Частная жизнь в Спарте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание

Спарта - одно из самых известных и могущественных государств Древней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Спарта была государством, которое не знало смут и гражданских распрей. Во многом так было именно благодаря абсолютно оригинальному строю и порядкам.
В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называли себя "общиной равных". Сами спартанцы не оставили описания своих законов и государственного строя, многие древнегреческие мыслители пытались разгадать причину прочности гражданского согласия и военной мощи Спарты. Но поскольку античные писатели наблюдали жизнь Спарты со стороны, то многие современные учёные с недоверием относятся к их сообщениям.

Содержание

I. Введение. 3
II. Спартанская семья. 5
III. Обучение и воспитание в Спарте. 8
IV. Внешний вид спартанцев. 10
V. Занятия жителей Спарты. 12
VI. Питание спартанцев. 15
VII. Досуг спартанцев 17
VIII. Верования спартанцев 19
IX. Заключение 21
X. Библиография. 22

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 51.77 Кб (Скачать документ)

Девушки и вдовы носили длинные, распущенные до плеч волосы, которые  сбривались в день свадьбы. У замужней же женщины волосы были коротко острижены.

 

 

 

    1. Занятия жителей Спарты.

 

Основным занятием спартанцев было военное дело. Военная служба была главной и безусловной обязанностью граждан, она же была единственной возможностью выдвинуться и занять более заметное общественное положение. Все другие занятия, кроме связанных с войной, были запрещены или считались неподобающими гражданину.

Гражданин, достигший возраста 60 лет  и добившийся уважения в обществе, мог быть избран в герусию — совет старейшин.

Ремеслом и торговлей занимались периэки - лично свободные, но лишенные политических прав жители Спарты. Периэки занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных воинов. По своему положению периэки были близки к афинским метекам.

Говоря о торговле, следует упомянуть  о лаконских железных драхмах. Согласно античной традиции, железный обол был введен законодателем в качестве преграды для обогащения граждан посредством торговли. Причина долгого сохранения в обращении неудобной монеты заключалась в стремлении к сохранению гомогенности «общины равных».

Земледелием занимались илоты –  жители покоренных спартанцами земель, превращенные в государственных  рабов. Пашенное земледелие явилось основной отраслью хозяйства в Спарте, благодаря чему тенденция к замкнутости, характерная для экономики любого полиса, в Спарте имела более прочную основу для реализации. Автаркия предполагает стабильное развитие и других отраслей сельского хозяйства. В спартанской экономике заметную роль играли виноградарство, садоводство и животноводство. Но благоприятные условия для развития полеводства делали в тех условиях необязательной ориентацию этих отраслей на внешний рынок, поэтому уровень их развития был обусловлен внутренними потребностями.

Примечательно, что в связи с нацеленностью спартанского государства на равенство всех свободных граждан (причем равенство не только в правовом, но и в буквальном – бытовом смысле) в Спарте производство удерживалось в зачаточном состоянии: из ремесел было распространено только изготовление самых необходимых предметов – одежды, посуды и прочей хозяйственной утвари. В связи с военной направленностью Спарты на высоком техническом уровне находилось изготовление оружия и доспехов. Ксенофонт рассказывает, что в войске лакедемонян всегда присутствуют ремесленники, везущие весь необходимый инструмент на повозках или на вьючных животных4. Также, по словам Плутарха, предметы, необходимые и обыкновенные — ложа, кресла, столы, — стали изготовляться у них «наилучшим образом»5. Плутарх далее говорит, что одна из ретр Ликурга требовала, чтобы кровля дома изготовлялась только с помощью топора, а двери с помощью пилы6.

Для передвижения спартанцы использовали лошадей, повозки и колесницы. Согласно законам Ликурга спартанцы не имели право быть моряками и воевать на море. Однако в более поздние периоды спартанцы имели военный флот.

Будучи избавлены от материальных забот и по закону не имея даже права  заниматься ремеслами, спартиаты большую  часть своего времени проводили  на охоте, в гимнасиях, за общественными  столами, т.н. сисситиями. Сисситии являлись своеобразными обеденными клубами, участие в которых для всех спартанских граждан было строго обязательным. Они были самым тесным образом связаны с армией: члены одной сисситии на войне жили и сражались вместе. Благодаря общественному воспитанию и общественным обедам Спарте удалось унифицировать всю жизнь своих граждан и добиться если не фактического, то по крайней мере декларативного равенства всего гражданства.

