Археология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:21, реферат

Описание

Археология- относительно молодая наука.Но тем не менее именно благодаря ей человечество смогло узнать многие тайны своего прошлого.Великие археологические открытия,сделанные на протяжении последних двухсот лет позволили приоткрыть завесу над загадкой происхождения человека,восстановить историю.

Работа состоит из  1 файл

Портфолио.docx

— 66.77 Кб (Скачать документ)

Олдувайская культура (2,6 млн — 900 тыс. лет назад) Основные памятники расположены на территории Восточной Африки. Обнаружены намеренно расчищенные площадки, очевидно, для строительства жилищ. Древнейшая из стоянок Олдувайской эпохи, где найдены останки Homo habilis - Вест-Гона в Эфиопии (2,8 — 2,4 млн лет назад), а также стоянка Кооби-Фора в Кении (2 млн лет назад). Несовершенство орудий того периода объясняется несовершенством техники обработки и несовершенством физического строения людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Погребения нижнего  палеолита.

Первые  в истории человечества захоронения - это погребения неандертальцев, относящиеся  к мустьерскому культурному периоду (см. классификацию). В 1908 году швейцарец Отто Гаузер сделал около поселка Мустье в долине реки Везеры (Южная Франция) интересное, удивительное открытие: он нашел могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысяч лет назад. В неглубокой могиле лежал его скелет в той позе, в которой был похоронен этот юноша: на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремниевые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность.

После этой находки, которая убедила многих в том, что человеческое сочувствие и уважение в мертвому восходят в истории человечества к самым древним временам, был сделан целый ряд других подобных открытий. Наиболее известным из них, пожалуй, является открытие советским археологом Алексеем Павловичем Окладниковым в 1938 голу погребения неандертальского мальчика эпохи Мустье в гроте Тешик-Таш (Узбекистан). Его кости лежали в мелком углублении. Вокруг черепа были воткнуты в землю рога сибирского козла, причем они образовывали вокруг черепа мальчика что-то подобие ограды. Недалеко от могилы были следы небольшого костра, который горел очень короткое время. Возможно, это был ритуальный огонь, имевший отношение к погребению.

Важным  аргументом в пользу существования  преднамеренных захоронений неандертальцев А.П. Окладников считал наличие ям, в  которых находят их костяки: "Как  бы не объяснять происхождение таких  ям, их существование остается фактом по крайней мере в двух случаях. Первый - в ля Шапель-о-Сен, второй, самый разительный, - в гроте Киик-Коба (в Крыму)".

По  мнению приверженцев концепции Окладникова, характерная особенность неайденных неандертальских ксотяков - одинаковое их расположение головой на восток или на запад, а не на юг или север, причем везде: в Западной Европе, в Крыму, в Палестине. А.П. Окладников считал, что случайным это быть не могло и указывало на особое отношение людей той эпохи к мертвым и смерти и даже предполагало существование у неандертальцев некоего солнечного культа.

"Существенно  одно, - писал А.П. Окладников, - неандерталец  уже убедился, что мертвец не  просто "спящий", что по отношению  к нему нужны особые заботы, качественно иные, чем по отношению  к живому человеку. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застигал смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как попало, не как пришлось, а в определенном направлении - головой на восток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т.е. первые идеи о "жизни за гробом".

Однако  Окладников был уверен, что "ни о  каких погребениях в домустьерское время говорить не приходится". Он считал бесспорным, что в столь далекие времена должны были господствовать полуживотные, полуинстинктивные формы труда с соответствующим уровнем развития сознания.

В 1960 году известный американский антрополог и археолог Р. Солецки в пещере Шанидар (в Ираке) обнаружил окаменелости девяти неандертальцев. Через несколько лет французский палеоботаник Арнет Леруа-Гуран, исследуя в парижской лаборатории почву, взятую из раскопа вместе с четвертым шанидарским скелетом, обнаружила такое количество пыльцы растений, "которое превосходило всякое вероятие", причем кое-где эта пыльца была в комочках, а рядом с некоторыми из них сохранились даже остатки частей цветка. Из этого был сделан поразительный вывод, что могилу забросали охапками цветов, собранных на склоне горы, представители той группы, к которой принадлежал умерший охотник.

Многие  древние народы клали в могилы своих соплеменников цветы, чьи  целебные свойства были им хорошо известны. Вначале этот ритуал преследовал  вполне утилитарную цель: умершему предоставлялась возможность подлечиться и вернуться в лоно родной семьи, а значит - в племя. К тому же сильный аромат перебивал запах тления, нейтрализуя неприятное ощущение от мертвого тела. Но однажды кто-то заметил, что цветы - это красиво, и они сделались предметом дарения. Утилитарно-религиозная функция уступила место эстетической. И мы по сей день приносим цветы на могилы как дань любви и уважения.

