действия продолжались: менялись стороны, противники, и вопрос не мог быть урегулирован. Только в 1555г. был подписан Аугсбургский мирный договор, который установил свободу вероисповедания в следующей трактовке: «чья власть, того и вера», то есть исповедание во владениях определяет сам правитель, а недовольные могут эмигрировать. Я говорю о Реформации вкратце, так как эта тема очень интересна, обширна и достойна быть темой отдельной курсовой. Главное, что стоит выделить, это что именно Германия стала колыбелью Реформации, которая вскоре охватила и навсегда изменила весь христианский мир.

    1.   Тридцатилетняя война и баланс сил

   Когда в начале XVII в. во главе Священной Римской империи встал Фердинанд II, ярый сторонник католической веры, решивший раз и навсегда покончить с протестантской «ересью» и заодно укрепить господство Габсбургов в Европе, Германия разделилась на две враждебные группировки – Католическую лигу и Евангелическую унию. Мятеж протестантов в Богемии вылился в новую войну…

   В войне этой, так или иначе, участвовало большинство стран Европы (Германия, Англия, Голландия, Дания, Швеция, Польша, Россия, Чехия и др.). Тридцатилетняя война (1618-1648), названная так за свой долгий срок, оказалась разорительной для всех и каждого в Европе и угасла вследствие всеобщего истощения. Я не стану говорить о ходе военных действий, довольно путанном, ведущимся разными способами и на разной территории, скажу лучше о последствиях, так как это сторона войны кажется мне более важной.

   Итак, что же дал Европе Вестфальский мир, заключенный в 1648 г. в Оснабрюке и Мюнстере? Во-первых, были увеличены территории некоторых, в том числе немецких, государств, но не так уж и значительно – они не стоили таких человеческих жертв и усилий правительств. Во-вторых, были уравнены в правах католики и протестанты, узаконена конфискация церковных земель и отменен принцип «чья власть – того и вера». Был провозглашен принцип веротерпимости. Таким образом, снизилось значение конфессионального принципа в международных отношениях и религиозные войны сошли не нет. В-третьих, Вестфальский мир подорвал авторитет императора (который войну проиграл), уравняв его в правах с другими главами независимых государств Европы, имевшими титул короля.

   Кроме того, главным итогом явился сложившийся  в результате Тридцатилетней войны и мирного соглашения 1648 г. баланс сил между крупнейшими государствами того времени, при котором ни одно из них не имело преимущества перед остальными. Казалось, стало практически невозможно проводить агрессивную внешнюю политику – это была важная предпосылка сохранения независимости и самостоятельности европейских государств. изменились и нормы международного права. Согласно этим новым Вестфальским нормам, суверенные государства могли проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, руководствуясь только своими государственными интересами.

    1.   Габсбурги и Священная империя

   Что же стало со Священной Римской  империей германской нации к середине XVII в.? Она не была уже Священной, так как связь с папами давно прервалась и религиозные войны истерзали страну; не была Римской, так как Рим оказался неожиданно далеко и уже не подчинялся германскому правителю; не была империей в полном смысле этого слова, так как в стране закрепилась раздробленность. Вообще, на протяжении XVII и XVIII вв. в Европе агонизировал династический принцип формирования границ. Он привел к созданию громоздких нежизнеспособных образований: отдельные владения Габсбургов, с таким трудом добытые продуманными браками, только мешали экономическому развитию друг друга. Итог Тридцатилетней войны показал, что такие «средневековые конгломераты» как Священная Римская империя, Оттоманская империя и Речь Посполитая с их внутренними противоречиями и слабеющими связями во всех отношениях проигрывали новым суверенным государствами, самым сильным из которых оказалась Франция.

   Политическое  значение империи угасло, но название осталось. Империя превратилась в страну поэтов, мыслителей и музыкантов. Всем известны имена Иоганна Кеплера, немецкого астронома и математика, Флеминга, Дюрера, Матиса Нитхардта, Гёте, Шиллера, Канта, Фихте, братьев Гримм. Прекрасная страна, но раздробленная, уставшая от многовековых терзаний.

   При Габсбургах уже не проводится сколько-нибудь значительных имперских реформ. В 1803 г. они попытались приспособиться к революционным переменам, навязываемым Францией, а в 1806 г. Наполеон упразднил империю, создав Конфедерацию Рейна.

    Заключение

   «Вначале  было Слово…»

   Вначале была Римская империя, породившая великую  идею о великом образовании. Потом – империи не стало, но идея осталась. Идея прошла сквозь века, рука об руку со многими поколениями франкских и немецких правителей. Для возникновения империи было множество объективных причин: желание «уменьшить энтропию в системе», навести порядок, готовность Карла Великого принять власть, стремление папства распространить христианство, наконец, внешняя угроза. Но потом, когда на сцену вышли новые государства, сформировались новые принципы внутреннего управления и внешней политики, империя перестала быть империей. Император уже не имел реальной власти. Габсбурги были больше озабоченны происходящим в своих родовых землях, что логично, так как наследные территории были единственным, что действительно принадлежало императору. Отдаленные провинции стремились отделиться и стать независимыми. Кроме того, страна не сумела сохранить религиозного единства или хотя бы преобладания какой-то одной ветви христианства.

Информация о работе Что представляла собой Священная Римская империя германской нации: ее исторические судьбы и влияние на жизнь Европы?