Частная жизнь в Спарте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание

Спарта - одно из самых известных и могущественных государств Древней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Спарта была государством, которое не знало смут и гражданских распрей. Во многом так было именно благодаря абсолютно оригинальному строю и порядкам.
В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называли себя "общиной равных". Сами спартанцы не оставили описания своих законов и государственного строя, многие древнегреческие мыслители пытались разгадать причину прочности гражданского согласия и военной мощи Спарты. Но поскольку античные писатели наблюдали жизнь Спарты со стороны, то многие современные учёные с недоверием относятся к их сообщениям.

Содержание

I. Введение. 3
II. Спартанская семья. 5
III. Обучение и воспитание в Спарте. 8
IV. Внешний вид спартанцев. 10
V. Занятия жителей Спарты. 12
VI. Питание спартанцев. 15
VII. Досуг спартанцев 17
VIII. Верования спартанцев 19
IX. Заключение 21
X. Библиография. 22

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 51.77 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ

 

Кафедра всемирной и отечественной истории

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

 

 

 

ТЕМА:

ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ

В СПАРТЕ.

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О.: Верейко Сергей Сергеевич

         Студента I курса МО Гр.1   

 

Научный руководитель: Гребенюк А.В.

 

 

Москва 

2011

 

Оглавление.

 

I. Введение. 3

II. Спартанская семья. 5

III. Обучение и воспитание в Спарте. 8

IV. Внешний вид спартанцев. 10

V. Занятия  жителей Спарты. 12

VI. Питание спартанцев. 15

VII. Досуг спартанцев 17

VIII. Верования спартанцев 19

IX. Заключение 21

X. Библиография. 22

 

 

 

 

    1. Введение.

 

Спарта - одно из самых известных  и могущественных государств Древней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Спарта была государством, которое не знало смут и гражданских распрей. Во многом так было именно благодаря абсолютно оригинальному строю и порядкам. 

В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы  называли себя "общиной равных". Сами спартанцы не оставили описания своих законов и государственного строя, многие древнегреческие мыслители  пытались разгадать причину прочности  гражданского согласия и военной  мощи Спарты. Но поскольку античные писатели наблюдали жизнь Спарты со стороны, то многие современные учёные с недоверием относятся к их сообщениям.  

Поэтому некоторые проблемы истории  Спарты до сих пор вызывают споры  у историков. Создателем Спартанского государства древние греки считали  законодателя Ликурга. Писатель и историк  Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная рассказ  о жизни и реформах Ликурга, предупреждает  читателей, что ничего строго достоверного сообщить о них невозможно.

Спартанцы сознательно проводили  политику изоляции своей общины от внешнего мира. Она была направлена на то, чтобы чужие нравы и обычаи не могли проникнуть в "общину равных". В итоге жажда господства над всей Грецией привела Спарту к войне с богатыми и процветающими Афинами. Спарта вышла победительницей из войны, но ценой предательства интересов Эллады: получив помощь от Персии, она превратилась в персидского надсмотрщика для эллинов. Война вывела Спарту из состояния искусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и "община равных" вступила в полосу смут, как и все другие греческие государства. 

Итак, как только пала изоляция Спарты, разрушилось и ее могущество. Поэтому  в данной работе я хотел бы рассмотреть  аутентичное спартанское общество именно в период расцвета Спарты, когда она жила по своим, ни с чем несравнимым принципам. Свою работу я разделил на несколько смысловых частей, в каждой из которых говорится о таких аспектах жизни спартанцев как семья, воспитание, занятия и досуг, питание, внешний вид, верования.

При написании данной работы я активно  пользовался не только трудами таких  древнегреческих авторов как  Плутарх, Ксенофонт, Алкман, Платон, Лукиан, но также большую помощь мне оказали книги современных авторов Лидии Винничук и А.В.Гребенюка. Полезными для написания работы оказались и материалы, написанные Полем Гиро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Спартанская семья.

 

В Спарте жизнь человека считалась  разделенной на три периода: отрочество, семейная жизнь и жизнь государственного деятеля. Данный раздел моей курсовой работы будет посвящен второй стадии – семье.

Создание семьи преследовало две  основные цели: общегосударственную и частно-семейную, при этом приоритет отдавался первой. Спарта была окружена весьма недружелюбными народами, поэтому постоянное воспроизводство спартиатов было необходимым для решения военных задач. Неудивительно, что в Спарте холостая жизнь влекла за собой утрату личной и гражданской чести - атимию. Правда, атимия была лишь частичной и не лишала гражданских прав полностью, но она влекла за собой различного рода унижения как со стороны остальных граждан, так и со стороны государства. К примеру, по распоряжению властей, спартанских холостяков в зимнюю пору заставляли голыми обходить рынок и распевать песню, в которой они признавали свою вину.

