Церковная реформа Никона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:14, доклад

Описание

Вера в Бога была движущей силой российского общества на протяжении многих лет. Царя занимал трон только после помазания на царство митрополитом. Митрополит был вторым человеком в государстве. Царь советовался с ним по многим вопросам и иногда его мнение имело решающее значение. Церковные каноны строго соблюдались и их нарушение было страшным грехом. Церковный раскол, п

Работа состоит из  1 файл

Устное выступление.docx

— 27.33 Кб (Скачать документ)

 

На четвертом заседании, на котором  вместе с другими русскими святителями  присутствовал и Вятский епископ  Александр, предстал пред лицо Собора протопоп Аввакум. Он еще прежде, недель за десять, привезен был из Мезени в  Москву и после напрасных увещаний, сделанных ему Крутицким митрополитом Павлом, отослан в Пафнутиев монастырь  под начало. Сюда также несколько  раз присылали архиереи убеждать его, но безуспешно, и Аввакум даже написал в ответ им, как сам  сознается, "с большою бранью" свою сказку. На Соборе его допрашивали  о тех хулах, которые написал  он на исправленный Символ веры, на троеперстие  в крестном знамении, на новоисправленные книги и исправителей, и о клеветах его на московских священников, будто  они не веруют во Христа вочеловечившегося, не исповедуют Его Воскресения, не исповедуют Духа Святого истинным, и пр. и  пр. Аввакум вступил в состязание с отцами Собора, упорно отстаивал  свои мысли, оставался глух ко всем доказательствам и убеждениям и  дерзко "укори в лице весь освященный Собор, вся неправославными нарицая". Ввиду такой нераскаянности и  ожесточения Собор определил  лишить Аввакума священства и предать  анафеме. Определение Собора исполнено 13 мая в соборной церкви Мшения Пресвятой  Богородицы. Но Аввакум и при этом остался себе верен. "Власти стригли  меня, - говорит он, - потом и проклинали, а я их проклинал сопротив; зело было мятежно в обедню ту тут".»

 

Большой Московский Собор 1667 г. произнес общий приговор, общую анафему  на всех последователей раскола и  постановил по примеру древней Церкви общее правило - подвергать их наказанию  не только церковному, но и по градским законам. И нельзя не признать, что  эта общая анафема на раскольников была неизбежна и совершенно справедлива. Раскольники еще прежде, до соборной на них анафемы, сами, так сказать, изрекли на себя анафему и отсекли  себя от Церкви. Сущность их учения, как  уже достаточно открылось из их писаний  и словесных заявлений на Соборе 1666 г., состояла не в том только, что  они хотели держаться одних старопечатных  книг и мнимо старых обрядов и  не покорялись Церкви, не принимали  от нее новоисправленных печатных книг, но вместе и в том, что они считали  эти последние книги исполненными ересей, самую Церковь называли еретическою  и утверждали, что Церковь более  не Церковь, архиереи ее не архиереи, священники не священники и все ее таинства и чинопоследования осквернены антихристовою  скверною; раскольники не только противились  Церкви, но совсем отрицали ее, отрицались от нее и по своим убеждениям были уже совершенно отделены от нее. Необходимо было, чтобы и Церковь с своей  стороны всенародно объявила, что  она не признает их более своими чадами, т. е. чтобы она анафематствовала и отсекла от себя тех, которые  еще прежде самовольно отпали от нее  и сделались ее врагами. Со времени  этой-то анафемы, произнесенной на раскольников Большим Московским Собором, и начал  существовать в России раскол как  особое общество верующих, именующих  себя старообрядцами, совершенно отдельное  от православной Церкви и враждебное ей.




Информация о работе Церковная реформа Никона