Архитектура г. Несвижа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:23, реферат

Описание

Несвиж – один из самых интереснейших белорусских городов. Известен по литературным источникам с ХIII века. Однако сохранившееся архитектурное наследие восходит ко второй половине XVI в., когда город стал резиденцией магнатов Радзивиллов. В 1584-1616 г.г. при участии итальянских мастеров с учетом последних достижений фортификационного искусства был построен город.

Содержание

Введение c. 3
1. Несвижский дворцово-замковый комплекс c. 4 - 6
2. Фарный (бывший иезуитский) костел c. 7 - 9
3. Другие памятники архитектуры:
3.1 .Несвижская ратуша с. 10
3.2.Жилой дом ремесленника или купца ("дом на рынке") с. 11
3.3.Слуцкая брама с. 12
Заключение с. 13-14
Список использованных источников с. 15
Приложение с. 16 - 20

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

                    Кафедра экономической истории                                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

      по дисциплине: История Беларуси

      на тему: «Архитектура г. Несвижа»

 

 

 

 

 

 

 

Студентка                                              

УЭФ, 1курс, ДЭП-2                                                 А. Г. Цвирко

 

 

 

 

 

Проверил                                                                 И.И. Сацукевич

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2009

Содержание

 

     Введение                                                                                                c. 3

1.      Несвижский дворцово-замковый комплекс                                  c. 4 - 6

2.      Фарный (бывший иезуитский) костел                                           c. 7 - 9

3.      Другие памятники архитектуры:

3.1  .Несвижская ратуша                                                                        с. 10

3.2.Жилой дом ремесленника или купца ("дом на рынке")              с. 11

3.3.Слуцкая брама                                                                                с. 12

Заключение                                                                                            с. 13-14

Список использованных источников                                                  с. 15

Приложение                                                                                           с. 16 - 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Несвиж – один из самых интереснейших белорусских городов. Известен по литературным источникам с ХIII века. Однако сохранившееся архитектурное наследие восходит ко второй половине XVI в., когда город стал резиденцией магнатов Радзивиллов. В 1584-1616 г.г. при участии итальянских мастеров с учетом последних достижений фортификационного искусства был построен город. Замок владельца и само поселение, расположенное поодаль от него, были опоясаны рвом и валом. У въездов в город стояли каменные ворота с башнями (брамы Замковая, Слуцкая, Клецкая и др.). Важным элементом укреплений стали и поднятые плотинами воды рек Уши. Получив регулярную планировку улиц, план города стал близок к квадрату. Среднюю часть его заняла обширная площадь с ратушей и торговыми рядами. Сюда сходились основные улицы.

Монументальная каменная застройка конца XVI-XVII вв. представлялась замком, брамами, костелами, монастырями бернардинцев, бернардинок, доминиканов, иезуитов. В это время в городе открылись госпиталь, аустерия, первая в Белоруссии типография. В Несвижской типографии в 1562-1571 гг. печатали книги известные белорусские просветители С. Будный и В. Тяпинский. В XVIII в. В городе действовали придворная капелла, театр, кадетский корпус и школа офицеров в Альбе (пригороде Несвижа) для частного войска Радзивилла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несвижский дворцово-замковый комплекс

Выдающимся памятником архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс с большими водоемами и парковыми массивами [Приложение 1, с. 16]. В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох.

На месте деревянного укрепления середины XVI в. Н. Радзивиллом Сироткой в 1583 г. был заложен каменный замок. Сооружение его на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони – автор ряда построек в городе [1, с. 71].

Замок имел в плане форму четырехугольника размером 170Х120 м, окруженного высоким земляным валом с бастионами по углам. Вал был обмурован камнем до самого верха и переходил в такой же бруствер.За бруствером были сделаны стрелковые ячейки, окопы, шла дорожка, которой пользовались защитники во время осады. Со стороны замкового двора брустверная линия огня защищалась еще одной каменной стенкой [2, c. 148-149].

За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, поставленный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам (сохранились с незначительными изменениями до сегодняшних дней). Слева от него трехэтажный казарменный корпус с высокой дозорной башней, а справа — двухэтажное хозяйственное здание. Разобщенные корпуса в последующие века перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор.

Центральный корпус, перестроенный в XVIII в., выделяется своим архитектурно-художественным решением. Фасад его пластичен благодаря применению пилястр, рельефной декорации, скульптурных заставок. Особенно обильна лепка высокого фронтона с гербом. В это же время с тыльной стороны корпуса появляется двухэтажная пристройка с террасой и башенками.