Для древних цветы на могиле должны были символизировать сам процесс  жизни и смерти: свежими, они радуют глаз, вызывают сложную гамму эстетических чувств; потом их краски постепенно блекнут, лепестки начинают увядать  и опадают; наконец соки, питающие жизнь цветка, улетучиваются, цветы  умирают. Весь этот процесс - словно модель человеческого бытия, и трудно сказать, что именно породило культ растений - лекарственные функции или их символика..

Все это так, с этим трудно не согласиться. Но основной вопрос заключается в  том, насколько оправдано перенесение  обычаев и верований позднейших культур на неандертальцев, которых  многие ученые упорно отказывались признавать равными по умственному и психологическому развитию людям более поздних  эпох.

Некоторые ученые считают, что уже в поведении  животных можно обнаружить определенные действия, характерные для преднамеренного  захоронения: забрасывание останков сородича землей, ветками, на которых могли  быть и цветы, и прочее, так что  в действиях неандертальцев нельзя еще видеть признаки собственно человеческой психики и обнаруженные останки  нельзя считать преднамеренными  захоронениями. Другим аргументом противников  захоронений у неандертальцев является малое количество обнаруженных захоронений, отсутствие единых обрядов во всех обнаруженных захоронениях.

Я считаю, что все эти утверждения  недостаточно убедительны. Действительно, большие временные пространства палеолита, этнические особенности  обитавших на разной территории племен, повреждения захоронений в позднейшие культурные эпохи могли повлиять на указанную разнохарактерность захоронений. Но, видимо, все-таки следует признать, что первые захоронения появились  уже в мустьерскую эпоху раннего палеолита и принадлежали неандертальцам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство.

Эпоха первобытнообщинного  строя составила самую длительную полосу в истории человечества. Сведения о её культуре наука черпает в  археологических раскопках, в рисунках, оставленных первобытным человеком, наконец, в изучении жизни народов, ещё и сейчас пребывающих на самых  ранних ступенях развития.

Художественное  творчество первобытных людей не было искусством в современном его  понимании. Оно не выделялось в самостоятельный род деятельности и было органически связано с другими формами жизни, подчинено практическим целям. Но искусство с самого начала несло в себе и особые свойства: оно всегда было связано с выражением чувств - как бы концентрировало в себе некое свойственное лишь человеку духовное начало.

Мироощущение древнего человека формировалось под действием  никогда не покидавшего его чувства  страха. Окружающий мир для него был полон скрытой враждебности. чтобы выжить, человеку нужны были не только личные качества - сила, выносливость, сообразительность. Главной опорой ему был опыт, накопленный поколениями и закреплённый в жёстких нормах поведения, во всевозможных "табу". Первобытный человек много знал - о повадках зверей и птиц, о деревьях и травах, о разливах рек и грозовых бурях. Но он не мог уяснить внутренней связи явлений. Первобытный человек был убеждён, что предметы обладают не только видимыми свойствами, но и скрытыми, что в них заключена некая мистическая сила, способная оказывать на жизнь решающее воздействие. В его сознании реальное и сверхъестественное сосуществовало, и границы между тем и другим не было. Предметы воспринимались не только по их реальным свойствам - они были "добрыми" и "злыми", расположенными к нему или несущими гибель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верхний палеолит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первооткрыватели  верхнего палеолита.

1)В 1879 г. археолог-любитель  Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью случайно открыли пещеру Альтамира с рисунками. Пещера была раскопана Саутуолой и Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета. В 1880 они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах, но к этому времени Саутуола уже умер.

2)Сунгирь — верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, рядом с Боголюбовом. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером. Предполагаемый возраст 25 тысяч лет.

3)Самая уникальная пещера  вЧелябинской области - это известная всем пещера Игнатьевская. Она расположена на правом берегу реки Сим в 7 км вниз по течению от деревни Серпиевка Катав-Ивановского района. Является вместилищем картинной галереи древних людей эпохи палеолита (14,5 тысяч лет). В 1949 году по рекомендации археолога К.В. Сальникова объявлена памятником археологии. В 1961 году объявлена памятником природы областного значения. В 1995 году включена в "Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения". Подобных пещер с палеолитическими рисунками древних людей в России только три: Капова в Башкирии, Игнатьевская и Колокольная у дер. Серпиевка в Челябинской области.

