Буржуазно-демократическая революция 1905-1907г. в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 18:45, реферат

Описание

Началом революции послужило «Кровавое воскресенье» – 9 января 1905 г., когда было расстреляно мирное шествие 140 тыс. ра-бочих Петербурга к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о своих нуждах. По всей стране «Кровавое воскресенье» вызвало всеобщий взрыв возмущения.
По своему характеру революция 1905-1907 гг. в России была буржуазно-демократической, поскольку ставила задачи буржуазно-демократического преобразования страны: свержение само-державия, установление демократической республики, ликвидацию сословного строя и поме-щичьего землевладения.

Работа состоит из  1 файл

Началом революции послужило.docx

— 31.02 Кб (Скачать документ)

области - Еврейской, 10 автономных округов. Все субъекты Федерации

равны между собой (ст. 5). Это положение является свидетельством

принципиальной новизны  формы государственного единства России,

установленной Конституцией 1993 г. Никогда еще в истории  нашего

Отечества (Российской империи, СССР и России) не было такого, что-

бы все без изъятия  части государства рассматривались  как равноправ-

ные субъекты. Относительное  равенство субъектов Российской Федера-

ции определяется единством  их конституционных прав и одинаковым

представительстаом  в законодательном органе власти - Федеральном

Собрании, причем Совет  Федерации, формируемый из представителей

от исполнительных и  представительных органов власти, по два депутата

от каждого субъекта Федерации, по сути дела, играет роль верхней  па-

латы парламента и, кроме  того, решает вопросы, принципиальные для

субъектов Российской Федерации.

Конституция Федерации  допускает прием в Российскую Федерацию

и образование новых  субъектов, но не предусматривает право  на выход

из ее состава, несмотря на то, что в преамбуле и ст. 3 Конституции

говорится об общепризнанных принципах равноправия и самоопределе-

ния как о важнейших  основаниях федеративного устройства Российской

Федерации. Статус субъекта Российской Федерации определяется Кон-

ституцией России и нормативным  актом данного субъекта Федерации,

принятым его представительным органом власти, в республиках - Кон-

ституциями, а в остальных  субъектах Федерации - Уставами. Конститу-

ция предполагает, что  статус субъекта Российской Федерации  может

быть изменен, но только с его согласия (п. 51 ст. 66). Соотношение

прав России и субъектов  Федерации по отношению к территории опре-

деляет ст. 67, которая  говорит, что территория России включает терри-

тории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздуш-

ное пространство над  ними. Границы между субъектами Российской

Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (п. 3

ст. 67).

При подготовке новой  Конституции России широко использовались

варианты решения  проблем, проработанные в ходе реформирования

СССР. Например, вопрос о  разграничении компетенции между  феде-

ральными органами власти и субъектами Федерации. Конституция  Рос-

сии предусматривает, что  часть вопросов находится в исключительном

533

ведении федеральных  органов власти, другая - в совместном ведении

Федерации и ее субъектов, а третья - в исключительной компетенции

субъектов Федерации. В  соответствии с п. 3 ст. 11 Конституции  разгра-

ничение предметов ведения  и полномочий между органами государст-

венной власти Российской Федерации и органами власти субъектов  Фе-

дерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, феде-

ральными законами и  договорами.

К исключительной компетенции  федеральных органов власти отне-

сены важнейшие вопросы  жизни всей Федерации в целом: федеральное

законодательство и  его исполнение, территория, федеративное устрой-

ство, регулирование  и защита прав человека, федеральные  органы вла-

сти, федеральный бюджет, налоги, финансовая система, федеральная

собственность, общие  коммуникации транспорта, связи, информации,

энергетики, ядерные  и космические программы, внешние  отношения

России, оборона и  оборонное производство, оружие, границы, судоус-

тройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и  уго-

ловно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гра-

жданское, гражданско-процессуальное и арбшражно-процессуальное

законодательство, коллизионное право, метрическая система и  стан-

дарты, картография, бухгалтерский  учет и статистика, награды и по-

четные звания, федеральная  государственная служба. В соответствии

со ст. 76 Конституции  по предметам ведения Российской Федерации

принимаются федеральные  конституционные законы и федеральные

законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Фе-

дерации.

К совместной компетенции  Федерации и ее субъектов отнесены та-

кие вопросы, как- соответствие нормативных актов субъектов  Россий-

ской Федерации Конституции  Российской Федерации и федеральным

законам, защита прав человека, разграничение государственной  собст-

венности, вопросы владения, пользования и распоряжения природными

ресурсами, природопользование и охрана окружающей среды, охрана

памятников истории  и культуры, общие вопросы воспитания, образова-

ния, науки, культуры, физкультуры  и спорта, координация вопросов

здравоохранения, охрана семьи, социальная защита и социальное обес-

печение, осуществление  мер по борьбе с бедствиями и ликвидация их

последствий, установление общих принципов налогообложения  и сборов

в Российской Федерации, административное, административно-процес-

суальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное

законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей

среды, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, но-

тариат, защита среды  обитания и традиционного уклада жизни малочис-

534

ленных этнических общностей, установление общих принципов органи-

зации системы органов  государственной власти и местного самоуправ-

ления, координация международных  и внешнеэкономических связей

субъектов Российской Федерации, выполнение международных догово-

ров Федерации. Таким  образом, к совместной компетенции  Федерации

и ее субъектов отнесены все важнейшие вопросы, затрагивающие  обе

j стороны. По предметам  совместного ведения Российской  Федерации и

ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые  в соответст-

вии с ними законы и  иные нормативно-правовые акты субъектов  Рос-

сии. Причем федеральные  законы не могут противоречить федеральным

конституционным законам.