Башня с аркой въезда в замок вынесена вперед к мосту через ров в виде парадной брамы, характерной для белорусского зодчества. Арка переходит в тоннель со сводами, который прорезает насыпной вал и выходит во двор напротив центрального корпуса. Такой прием создал интересную глубинную перспективу. Живописный вид открывается на дворцово-замковый комплекс с дальних точек обзора: сложное сооружение со стройными башнями и башенками, поставленное на высокий земляной стилобат среди воды и зелени парка.

Романтическая привлекательность архитектурных форм замка была использована во второй половине XIX в. мастерами-садоводами в качестве видовых акцентов при разбивке парка. Территория парка сейчас складывается из пяти частей: Замковый участок, Старый парк, Японский парк, Новый парк и Английский парк общей площадью свыше 90 га. Художественную ценность составляют разнообразные зеленые насаждения, искусно подобранные и размещенные.

Архивные и литературные источники сохранили некоторые сведения о былых интерьерах замка. Согласно инвентарю 1658 г. в корпусах комплекса было 12 залов (Королевский, Гетманский, Мраморный и др.) и множество других помещений, богато украшенных резьбой по дереву, лепкой, росписью, нарядными каминами. Коллекция портретов несвижской галереи насчитывала около тысячи полотен. Среди них портреты Ивана Грозного, Витовта, Ягайло. Богатой была дворцовая библиотека (20 тысяч томов), размещенная в зале с бюстами древних философов. Бюсты эти были выполнены из фаянса на радзивилловской мануфактуре в Свержене, В библиотеке хранились редкие рукописи и старопечатные издания, а в архиве — множество исторических актов, грамот, писем, в том числе письма Петра I, Людовика XV, Людовика XVI, Карла XII, Богдана Хмельницкого. В одном из этих залов был целый арсенал рыцарских доспехов, маршальских жезлов. В Гетманском зале находилась большая коллекция слуцких поясов [1, c. 72-73].

Несвижский дворец— памятник архитектуры XVI—XVIII веков — оригинальный и единственный, полностью сохранившийся на территории Европы, пример резиденции магнатов. На протяжении всей своей истории замок достраивался и обновлялся. В результате архитектурный комплекс вобрал в себя черты ренессанса, раннего и позднего барокко, рококо, классицизма, неоготики и модерна.

Сейчас во дворце вновь ведутся восстановительные работы. Замок реконструируется после сильного пожара в рождественскую ночь 2002 года. В 2005 году несвижский дворец и храм-усыпальница династии Радзивиллов (четвертый по количеству захоронений склеп в мире) включены ЮНЕСКО в Список мирового наследия. К 2010 году планируется полностью ввести в эксплуатацию второй пусковой комплекс резиденции магнатов. На первом же этапе реставрации будут открыты южная галерея, каменица (наиболее старое дворцовое строение, где обнаружены старинные 300-летние фрески), гостиница для туристов, позднее — дворец, арсенал и восточная галерея. Параллельно здесь также проводятся и археологические раскопки. Посетителям замка уже сейчас видны фортификационные сооружения в валу фасадной стороны дворца. Некоторые принимают их за склепы или знаменитые подземелья, где спрятаны несметные сокровища знатного белорусского рода, в том числе знаменитые 12 золотых апостолов.

Несвижский замок и парк с декоративными озерами и тенистыми аллеями – самый красивый дворцово-парковым ансамбль Беларуси, привлекающий множество туристов.

 

 

 

 

Фарный костел

 

Фарный (бывший иезуитский) костел в Несвиже — архитектурный памятник раннего барокко — также построен Яном Марией Бернардони в 1584—1593 гг  [Приложение 2, с. 17]. Ян Мария Бернардони был не только автором проекта несвижского костёла, но и наблюдал за его реализацией вплоть до освящения. В проекте архитектор использовал композиционную структуру римского храма Иль Джезу трёхнеорной крестово – купольной базилики. Однако талантливый художник уловил и местную специфику монументальной архитектуры. В римской церкви фасад закрывает остальные части здания, поэтому всё внимание его создателей было направлено на разработку главного фасада. А в Несвиже низкая городская застройка и земляной вал давали возможность воспринимать сооружение со всех сторон. Бернардони не только выделил на боковых фасадах выступающие гранёные капеллы, но и архитектурно обработал боковые и задние фасады. Его архитектурное очертание будто повторено на остальных фасадах: канители пилястр первого яруса главного фасада в виде карниза проложены по бокам[3, c. 47].

