Археология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:21, реферат

Описание

Археология- относительно молодая наука.Но тем не менее именно благодаря ей человечество смогло узнать многие тайны своего прошлого.Великие археологические открытия,сделанные на протяжении последних двухсот лет позволили приоткрыть завесу над загадкой происхождения человека,восстановить историю.

Работа состоит из  1 файл

Портфолио.docx

— 66.77 Кб (Скачать документ)

Пещера Фон-де-Гом. Франция

Поздний Палеолит.  
Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк. 
 
Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит. 
Изображение рогов в перспективе. Олени в это время (конец эпохи Мадлен) вытеснили других животных. 
 
Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит. 
Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображения другим – полипсест. Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков.

Пещера Нио. Франция

Поздний Палеолит. 
Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др. животных ледниковой фауны.  
Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит. 
Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.  

Пещера Ласко.Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе: 
«В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на Юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызывавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок. 
Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство.» 
Пещера Ласко. Франция. 
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. л.до н.э.). 
Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.  
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.  
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.  
Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек). 
Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит. 
Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – может его душа.  
КАПОВА ПЕЩЕРА — на Юж. м Урале, на р. Белая. Образовалась в известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. На стенах - позднепалеолитические живописные изображения мамонтов, носорогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мелкая пластика.

 

Скульптура палеолита

Искусство малых форм или  мобильное искусство (мелкая пластика) 
Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято называть «мелкая пластика». 
Это - три типа объектов:  
1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта). 
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями. 
3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами. 
Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.

Рельеф

Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух:  
Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит (мадленский период) 
Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа "Хроника царствования Карла IX", "Кармен" и других романтических новелл, но мало кто знает, что он служил инспектором по охране исторических памятников. Именно он и передал в 1833 г. эту пластинку в только организуемый в центре Парижа исторический музей Клюни. Теперь она хранится в Музее национальных древностей (Сен-Жермен ан Ле).  
Позднее в гроте Шаффо был обнаружен культурный слой эпохи верхнего палеолита. Но тогда, так же, как это было с живописью пещеры Альтамира, и с другими изобразительными памятниками эпохи палеолита, никто не мог поверить, что это искусство старше древнеегипетского. Поэтому подобные гравировки считались образцами кельтского искусства (V-IV вв. до Р.Х.). Только в конце XIX в., опять же, как и пещерную живопись, их признали древнейшими после того, как они были найдены в палеолитическом культурном слое.  
Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Делалась из камня или бивней мамонта. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами.  
"Венера с кубком". Барельеф. Франция. Верхний (поздний) палеолит.  
Богиня ледяного периода. Канон изображения – фигура вписана в ромб, а живот и грудь – в круг. 
Скульптура - мобильное искусство. 
Практически все, кто изучал палеолитические женские статуэтки, с теми или иными различиями в деталях, объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т.п., отражающие идею материнства и плодородия. 
«Виллендорфская Венера». Известняк. Виллендорф, Нижняя Австрия. Поздний палеолит. 
Компактная композиция, нет черт лица. 
«Дама в капюшоне из Брассемпуи». Франция. Поздний палеолит. Кость мамонта. 
Проработаны черты лица и прическа. 
В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика. Наряду с такими же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые одежды, похожие на "комбинезоны". 
Это находки на стоянках Буреть на р.Ангаре и Мальта.  
Выводы 
Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика. 
Мелкая пластика.  
В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика). 
Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятники Верхнего палеолита Смоленской области.

Заселение территории современной  Смоленщины человеком относится  к верхнему палеолиту, хронологические  рамки которого определяются временем от 40—35 до 12—10 тыс. до н.э. (Григорьев Г.П. 1970). Этот период совпадает с завершающей фазой ледникового периода. Материковый лед прочно занимал тогда весь Север и Северо-Запад Восточной Европы, что обусловило суровость климата всей рассматриваемой территории. Растительность Верхнего Поднепровья носила тогда тундровый характер с элементами сухих степей. Фауна отличалась наличием ныне вымерших мамонта, шерстистого носорога, дикой лошади, пещерного медведя и др. (Гричук В.П. 1952). Остатки этих животных обнаружены на территории области в нескольких десятках пунктов (Салов И.Н. 1957). Скопление целых и расколотых костей шерстистого носорога, выявленное у с. Гамково в Краснинском р-не, первоначально рассматривалось как остатки древнейшего на Смоленщине поселения человека (Лявданский А.Н. 1927), однако раскопки там опровергли это предположение (Поликарпович К.М. 1957. С. 61). По-видимому, это было своеобразное кладбище ископаемых живот¬ных, возникшее без участия человека (Громов В.И. 1948. С. 164). Археологические памятники верхнего палеолита на Смоленщине редки, широким раскопкам не подвергались. Таковы, например, стоянка Сертея 7 близ д. Рудня или стоянки 1 и 8 у д. Сертея в Велижском р-не, на которых найдены характерные кремневые скребла на массивных отщепах, ножи, отщепы с микроретушью и др. орудия верхнепалеолитического облика. Малочисленность таких памятников и недостаточная их изученность не позволяют пока дать сколько-нибудь развернутую характеристику позднего палеолита Смоленщины. Основываясь на материалах соседних территории, следует отметить, что поздний палеолит — время окончательного формирования человека современного вида, сложения раннепервобытной родовой общины (История первобытного общества... 1986. С 171—226). В этот период достигли совершенства приемы коллективной охоты на мамонта, шерстистого носорога, дикую лошадь и др. крупных животных. Появляется первобытное искусство, замечательные образцы которого обнаружены, в частности, на памятниках соседней Брянской обл. 
 


Информация о работе Археология