Британский парламент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:33, реферат

Описание

Британский парламент — один из старейших парла¬ментов мира (часто его называют “праматерью” — точнее было бы говорить “праотцом” — парламен¬тов). Он возник в конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны.

Работа состоит из  1 файл

Британский парламент.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)


Британский парламент — один из старейших парла­ментов мира (часто его называют “праматерью” — точнее было бы говорить “праотцом” — парламен­тов). Он возник в конце XIII века и с тех пор продолжает функционировать без перерывов на протяжении всей политической истории страны.

 

В средние века на Британских островах существовало три королевства: Англия, Шотландия и Ирландия, каждое со своим собственным парламентом. Согласно Акту об Унии 1707 года, Англия и Шотландия были объединены под управлением Парламента Великобритании, а Акт об объединении 1800 года включил представителей Ирландии в парламент Соединённого Королевства.

 

Парламент возглавляется Британским Монархом. Роль Монарха, в основном, церемониальная, на практике он или она всегда действует согласно совету премьер-министра и других министров, которые в свою очередь подотчётны двум палатам Парламента.

Верхняя палата, Палата лордов, в основном состоит из назначенных членов («Лордов Парламента»). Формально палата называется Достопочтенные Лорды Духовные и Лорды Светские, собравшиеся в Парламенте. Лорды духовные — это духовенство англиканской церкви, а Лорды светские — члены пэрства. Лорды Духовные и Лорды Светские считаются представителями разных сословий, но они заседают, обсуждают различные вопросы и голосуют вместе.

Раньше Лорды Духовные включали в себя всё высшее духовенство англиканской церкви: архиепископов, епископов, аббатов и приоров. Однако, во время роспуска монастырей при правлении Генриха VIII, аббаты и приоры потеряли свои места в Парламенте. Сейчас Лордами Духовными являются только двадцать шесть высших епископов и архиепископов. Эти двадцать шесть человек всегда включают в себя людей, занимающих «пять больших кафедр», а именно Архиепископа Кентерберийского, Архиепископа Йоркского, Епископа Лондонского, Епископа Даремского и Епископа Винчестерского. Остальные Лорды Духовные — это самые старшие епархиальные епископы.

Все Лорды Светские являются членами пэрства. Раньше это были наследственные пэры обладающие титулами герцога, маркиза, графа, виконта или барона. Некоторые наследственные пэры не имели права заседать в Парламенте только по праву рождения: после объединения Англии и Шотландии в Великобританию в 1707, было установлено, что те пэры, чье пэрство было создано Королями Англии имели право заседать в Парламенте, но те, чьё пэрство было создано Королями Шотландии, избирали ограниченное число «пэров-представителей». Похожее положение было принято в отношении Ирландии, когда Ирландия была присоединена к Великобритании в 1801. Но когда Южная Ирландия покинула Соединённое Королевство в 1922, выборы пэров-представителей были прекращены. Согласно Акту о пэрстве 1963, были прекращены и выборы шотландских пэров-представителей, при этом все шотландские пэры получили право заседать в Парламенте. Согласно Акту о Палате Лордов 1999 года, только пожизненное пэрство (т. е. пэрство, которое не наследуется) автоматически даёт право его обладателю заседать в Палате лордов. Из наследственных пэров только девяносто два — граф-маршал (англ. Earl Marshal) и лорд обер-гофмейстер (англ. Lord Great Chamberlain) и девяносто наследственных пэров, выбираемых всеми пэрами, сохраняют свои места в Палате лордов.

Простолюдины, последнее из сословий Королевства, представлены Палатой общин, которая формально называется Почтенные Простолюдины собравшиеся в Парламенте. В настоящее время Палата состоит из 646 членов. До выборов 2005 года Палата состояла из 659 членов, но число шотландских членов парламента было сокращено согласно Акту о Шотландском Парламенте 2004. Каждый «Член Парламента» или «MP» (англ. Member of Parlament) выбирается одним избирательным округом согласно избирательной системе First-Past-the-Post. Право голосовать имеют все лица, достигшие 18 лет, граждане Соединённого Королевства и граждане Ирландии и стран британского содружества, постоянно проживающие в Соединённом Королевстве. Срок полномочий члена Палаты общин зависит от срока полномочий Парламента; всеобщие выборы, на которых избирается новый состав парламента, происходят после каждого роспуска Парламента.

Две части Парламента отделены друг от друга; никто не может заседать одновременно в Палате общин и Палате лордов. Лорды Парламента по закону не могут голосовать на выборах членов Палаты общин, кроме того Суверен по обычаю не голосует на выборах, хотя для этого и нет законодательного ограничения.

ПАЛАТА ОБЩИН;

ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ ЧЛЕНОВ

Порядок формирования

Одна из важнейших особенностей парламента (собствен­но, его основной части — палаты общин) — выборность. Это единственный выборный центральный орган государственной власти в стране.

Правила, определяющие проведение выборов, имеют чрезвычайно большое значение для политической жизни страны. Именно в процессе парламентских выборов решается вопрос о том, какая из двух главных пар­тий, составляющих двухпартийную систему, будет править страной. Обычно основные правила, относящиеся к избира­тельной системе, содержатся в конституции. В Великобрита­нии порядок проведения выборов определяется парламент­ским законодательством.

