Церковь и власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:32, реферат

Описание

Как сегодня складываются отношения Церкви с государством, может ли она влиять на власть, удается ли Церкви сохранять независимость и почему она никогда не превратится в оппозиционную силу? На эти и другие вопросы в интервью порталу «Интерфакс-Религия» ответил председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

Работа состоит из  1 файл

церковь власть .docx

— 29.95 Кб (Скачать документ)

Церковь отмечает, что человек, считающий себя верующим, должен исполнять христианские заповеди везде — на работе, в семье, в любом действии.

«Церковь — вне политики в том смысле, что мы не претендуем на обладание светской, мирской властью и не участвуем в партийной борьбе. Однако это не значит, что мы самоустраняемся от жизни общества, от проблем, волнующих людей. Господь послал нас в мир , чтобы мы были светом миру , являли добрый пример деятельной веры, твердой надежды и нелицемерной любви», — подчеркнул предстоятель Русской православной церкви.

Получилось так , что «политика ныне скомпрометирована политиканством». «Среди молодежи, да и не только, бытует представление о политической деятельности как о чем-то грязном, постыдном. Такой стереотип опасен: опасен тем, что преграждает вход в политику для тех, кто действительно желает народу блага, и способствует притоку разного рода проходимцев».

«Церковь открыта  для людей с любыми политическими взглядами, кроме оправдывающих грех», — добавил он.

Еще древние мудрецы, напомнил патриарх, замечали, что «нет на свете общества без религии и без политики». «Благочестивое устремление человека к Небу отражается и на общении с себе подобными. В свою очередь, политические отношения, понимаемые как искусство совместного бытия, не могут не учитывать религиозные нормы», — констатировал Алексий Второй.

Процитировав библейские слова о том, что «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13. 1), патриарх заявил: «Чтобы исполнять свое предназначение, власть должна служить Богу и делать добро». «Власть государства призвана творить добро, защищать и поддерживать его, но сама доброта созревает в сердцах людей, и взращивать это сокровище стремится Церковь», — пояснил он.

По словам патриарха, «деятельность власти, лишенная духовного  начала, подобна тщетным попыткам поддержания жизни в теле, оставленном душой», а «нарушая естественный баланс духовного и материального, общество приближается к гибели, уступая свое место другим народам».

Сегодня РПЦ развивает  взаимодействие с различными государственными и политическими институтами для решения острейших проблем, затрагивающих все общество. Речь идет о борьбе с бедностью, «сиротством при живых родителях», сокращении 15-кратного разрыва в доходах беднейших и состоятельных слоев населения, помощи сиротам, инвалидам, пожилым людям, бездомным, заключенным, образовании и воспитании подрастающего поколения, противодействии «псевдорелигиозному экстремизму», развитии толерантности и укреплении нравственности.

--- 
 
Типология взаимоотношений государства и церкви 
Государство с точки зрения Церкви не является изначально богоустановленным феноменом, оно призвано охранять «погрязший во грехе» мир от еще большего развращения и греха. Принято выделять несколько моделей взаимодействия церкви и государства. В православной традиции наиболее известной является концепция «симфонии Церкви и Государства», когда в их отношениях устанавливается обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а Церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и для духовного «окормления» своих чад, являющихся одновременно гражданами государства. Католицизм среди наиболее приемлемых признает доктрину "двух мечей", согласно которой обе власти, церковная и государственная, одна непосредственно, а другая опосредованно, восходят к Римскому епископу. В странах, где победила Реформация, а затем и в некоторых католических странах в государственно-церковных взаимоотношениях установился принцип территориализма, суть которого заключается в полном государственном суверенитете на соответствующей территории, в том числе и над находящимися на ней религиозными общинами. Девизом этой системы взаимоотношений стали слова cujus est regio, illius est religio (чья власть, того и религия). В Соединенных Штатах Америки, которые изначально представляли собой многоконфессиональное государство, утвердился принцип радикального отделения Церкви от государства, предполагающий нейтральный по отношению ко всем конфессиям характер властной системы. 
 
Православная церковь и политическое пространство России 
На всем протяжении истории отношения между Церковью и государством в России выстраивались в рамках первой, «симфонической» модели. То есть, проще говоря – церковь не вмешивается в реальное управление страной, а государство во внутренние дела патриархата. Именно такое положение дел сложилось в современной России. В этой связи надо отметить, что ушедший Патриарх Алексий II часто называл современные церковно-государственные отношения «близкие к идеальным». Однако, практическая реализация данного принципа по-разному проявляется в политической, социально-экономической и культурной сферах.  
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. Согласно «Основам концепции Русской Православной Церкви» - официальной социально-политической и социально-экономической программе Церкви, принятой в 2000 г. прописано, что  церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством. Реализуя данное стремление, церковь не участвует в политической борьбе, не поддерживает каких-либо кандидатов или политические партии, а священнослужителей не благословляет выдвигаться в органы власти. Такое решение было принято еще на Архиерейских соборах в 1994 и 1997 гг. Однако, как говорил Патриарх Алексий II, «…любой гражданин, особенно православный, призван осознавать ответственность за своих ближних, за страну, за народ, за их настоящее и будущее, поэтому каждый гражданин должен участвовать в выборах, внося свой вклад в созидание обновленной России». Православные миряне могут создавать общественно-политические организации и действовать при духовном попечении Церкви.  
ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. В рамках правового обеспечения сотрудничества Церкви и государства в различных сферах были заключены соглашения между Церковью и отдельными государственными ведомствами. Подготовлены совместные церковно-государственные программы к 2000-летию Рождества Христова, в которых приняли участие общественные и научные силы. Сегодня все чаще звучит мнение, что для постоянного и профессионального взаимодействия Церкви с государственными органами в правовой сфере необходимо создать в епархиях специальные правовые отделы. Целью такой работы может являться рассмотрение принимаемых региональных законов и других правовых актов, подготовка рекомендаций по их развитию и совершенствованию, особенно в сферах образования, культуры и других, а также разработка региональных программ сотрудничества Церкви и государства.

 
УКРЕПЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Интересным представляется сотрудничество церкви и государства в сфере  укрепления общественной безопасности. С начала 90-х годов XX века проводятся конференции по обсуждению сотрудничества Церкви и армии в современной  России. В ряде военных академий начал читаться курс «Введение в  Православие», были восстановлены первые храмы в воинских частях. Все это  стало основой к проведению конференции  в Генеральном штабе в 1994 году, на которой был обсужден Договор  между Церковью и Министерством  обороны. По итогам этой конференции  в Московской патриархии был создан Отдел по связям с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. В дальнейшем подобные договоры были заключены Церковью с МВД, ФПС, ФАПСИ, МЧС. В договорах поставлены цели преодоления духовно-нравственного  кризиса, укрепления порядка и законности, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания, реализации религиозных прав военнослужащих, открытия храмов и часовен. При учебных  заведениях и по месту жительства при поддержке Церкви создаются  военно-исторические клубы и союзы  молодежи в честь святых князей Александра Невского, Димитрия Донского, полководцев Александра Суворова, Георгия Жукова и других. С середины 90-х годов православные призывники по рекомендации настоятелей храмов и монастырей могут призываться в воинские части, в которых действуют или строятся православные храмы и ведется пастырская работа священнослужителями. В воинских частях, расположенных рядом с некоторыми крупными монастырями, — Троице-Сергиевой лаврой, Валаамским монастырем и др., по согласованию с Церковью, созданы православные подразделения, в которых служат учащиеся духовных училищ и семинарий.


Информация о работе Церковь и власть