Каповая пещера - один из выдающихся археологических памятников России, созвучный мадленской культуре (с живописью в пещерах) Западной Европы. На берегу ручья Шульган (правый берег реки Белой, Южный Урал) в Башкирии. Является одним из доказательств масштабных культурно-миграционных связей в эпоху позднего палеолита, высокого уровня развития пращуров россиян.

Прямых этнических привязок к современным народам не имеет и иметь не может. Впервые тщательно исследована А.В. Рюминым в 1959 г. Активно изучалась О.Н. Бадером и другими специалистами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятники.

 

Эпоха верхнего палеолита  приходится на время последнего оледенения. На основании изучения десятков стратифицированных стоянок этого периода стало очевидно, что эта эпоха представлена большим количеством археологических культур, которые разделяются по времени (Рогачев А.Н., Аникович М.В., 1984. C. 162-270). Ранние верхнепалеолитические культуры относятся ко времени второй половины молого-шекснинского интерстадиала (период потепления между калининской и осташковской стадиями валдайского оледенения), соответствующего примерно 40-24 тыс. до н.э. На сопредельной с волжским бассейном территории в бассейне Дона известны стрелецкая, городцовская и спицинская культуры. Стрелецкая или стрелецко-сунгирская культура содержит в своем инвентаре специфические двустороннеобработанные наконечники подтреугольной формы с выемкой в основании. В последние годы подобные находки были найдены и на территории Прикамья, поэтому границы этой культуры могут быть расширены на северо-восток. В Поволжье след этого культурного влияния предположительно можно отметить на местонахождении Ундоры (Ульяновская область) и в нижних слоях индустрии двустороннеобработанных наконечников Непряхина (Саратовская область). С городцовской культурой некоторое сходство обнаруживают материалы верхнепалеолитическою местонахождения Соленый Овраг (Саратовская обл.). 
     Следующий этап развития верхнепалеолитических культур - это средняя поря позднего палеолита, совпадающая с началом осташковского олединения (максимум холода - 20-18 тыс. лет до н.э). Этот период длился примерно с 23 до 17 тыс. до н.э. На сопредельных с Поволжьем территориях в это время на западе бытует виллендорфско-костенковское культурное единство, на северо-востоке появляется население, оставившее рисунки в Каповой пещере и освоившее пространства крайнего северо-востока Европейской части России. В Среднем Поволжье от этого периода осталась только разрушенная рекой стоянка Юнга-Кушерга (Республика Марий Эл). Вполне допустимо, что в это время южные районы региона могли находится в зоне затопления раннехвалынской трансгресии Каспия. 
     Поздняя пора верхнего палеолита приходится на время последней стадии осташковского оледенения. Этот период соответствует приблизительно 16-8 тыс.до н.э. От этого времени на сопредельных с Поволжьем территориях известны стоянки Боршево II на Дону и Алтыново и Золоторучье на Верхней Волге. С этим временем, как нам представляется, связаны находки в Постниковом овраге (Самарская обл.) и начальная пора бытования финальнопалеолитических памятников в Казанском Поволжье. 
     Эпоха верхнего палеолита характеризуется завершением биологической эволюции человека и оформлением его социальной жизни в коллективе с закрепившимися культурными традициями, что нашло свое выражение не только в своеобразии каменных орудий труда, но и в приемах и способах строительства костно-земляных жилищ, религиозных представлениях (распространении женских скульптур и изображений животных, специфических орнаментов и украшений), других культурных проявлениях.

Верхний палеолит, при всем разнообразии проявления культурных особенностей, - единая археологическая эпоха, связанная  с деятельностью человека современного типа Homo sapiens.

Материальная культура в  верхнем палеолите была иной, чем  в предшествующую эпоху, вследствие усовершенствования техники обработки  камня, широкого использования кости  в качестве технического сырья, развития домостроительства, усложнения систем жизнеобеспечения, появление разнообразных  форм искусства.

Людей верхнего палеолита  чаще всего называют кроманьонцами  по находкам в гроте Кроманьон во Франции, где в 1868 г. Э. Ларте обнаружил пять человеческих скелетов вместе с каменными орудиями и украшениями из просверленных раковин, перекрытых мощными толщами отложений. С тех пор найдено достаточно много антропологических остатков, позволяющих охарактеризовать кроманьонского человека. В настоящее время в Евразии известно более 80 находок костных остатков верхнепалеолитического человека, преимущественно все эти находки происходят из погребальных памятников. важнейшие из них обнаружены: во Франции – гроты Гримальди, Комб-Капелль, Ла-Мадлен и Ложери Ба, Ле-Плакар, Солютре и др.; в Англии – пещеры Павиленд и Галлей-Хилл; в Германип – Оберкассель; в Чехии – Брно, Пржедмость, Младеч, Дольни Вестоницы, Павлов; в России – Костенковско-Борщевский район, на стоянках Сунгирь, Мальта.