Парламентские выборы здесь имеют глубокие историче­ские корни и традиции, и нормы избирательного права скла­дывались в ходе длительной эволюции. Другая особенность избирательного права и избирательной системы заключается в их тесной связи с политическими партиями, составляющи­ми двухпартийную систему.

Активное избирательное право. Палата общин в составе 650 членов избирается сроком на пять лет.

Право участия в голосовании принадлежит всем бри­танским гражданам, достигшим 18-летнего возраста. Закон предоставляет также право участвовать в парламентских вы­борах гражданам Ирландской республики и всем гражданам Содружества, проживающим в Великобритании. Однако од­ного этого недостаточно, чтобы принимать участие в голосо­вании. Для этого необходимо проживать в избирательном округе на момент определенной даты, установленной для со­ставления регистрационного списка (10 октября), и быть внесенным в регистрационный список.

Регистрация — необходимое условие для осуществления права голоса. Список составляется ежегодно чиновником ме­стного совета по регистрации на основании данных, сообща­емых домовладельцами. Он заполняется каждый год к 10 ок­тября. К 29 ноября временный список вывешивается для все­общего обозрения в публичной библиотеке или на каком-либо публичном здании. Гражданин может возразить против включения или исключения его имени из списка до 16 декабря. Регистрационный чиновник обязан выслушать возражения и вынести решение. Соответственно он может исправить список. На его решение может быть принесена жалоба в суд графства с последующим обжалованием в Апелляционный суд. Список вступает в силу 16 февраля. Он является действительным для любых выборов, которые про­водятся в течение следующих 12 месяцев.

Военнослужащие, должностные лица государства и дол­жностные лица Британского совета, находящиеся за гра­ницей, их супруги, проживающие за границей вместе с ними, и моряки торгового флота рассматриваются как ли­ца, проживающие в избирательном округе поскольку они являлись бы таковыми, если бы не их служба в другом месте.

С 1985 г. право участвовать в парламентских выборах предоставлено британским гражданам, проживающим за границей на дату, установленную для составления регист­рационного списка, и подавшим соответствующее заявле­ние. Они имеют право голосовать в том избирательном округе, где были прежде зарегистрированы. Это право продолжает действовать в течение пяти лет после того, как британский гражданин перестал проживать в Великобри­тании.

Существует голосование по почте и по доверенности. Это право предоставляется больным; тем, кто проживает за границей или находится там в отпуске; а также гражда­нам, место работы которых находится далеко от их дома.

Не могут принимать участия в выборах:

1) иностранцы (aliens);

2) лица, не достигшие 18-летнего возраста к момен­ту выборов;

3) душевнобольные;

4) пэры и пэрессы (за иск­лючением пэров Ирландии);

5) лица, осужденные за тяжкие уголовные преступления (в течение срока содержания под стражей);

6) лица, осужденные за совершение правонаруше­ний, входящих в категорию “бесчестных и незаконных при­емов на выборах”.

Пассивное избирательное право. В английском праве от­сутствует перечень основных условий, которым должен от­вечать член палаты общин. Имеется перечень условий, ли­шающих права быть членом палаты общин, а следовательно, и кандидатом на выборах. Соответствующие нормы содер­жатся в парламентских законах и нормах общего права.

Пассивным избирательным правом наделен любой бри­танский гражданин, достигший 21 года. Членами палаты об­щин не могут быть иностранцы (это не относится к гражда­нам Ирландской республики). Лишены права быть членами палаты общин лица, занимающие некоторые государствен­ные должности. К их числу принадлежат профессиональные оплачиваемые судьи высших и низших судов. Не могут быть членами палаты общин граж­данские служащие. Сюда же включаются лица, находящиеся на дипломатической службе. Гражданский служащий, желающий выдвинуть свою канди­датуру на парламентских выборах, должен подать в отставку еще до выдвижения кандидатуры. Исключаются из числа членов палаты общин лица, находящиеся на службе в вооруженных силах. Это правило не относится к офицерам вооруженных сил, на­ходящимся в отставке. Военнослужащие также должны подать в отставку прежде, чем стать кандидатами на парламентских выборах.

Принцип несовместимости распространяется на лиц, зани­мающих должности в целом ряде других государственных уч­реждений. Перечень должностей содержится в специальном приложении к закону.

Некоторые ограничения пассивного избирательного права предусмотрены законами, принятыми в прошлом веке и дей­ствующими до сих пор. В частности, лишаются права быть членами палаты общин представители духовенства англий­ской, шотландской, ирландской и римской католической церквей. Общее право лишает возможности членства в па­лате общин пэров и пэресс (за исключением пэров Ирлан­дии, которые не могут быть членами палаты лордов).

Ограничения распространяются также на лиц, отбываю­щих срок наказания за государственную измену; банкротов; лиц, страдающих некоторыми тяжелыми психическими за­болеваниями; лиц, признанных виновными в применении “бесчестных и незаконных приемов на выборах

В случае избрания в палату общин лица, не отвечающего требованиям, предъявляемым к членам палаты, выборы объ­являются недействительными, а место — вакантным. Назна­чаются новые выборы.