Интересно то, что в Спарте, в  отличие от многих других полисов, браки заключались без приданого, ведь взятие приданого могло бы привести к «дерзости у женщин и низкому, неблагородному порабощению ими мужей»1. По закону, который приписывают Ликургу, молодые люди в Спарте обязаны были выбирать себе жен из бедных семей. Возможно, таким образом делалась попытка избежать концентрации богатства у одной семьи, ведь в основе мышления всех спартанцев лежала идея об общественном равенстве свободных спартиатов. Предпочтение отдавалось девушкам, выросшим и воспитанным в Спарте, однако браки с иностранками не были запрещены.

Характерно для Спарты и особое отношение к женщинам. Спартанцы  считали, что свободнорожденные  спартанки должны рожать крепких, здоровых детей. Поэтому девушки занимались физическими упражнениями, участвовали в играх наравне с юношами. В Спарте женщины пользовались большим уважением, чем во всей остальной Греции; они чувствовали себя гражданами и принимали общественные интересы близко к сердцу.

Это не означало, что спартанская  женщина освобождалась от домашних дел, просто она по большей части руководила работами по домашнему хозяйству. Кроме того, во время затяжных войн, когда почти все мужчины покидали родину, спартанки самостоятельно и весьма успешно защищались от разбойников.

В отношениях с незнакомыми мужчинами замужние женщины были более стеснены, чем девушки. Замужние выходили из дому только под покрывалами, девушки же ходили с открытыми лицами.

Несмотря на большую свободу  спартанских жен, было и то, чего им не прощалось: бездетность. Браки без детей почти всегда расторгались. Когда же муж был намного старше своей жены и у них не было детей, то старый муж обязан был ввести к своей жене юношу, а родившегося у них ребенка признать своим. Возможна была и такая ситуация, при которой по договоренности с мужем плодовитой женщины другой мужчина мог войти к ней и «жить с ней, как со своей»2.

Сразу же после рождения все дети представлялись старейшинам. Те решали, достаточно ли ребенок здоров и крепок, чтобы его можно было воспитывать  и готовить к гражданской жизни. Если нет, ребенок умерщвлялся. Однако часто избавлялись и от здоровых детей, особенно девочек.

После обряда амфидромии (принятия отцом ребенка) ребенок получал имя. Зачастую родители придумывали ребенку некое оригинальное имя. Кроме того, ребенка часто называли в часть бабушки или дедушки.

Дети находились под опекой матери либо няни. Мальчики после исполнения семи лет объединялись в агелы (переводится как «стадо»), где они учились выживать.

Кстати, чем больше было сыновей, тем  больше льгот получал отец. Так, те спартиаты, у которых было три  сына, освобождались от несения сторожевой службы, а отец пятерых считался свободным от любых повинностей.

Взрослые дети должны были исполнять долг повиновения и почтения к своим родителям, что означало материальную помощь (если родители впали в нужду) и исполнение необходимых ритуалов после их смерти.

Итак, как мы видим, семья в Спарте, ее иерархия и система отношений во многом были обусловлены строем полиса, его политикой и традициями.

 

 

    1. Обучение  и воспитание в Спарте.

 

Суровое спартанское воспитание начиналось сразу же после рождения. Грудных  детей в Спарте не пеленали, кормили  их весьма грубой пищей. Детей приучали к переменам погоды, мыли их холодной водой и одевали легко даже зимой.

Как уже было сказано выше, семи лет от роду мальчик переходил  под опеку государству. Его препровождали к педоному, который руководил воспитанием всей молодежи. Педоном распределял мальчиков по агелам. Во главе отряда он ставил того, кто превосходил прочих сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные равнялись на него, исполняли его приказы и молча терпели наказания, так что главным следствием такого образа жизни была привычка повиноваться. За играми детей часто присматривали старики и постоянно ссорили их, стараясь вызвать драку, а потом внимательно наблюдали, какие у каждого от природы качества - отважен ли мальчик и упорен ли в схватках.

Включенный в один из агел, мальчик мог после четырехлетней подготовки, т.е. уже в 12 лет, приступать к более серьезным занятием, которые завершал лишь в двадцатилетнем возрасте в качестве ирена («зрелый юноша»). Все ученики подразделялись на две категории: младшие (от 7 до 14 лет) и эфебы (от 14 до 20 лет).

Интеллектуальная подготовка спартанцев значительно уступала афинской и  ограничивалась лишь умением читать и писать, знанием нескольких песен (в основном, религиозных и военных) и сведениями о традициях, истории  и религии Спарты.