Свободно и торжественно возвышается здание, увенчанное высоким куполом со световым фонарём. Основные барочные выразительные средства сосредоточены на главном фасаде. Он имеет центральную ось симметрии, по которой нарастает ритм ордерных элементов. Выделяются плоские пилястры, размещённые в два яруса. Бернардони смог выразить монументальность и вертикальность объёмов, характерные именно для белорусской архитектуры. В верхних нишах фасада были размещены скульптуры. Характерно, что в XVI веке кирпичные сооружения, за исключением ниш, не имели наружной штукатурки. Возможно, что несвижский костёл был в Беларуси одним из первых зданий, фасады которого были оштукатурены и побелены. Впервые в крае были использованы также статуи святых. Купол храма играет большую роль не только во внешнем облике, но и в интерьере, где он неожиданно выделяет светом продолговатое полутёмное помещение базилики. Подкупольное пространство раскрывается перед алтарной частью[4, c. 100].Барабан купола поддерживается сферическими расписными парусами. Простенки между окнами на световом барабане также расписаны. Живопись сплошь покрывает и сам купол, в скуфье которого сделано отверстие. Свет, льющийся оттуда, освещает подкупольное пространство рассеянным мерцающим светом.

В живописной канве важную роль играют архитектурные мотивы: ниши, разорванные карнизы и фронтоны. Первоначальная роспись интерьеров не сохранилась. После пожара, случившегося в середине XVII века, их реставрировал О. Кригер. Дошедшие до нас фрески были написаны придворными живописцами отцом и сыном Гесскими в 1752 – 1754 годах. В 1900 году, когда был образован комитет по капитальному ремонту костёла, их творения несколько обновили. Кисти Гесского – сына принадлежит икона «Тайная вечеря», написана для главного алтаря одновременно с росписью храма. 

Скульптурные обрамления ниши строго симметричны и продуманы. «Падающие» колонны и поддерживающие их ангелы будто символизируют вероотступничество Радзивиллов и их возвращение в католицизм. Эта скульптурная аллегория свидетельствует, что костёл строили специально для иезуитов в соответствии с их требованиями. Главной задачей ордена иезуитов было любыми средствами воспрепятствовать падению римско – католической церкви, пошатнувшейся под мощными ударами Реформации. Отцы – иезуиты сравнивали себя с ангелами, поддерживающими падающие колонны «здания» христианской веры.             Внутри здания Н. Сиротка поставил несколько памятников – надгробий. Один из них – мраморный бюст семнадцатилетнего сына Сиротки, умершего в Болонье. Его надгробие выполнено в стиле барокко. Ещё один памятник изображает второго сына, умершего в колыбели. Между двумя скульптурами находиться третий памятник из песчаника. По стилю его можно отнести к ренессансу: изображение плоское, рельеф неглубокий, композиция уравновешенная. На этом памятнике изображён сам Сиротка. Над барельефом – длинная эпитафия  на латинском языке, составленная самим Сироткой. Все три скульптуры украшают левую сторону храма. Здесь же находиться и вход в усыпальницу Радзивиллов.  С правой стороны костёла внимание привлекают два памятника. В стороне от алтарей, рядом с деревянными исповедальнями, на стене виднеется скромная мраморная стена с портретом польского и белорусского поэта Владислава Сырокомли. Находящаяся рядом скульптура изображает женщину, сидящую в скорби на крышке гроба. Это произведение неизвестного автора представляет собой большую художественную ценность. 

В костёле сохранился старинный орган, расположенный в галерее.             В полуподвальном помещении костёла, перекрытом массивным сводами, находятся захоронения самих Радзивиллов. У входа – небольшая часовенка с лепным алтарём и коваными железными решётками. Свет в усыпальницу проникает сквозь маленькие окошки с решётками. По обе стороны прохода на полу стоят в два ряда совершенно одинаковые гробы из берёзовых досок, окрашенных в тёмно – коричневый цвет. Каждый гроб перевязан железной проволокой. На узлах, где сходятся проволочные концы, находятся свинцовые пломбы с оттиском радзивилловского герба. Никаких надписей на гробах нет. Только на белой штукатурке стен у изголовья каждого гроба обычной клеевой краской написаны, чаще на латинском, имена и титулы покойных, даты их рождения и смерти.             Заканчивая далеко не полный обзор истории несвижского костёла, хочется ещё раз подчеркнуть, что его архитектурный облик свободен от излишеств барокко. Композиция строго логична, ей чужда более поздняя вычурность этого стиля [5, c.269-273].

 

Информация о работе Архитектура г. Несвижа