Вот выдержка из труда Ксенофонта, в которой описана сиссития:

«Ликург ввел совместные трапезы. <…> Он установил такое количество продовольствия, чтобы оно не вело к излишествам, но и не было бы недостаточным. К этому часто добавляется охотничья добыча, и богатые иногда заменяют хлеб пшеничным. Таким образом, когда спартанцы совместно обедают в палатках, стол у них никогда не бывает ни лишенным яств, ни роскошным. Что касается напитков, то Ликург, запретив чрезмерные попойки, расслабляющие душу и тело, разрешил спартанцам пить лишь для утоления жажды, считая, что напиток тогда безвреднее и всего приятнее. <…> Питание вне дома приносит еще и такую пользу: люди, возвращающиеся домой, вынуждены совершать прогулку; они должны думать о том, чтобы не напиться пьяными, зная, что не могут остаться там, где обедали.7»

Рассмотрим рацион спартанцев немного  подробнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Питание спартанцев.

 

Спарте принадлежали две из немногочисленных плодородных областей материковой  Греции: Лакония и Мессения. Почвы там были пригодны для пшеницы и ячменя, оливковых деревьев, виноградников и садовых культур.

Преобладающим среди зерновых был  ячмень. Источниками четко зафиксирован тот факт, что ячмень составлял  основную часть апофоры с клера8, а ячменный хлеб и ячменная похлебка — основную часть рациона спартиатов. Из других злаков возделывали пшеницу, хотя и в небольших по сравнению с ячменем количествах и не повсеместно. Ксенофонт, во всяком случае, говорит о том, что пшеничный хлеб иногда прибавляли богатые к своей норме в сисситию. В одном фрагменте Алкмана упоминается «полбенная каша». Во времена Алкмана полба занимала очень важное место в рационе питания жителей Спарты.

Кроме злаков сеяли лен и кунжут. Спартанцы использовали лен и  кунжут как масличные культуры, а  льняное волокно, кроме того, для  изготовления одежды, нагрудников для  воинов, рыболовных сетей, парусов и  др.

Спартанская экономика в своем  стремлении к автаркии самостоятельно удовлетворяла потребности и  в продуктах животноводства. Разводили  преимущественно коз и свиней. Мясо и козий сыр являлись постоянными компонентами пищи спартиатов.

 «На трапезы собиралось человек по пятнадцать, иной раз немногим менее или более. Каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев вина, пять мин сыра, две с половиной мины смокв и, наконец, совсем незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы. <…> Из спартанских кушаний самое знаменитое - черная похлебка. Старики даже отказывались от своей доли мяса и уступали ее молодым, а сами вволю наедались похлебкой.9»

Примечательно, что в остальных  греческих полисах с VI в. до н.э. под влиянием восточной моды и обычаев на столах греков появлялись все новые и новые кушанья, а Спарта так и сохраняла старинную простоту нравов и суровый быт.

 

 

 

 

 

    1. Досуг спартанцев

 

Как уже ранее было упомянуто  в моей работе, основу времяпровождения в Спарте составляло занятие спортом в гимнасиях. Популярными были разнообразные игры в мяч. В Спарте игры в мяч рассматривались как начальный элемент подготовки к военной службе, поэтому эфебов на первом году их обучения называли сферистами. Спартиаты часто играли в командные игры в мяч, которые расценивались как серьезные состязания, а победители удостаивались огромного почета. О важности сферистики в досуге и тренировках спартанцев говорит то, что некий Тимократ из Спарты даже оставил руководство по игре в мяч.

Спартанцы активно участвовали  в Олимпийских играх. В Спарте победители Олимпийских игр сражались в первых рядах бок о бок с царем.

Спартанцы обращали большое внимание на музыку и пение. Их собственная  музыка возбуждала великодушные чувства, внушающим великие порывы энтузиазма. Слова песен были просты и мужественны. Они восхваляли тех, кто жил благородно и умер за Спарту, или же порицали людей, проявивших трусость. Сообразно с тремя возрастами человека, у спартанцев было три хора. На празднествах эти хоры соединялись. При этом видоизменять старую музыку строго воспрещалось.

В Спарте популярным танцем был гормос. Лукиан так описывал его:

«Это совместная пляска юношей и  девушек, чередующихся в хороводе, который  напоминает ожерелье: ведет хоровод  юноша, выполняющий плясовые движения, - позднее они пригодятся ему на войне; за ним следует девушка, поучающая женский пол, как водить хоровод благопристойно, и таким образом как бы сплетается цепь из скромности и доблести. У них также принято обнажать молодые тела во время танца.»10

Как видим, в Спарте танцы были лишены шутливости, развлекательности, игривости. И музыка, и хореография призваны были воспитывать мужество, суровый  нрав война.