Закалка в Спарте была  действительно  суровой: в юношах воспитывали упорство, выносливость, умение выносить голод, холод, боль. Обучение включало каждодневные тренировки, посвященные владению оружием. Юноши спали без одеяла на сене, соломе, тростнике или камыше. Пища их отличалась большой простотой и выдавалась им с таким расчетом, что насытиться ею было невозможно, а потому они вынуждены были воровать съестные припасы. При этом если кражи совершали ловко, их только хвалили; если же при воровстве они попадались, то приходилось нести наказание.

Для того чтобы проверить, подготовлен  ли молодой человек должным образом, его подвергали двойному испытанию. Сначала его сильно секли перед  алтарем Артемиды, при этом юноша  должен был вынести это испытание  без единого крика либо даже стона. Второе испытание проходило перед самым концом обучения. Это была криптия. Целый год юноша ходил по горам и долам, сам добывал пищу, скрывался, дабы никто не мог его выследить. Если молодой спартанец успешно отбывал криптию, то он мог быть допущен к участию в фидитиях, которые представляли собой совместные трапезы мужчин.

Наконец, в тридцать лет мужчины попадали в разряд взрослых людей и имели право приобрести свое особое хозяйство, хотя часто они женились и значительно раньше.

В Спарте в соответствии с традициями воспитание девочек мало чем отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте  и здесь стояла физическая сила. Девочки занимались гимнастикой, метали диск и дротики, умели сражаться мечом, упражнялись в беге; кроме того, девочек обучали пению и игре на музыкальных инструментах. При этом костюм спартанских девушек едва прикрывал их; он состоял из туники без рукавов и едва доходил до колен. Неудивительно, что спартанские женщины были самыми здоровыми и энергичными женщинами в Греции.

 

 

    1. Внешний вид спартанцев.

 

 

  Согласно Ксенофонту, Ликург приказал лакедемонянам носить на войне одежду кроваво-красного цвета и бронзовые щиты. Плутарх отмечал, что кроваво-красная одежда наводила ужас на неопытного противника и делала менее заметными ранения.

Основным предметом одежды был  хитон. В архаический период хитон  представлял собой относительно толстое шерстяное одеяние. Однако в классический период он стал тоньше, и вместо шерсти иногда стал использоваться лен.

В V в. до н.э. широкое распространение получил новый тип хитона — эксомида. Первоначально оставлявшая свободной правую руку эксомида была одеждой ремесленников, но после того, как панцирь вышел из употребления, лакедемоняне стали использовать эксомиду в качестве военной одежды. Эксомида была с двумя рукавами, но правый рукав можно было спустить, освобождая правое плечо. Это позволяло свободно действовать оружием во время сражения.

Лакедемоняне на протяжении всего  классического периода сохраняли  традиционную форму гиматиона, так и не заменив его хламидой. В битву плащ обычно не надевали. Его использовали только вне службы или в мирное время. Подобно другим предметам одежды, используемым лакедемонянами, плащ часто был выкрашен в кроваво-красный цвет.

Обувь надевалась в особых случаях. Например, на охоту, где охотнику приходилось  бегать по колючим кустарникам. Воины  также носили обувь зимой, но делали это ради тепла, а не для защиты ног. Типичная зимняя обувь состояла из пила — разновидности войлочного чулка, который удерживался на ноге ремнями сандалии. Когда в текстах говорится о босых воинах, речь обычно идет о войске, которое было застигнуто зимой и не смогло сменить свою летнюю одежду. Платон сообщает, что лакедемоняне, служившие в криптии, ходили босыми даже зимой. Мальчикам вообще запрещалось надевать обувь, чтобы их ноги не становились мягкими.

В источниках также упоминается  характерный лакедемонский посох — бактерион. До нас дошло из Спарты одно изображение человека с посохом — длинным, гладким, прямым, с Т-образной верхушкой. С подобным посохом изображали также философов-лаконофилов. Хотя спартанский посох не был оружием, его брали с собой за границу спартанские представители — военачальники и послы.

Ксенофонт сообщает, что мужчинам, достигшим совершеннолетия, позволялось носить длинные волосы3. Считалось, что это делает их более высокими, величественными и устрашающими. Волосы завивали в тонкие косички, которые связывались на макушке в пучок. Такая прическа смягчала удары, наносимые по шлему. Волосы постоянно расчесывали и смазывали маслом перед боем. Когда Клеарх, спартанский военачальник, командовавший наемниками у Кира Младшего, был захвачен в плен, его отослали в цепях к персидскому двору. Там он просил гребень у придворного врача-грека Ктесия. Он был так рад возможности расчесать свои волосы, что подарил Ктесию свое кольцо.

Женские одеяния в Спарте мало чем отличались от мужских. Женщины носили дорийский хитон, который делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу.

Информация о работе Частная жизнь в Спарте