Правом решать вопрос, отвечает ли лицо требованиям за­кона об условиях членства в палате общин, наделен также Судебный комитет Тайного совета. Любое лицо вправе обра­титься в эту инстанцию за получением соответствующего ре­шения, но при этом оно должно нести судебные издержки по ведению процесса. Споры о дисквалификации довольно ре­дки.

Организация парламентских выборов. Общие выборы в стране проводятся после досрочного роспуска парламента или истечения максимального срока его полномочий. Помимо общих выборов в палату общин, проводящихся одновременно на территории всей страны, возможны так на­зываемые “промежуточные” (или дополнительные) выборы, которые проводятся в отдельных избирательных округах в связи с вакансией, открывшейся в результате смерти или от­ставки депутата от данного округа.

В отличие от других государств Западной Европы, в Ан­глии не существует каких-либо специальных центральных органов по проведению выборов. Нет их и в избирательных округах. Общее руководство организацией выборов в масш­табе всей страны осуществляет министерство внутренних дел, а в избирательных округах — чиновник по выборам (в этом качестве выступают шерифы графств и председатели местных советов). После получения предписания о проведе­нии выборов и извещения избирателей об их времени чинов­ник по выборам передает свои полномочия чиновнику по ре­гистрации. В качестве последнего выступает клерк местного совета.

Избирательная кампания начинается вручением приказа о выборах чиновникам по выборам. Изданию приказа пред­шествует сложная правовая процедура. О предстоящем роспуске парламента и новых вы­борах объявляется за 10 дней до даты роспуска, о чем изда­ется королевская прокламация, в которой указана дата созыва нового парламента. Согласно парламентским прави­лам о выборах, созыв нового парламента должен быть про­изведен по истечении 20 дней после роспуска старого. Это значит, что выборы, как правило, должны состояться при­мерно через 30 дней после объявления премьер-министром о предстоящем роспуске парламента.

Деление страны на избирательные округа. С целью про­ведения выборов в палату общин страна разделена на 650 избирательных округов. Из 650 членов палаты общин 523 избираются от Англии, 72 — от Шотландии, 38 — от Уэльса, 17—от Северной Ирландии.

Не все избирательные округа оказываются равными. Имеются округа, насчитывающие около 100 тыс. избирате­лей, и округа с числом избирателей, равным 22 тыс.

Выдвижение кандидатов. В Великобритании не сущест­вует какого-либо ограничения числа кандидатов, которые могут быть выставлены в избирательном округе. Стадия выдвижения (номинации) кандидатов чрезвычайно проста. Кандидат должен представить чиновнику по выборам так называемый “документ о номинации”. Этот документ за­полняется кандидатом и подписывается десятью граждана­ми. Требуется также вручить чиновнику по выборам заяв­ление о согласии на номинацию и внести избирательный залог. Документ вручается в течение определенного срока: с 10 ч утра до 15 ч дня, следующего за опубликованием уведомления о выборах, но не позднее, чем через восемь дней после издания прокламации о созыве нового парла­мента.

Кандидат должен уплатить избирательный залог, сумма которого в 1985 г. была увеличена со 150 фунтов стерлингов до 500. В случае, если кандидат соберет менее 5% голосов избирателей, внесенный им залог пропадает.

Практически кандидаты выдвигаются политическими партиями. Отбор кандидатов осуществляется партийными организациями в избирательных округах, обычно в сотруд­ничестве с центральными органами партий. Кандидат подби­рается из претендентов, предварительно одобренных цент­ральным руководством.

На парламентских выборах выдвигается в среднем 2300— 2500 кандидатов.

Кандидат, выдвинутый в установленном порядке, вправе назначить так называемого агента по выборам (он сам может выступать в этом качестве).

Процедура голосования и подсчета голосов. В парламен­тских выборах участвует довольно высокий процент избира­телей (70—80% от общего числа избирательного корпуса). Это существенно отличает парламентские выборы от мест­ных, где обычно участвует не более 40—50% избирателей, а в некоторых случаях — 30%).

Выборы проводятся повсеместно в установленное время (с 7 ч утра до 21 ч). Место для голосования определяется администрацией графств и городов.

Голосование производится путем подачи бюллетеня, ре­зультат определяется при подсчете голосов, отданных каж­дому кандидату. До начала голосования председатель избирательного участка обязан показать присутствующим, что урны для голосования пусты, а затем опечатать урну. После этого начинается голосование.

В день выборов избиратель обязан лично явиться в соот­ветствующий избирательный участок в своем избирательном округе, где ему вручается избирательный бюллетень. Иск­лючение составляют так называемые “отсутствующие изби­ратели”, подавшие заявление о том, чтобы их считали тако­выми. Это относится к тем избирателям, которые в силу характера их работы, либо по причине физической неспособности, либо соблюдения религиозного обряда не мо­гут явиться лично для участия в выборах. Такие избиратели голосуют по почте или по доверенности.

Информация о работе Британский парламент