В середине VII в. до н.э. спартанцы заимствовали с Крита особый мимический военный танец, исполнявшийся в полном вооружении, - пирриху. С оружием и в доспехах танцующие представляли различные сценки боев. Платон так описывал пирриху: «Путем уклонений и отступлений, прыжков в высоту и пригибаний она воспроизводит приемы, помогающие избежать ударов и стрел; пытается она воспроизводить и движения противоположного рода, пускаемые в ход при наступательных операциях, то есть при стрельбе из лука, при метании дротика и при нанесении различных ударов.»11

В Спарте бани пользовались не такой большой популярностью, как в Афинах. У спартанцев конструкция бани представляла собой круглое помещение с каменным открытым очагом в центре, что обеспечивало равномерное распределение тепла.

Часто спартанцы играли и в кости. Сначала кости бросали рукой, впоследствии для этой цели стали пользоваться особым стаканчиком. Игра велась по желанию — одной, двумя или тремя костями. Удар, которым выбрасывались сразу три шестерки, назывался «самым счастливым ударом».

Кроме того, спартанцы активно занимались охотой, признавая за ней воспитательные функции. Чаще всего охотились на зайцев, оленей либо вепрей.

 

 

 

 

    1. Верования спартанцев

 

В целом спартанцы придерживались древнегреческой политеистической религии, с тем отличием, что в Спарте справлялось меньше религиозных праздников, и справлялись они с меньшей помпой. До определенной степени роль религии в Спарте взяла на себя спартанская мораль.

Большинство обрядов и верований  были прямо связаны с основным занятием спартиатов – войной. Вот  как об этом пишет Плутарх: «Ликург связывал музыку с военными упражнениями, чтобы воинственные сердца спартанцев, возбужденные общей благозвучной мелодией, бились бы в единый лад. Поэтому перед сражениями первую жертву царь приносил Музам, моля, чтобы сражающиеся совершили подвиги, достойные доброй славы.12»

Также Плутарх говорит, что если спартанцы побеждали врага в открытом бою, то они жертвовали Аресу петуха. Когда же одолеть врага удавалось хитростью, то в жертву Аресу приносили быка. Таким образом, спартанские установления приучали своих полководцев к воинскому мастерству и полководческому искусству. Ведь всякое жертвоприношение сопровождалось угощением участников, так что жертва петуха не позволяла устроить трапезу, а жертва быка давала спартанцам редкую возможность поесть жареного мяса.

Следует отметить и то, что всех богов и богинь, даже Афродиту, спартанцы изображали с копьем в руке, так как они считали, что всем богам присуща воинская доблесть13.

Даже молитвы спартанцев были весьма сдержанными, гордыми и благородными. В своих молитвах спартанцы обычно просили, чтобы боги достойно вознаградили благородных людей, а также чтобы боги даровали им силы переносить несправедливость.

Примечательно, что в Спарте доступ в святилища был одинаков как для юношей, так и для девушек.

Ликург покончил с суеверным  отношением спартанцев к покойникам и похоронам. Он разрешил хоронить покойников даже в черте города и близ святилищ богов, постановив, что все связанное  с похоронами не является скверной14.

Ликург также запретил класть в  могилу с покойниками какое-либо имущество. Он велел хоронить всех граждан  одинаково, заворачивая тело покойника  в сливовые листья и в пурпурное  покрывало. Во время похорон были запрещены плач и рыдания, а на могильных памятниках разрешалось  делать надписи только погибшим на войне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Заключение

 

Подведем итоги сказанному выше. Среди других греческих государств Спарта, безусловно, занимает совершенно особое, только ей одной принадлежащее положение. В известном смысле она действительно представляет собой исключение из общего правила в истории Греции. Особенность Спарты состоит в том, что военное дело проникло во все сферы жизни, в том числе и в частную жизнь.

В отличие от демократических Афин с их системой литургий, раздач и  оплачиваемых должностей, рассчитанной на сглаживание социальных противоречий, разлагавших полис изнутри, за счет либо союзнического фороса, либо обложения имущества полисной верхушки, Спарта выбрала иной, на первый взгляд, более простой и легкий путь к утверждению принципа «совместной частной собственности», установив систему непосредственного контроля над повседневной жизнью граждан, и, прежде всего, над потреблением ими тех продуктов, которые им давал труд илотов.

При отсталой экономике, перед лицом  постоянной угрозы восстания порабощенного  населении, численность которого во много раз превосходила численность  самих спартиатов, такая система  была наиболее простым и рациональным способом консолидации гражданского коллектива, хотя она и привела к окостенению  всей общественной жизни Спарты и  ее почти полной изоляции от внешнего мира.

Сложившееся как военный лагерь завоевателей, оформившее своё государственное  устройство в условиях постоянной необходимости  воевать, создавшее уникальные отношения  внутри общества граждан, такое сильное  государство, сдерживающее долгое время  имущественное расслоение, все же погибло, не выдержав сопротивления  естественному ходу исторического  развития.

Информация о работе Частная жизнь в Спарте