Вне полномочий Федерации, как исключительных, так и в  рамках

совместного ведения  с субъектами Федерации, субъекты Федерации

обладают всей полнотой государственной власти на своей  территории. В

частности, к компетенции  субъектов Федерации в соответствии со

ст. 77 Конституции отнесено право самостоятельно устанавливать  соб-

ственную систему  органов государственной власти, учитывая общие

принципы организации  представительных и исполнительных органов

государственной власти, установленные федеральные законы. Гарантией

невмешательства федеральных  властей в осуществление властных пол-

номочий по предмету своего ведения субъектами Федерации служит

установленное п. 6 ст. 76 Конституции правило, в соответствии с кото-

рым в случае противоречия между федеральным законом и  норматив-

ным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в со-

ответствии со своими полномочиями (по вопросам, отнесенным к ис-

ключительной компетенции  субъектов Федерации), действует  акт субъ-

екта. Это положение  находится в очевидном противоречии с п. 2 ст. 4 -

одной из основополагающих статей Конституции, устанавливающей

верховенство Конституции  и федеральных законов на всей территории

Российской Федерации.

Разграничение полномочий между органами власти Федерации  и ее

субъектов, система разделения властей потребовали создания механизма

защиты установленного порядка. В этой связи Конституционному суду

вменяется в обязанность  рассматривать дела о несоответствии актов

субъектов Российской Федерации, а также договоров между Федерацией

и субъектами Конституции  и федеральным законам России. Конститу-

ционный суд решает и  споры о компетенции, возникающие  как между

органами власти субъекта Федерации, так и между органами власти

Федерации и органами власти субъектов Федерации. Президент  России

' имеет право в  соответствии со ст. 85 Конституции  до решения суда о

535

неконституционности акта органа исполнительной власти субъекта Фе-

дерации, приостановить  его действие. Президент России может  исполь-

зовать согласительные процедуры в случае противоречия между феде-

ральными властями и  властями субъекта Федерации, а также  между

властями субъекта Федерации.

Практика взаимоотношений  России с субъектами Федерации. Не-

смотря на то, что Конституция  России 1993 г. решила принципиальные

вопросы организации  государственного единства, чем способствовала

укреплению России как  федеративного государства, проблемы во взаи-

моотношениях с субъектами Российской Федерации остались. Глав-

ная проблема - соответствие Конституций, других важнейших норма-

тивных актов субъектов  России Конституции и законам  Российской

Федерации.

Большинство субъектов  Российской Федерации после принятия Кон-

ституции РФ делают шаги в направлении соответствия своего законода-

тельства федеральному. Особенности взаимоотношений с  Федерацией ее

субъекты устанавливают, внося соответствующие положения  в договоры

о разграничении компетенции  между федеральными органами власти и

органами власти конкретного  субъекта. Однако и к концу 1995 г. важ-

нейшие положения  Конституций некоторых республик  России противо-

речили Конституции  РФ. Так, Конституции Татарии, Тывы и  Якутии не

признавали верховенства Конституции и федеральных законов  Россий-

ской Федерации в  сферах совместной компетенции центра и субъектов

Федерации, а Конституция  Тывы предусматривала выход из состава России.

Однако наиболее драматично сложились отношения с Чечней, где к

власти пришел криминальный режим Дудаева. Упразднив действовавшие

структуры власти и провозгласив независимость, этот режим полностью

игнорировал российское законодательство. Создав вооруженные  форми-

рования, режим Дудаева  воспрепятствовал деятельности федеральных

органов власти на территории Чечни. В этих условиях президент  и пра-

вительство Российской Федерации приняли решение об использовании

вооруженных сил для  восстановления законности на территории Чечен-

ской республики, что  привело к настоящей войне. Эта  трагичная война

оказалась полностью  безрезультатной. Она была приостановлена согла-

шениями, заключенными в 1996 г., которые откладывали решение  во-

проса о статусе Чечни  на более позднее время. При этом Чечня по-

прежнему продолжает находиться вне законодательного поля Россий-

ской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест 2

1.К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:

3)Великое переселение  народов

2.Съезд князей в Любечев1907 г.был созван с целью:

3)Остановить междоусобицы

3)Что было одной из причинпоражения  России в Крымской войне 1853-1856ГГ.:

1)Превосходство Армий  Европейских держав в вооружении

4)Введение инстстута присяжных заседателей стало возможным врезультате проведения:

1)Судебной реформы 1864г.

5)Какое из перечисленных событий  произошло раньше всех других

2)Крещение Руси

6)В каком году был принят свод законов,названный Соборным уложением

3)1649г.

7)Временное правительство было  созданно в:

4)октябре 1917

8)Контрнаступление советских войск  под Москвой началось:

1)5 декабря 1941г.

9)Какой из указанных периодов  получил название “оттепель”

2)1953-1964гг.

10)В период удельной руси(XII-XIVвв )боярские республики существовали в:

1)Пскове и Новгороде

 

 

 

Список используемой литературы:

ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 


Информация о работе Буржуазно-демократическая революция 1905-1907г. в России