Стоянки этого времени  известны в Старом и Новом Свете, Австралии. Заселение Северной Америки, вероятно, произошло благодаря существованию  мощного ледяного «моста» через  современный Берингов пролив, который  соединял Аляску, Камчатку и Чукотку.

Человек активно осваивает  северные области Земли – стоянки  этого времени известны далеко за Полярным кругом: на средней Печоре, в низовьях рек Алдана и Лены, в бассейнах рек Индигирки  и Колымы, на Чукотке, Камчатке, Аляске. Свидетельством того, что человек  осваивает разные  природные и  климатические зоны, являются стоянки, обнаруженные высоко в горах на Кавказе  и Памире, в Средней Азии и на Ближнем Востоке, известны местонахождения  в ныне безводных и пустынных  районах.

Многие памятники содержат богатые культурные слои с остатками  жилых сооружений, многочисленными  скоплениями изделий из камня  и отходов производства, костей млекопитающих. В России и на прилегающих территориях  известно более 1200 стоянок и местонахождений  верхнего палеолита, многие из них многослойны. Так, например, в Костенковско-Борщевском районе на Среднем Дону известно более 20 памятников, на которых представлено белее 60 культурных слоев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орудия и занятия.

Одно из важнейших технических  достижений позднего палеолита — призматическая техника раскалывания заготовки. Опыт многих тысячелетий убеждал человека в том, что удлинённая заготовка (т. е. нуклеус), по форме напоминающая призму или конус, чрезвычайно удобна в работе и позволяет экономно расходовать материал. А это было немаловажно, учитывая скромные запасы сырья. С такого нуклеуса снимали узкие прямые пластинки, из которых изготовляли орудия самого разного назначения: наконечники дротиков, копий и, возможно, стрел; резцы, скребки, ножи, проколки, свёрла. Теперь для трудовой операции мастер брал не одно, а несколько орудий и использовал их последовательно.

Набор орудий того времени  необычайно богат — учёные насчитывают более 200 типов. По сравнению с предшествующими эпохами орудия позднего палеолита меньше, изящнее. Появились и новые их виды, которые стали важным шагом в развитии техники. Это резцы и вкладышевые орудия.

По своему назначению и  конструкции рабочей кромки древний резец похож на современный токарный. Острая режущая кромка, образованная резцовым сколом, делала его незаменимым для работы с твёрдыми материалами. Им резали кость, бивень мамонта, дерево, толстую кожу. Без него было бы невозможно изготовлять костяные наконечники копий, гарпуны, шилья, иголки, лопаточки для выминания кожи, рукоятки и основы для вкладышевых орудий, статуэтки людей и животных, украшения. На многочисленных гравированных изделиях из рога, бивня и кости со стоянок Западной и Восточной Европы, Сибири отчётливо видны конические канавки — следы резца.

Одно из самых распространённых орудий в верхнем палеолите — скребок. Обычно он имел округлое отретушированное лезвие. На протяжении многих тысячелетий, от мустье до железного века, этот инструмент использовали для выделки шкур и кожи. Даже в наше время народы Севера обрабатывают пушнину, как правило, каменными скребками, а не железными: металлические чаще портят шкуру, особенно тонкую.

В верхнем палеолите уже  существовала специализированная пушная охота — на песца, волка, росомаху и даже зайца. Большое разнообразие пушнины и кож требовало специальных инструментов для их выделки. Скребками производили одну из основных операций — мездрение, т. е. шкуры и кожу очищали и обезжиривали. Без этого нельзя шить одежду и обувь, изготовлять сумки, мешки, котлы и другую тару, покрывать шкурами жилище.

Чаще всего работали скребками  без рукоятки, движениями «на себя». Шкуру растягивали на земле, закрепляли её колышками или расстилали на колене, затем удаляли мездру с остатками мяса. Рабочий край скребков быстро изнашивался. Заготовки, из которых эти орудия делали, были длинными, и потому, когда скребок становился тупым, его подправляли, и не один раз. После мездрения и обработки золой шкуры и кожи сушили, а затем выминали с помощью костяных лопаточек и лощил. Кроили шкуры ножами и резцами.

Информация о работе Археология