Арабский Халифат: государство и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:18, реферат

Описание

Цель реферата – изучить государство и право Арабского Халифата.
Задачами моей работы является изучение общественного и государственного строя, определение источников мусульманского права, подробное рассмотрение различных отраслей права: право собственности, обязательственное право, семейное право, наследственное право, уголовное право; изучение судебной системы и процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Образование Арабского государства (Халифата) и история его развития……………………………………………………………...5
Глава 2. Социально-политический строй
1. Общественный строй………………………………………...9
2. Государственный строй……………………………………...11
3. Вооружённые силы…………………………………………..13
Глава 3. Право Арабского Халифата
1. Источники мусульманского права………………………….14
2. Право собственности………………………………………...16
3. Обязательственное право……………………………………18
4. Семейное право………………………………………………20
5. Наследственное право……………………………………….22
6. Уголовное право……………………………………………..23
7. Судебная система и процесс………………………………...28
Заключение………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

Арабский Халифат.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

На практике неограниченную, самодержавную власть имели лишь некоторые халифы из династии Омейядов. Так в связи с распадом Халифата в IX в. прежние арабские племенные ополчения утратили свое значение; поэтому появляется наемная конная гвардия тюркского происхождения. Эта гвардия (мамлюки) скоро приобрела решающую силу в стране и начала свергать одних халифов и возводить на престол других; начиная с 60-х гг. IX в. халифы стали практически заложниками в руках собственной гвардии. 

На систему органов  управления халифата оказал сильное  влияние при Аббасидах государственный  механизм Ирана. Заместителем халифа и  вторым лицом в государстве стал визирь, который руководил ведомствами (диванами): финансов, войска, учета земель, организации ирригационных работ, внутренних дел (который содержал финансово-статистические сведения), чиновников. 

В Халифате имелся также  штат сановников, осуществляющих надзор за другими чиновниками халифа, ведавших имуществом халифа; руководящих полицией; контролирующих начальника телохранителей; заведовавшего почтой (его функции заключались, например, в собирании сведений для халифа о состоянии земледелия, об урожае, о сборе налогов, о настроениях местного населения, деятельности администрации). 

Территория Халифата делилась на провинции, обычно соответствовавших  завоеванным государствам и областям. Управляли ими, как правило, наместники халифа — эмиры, в ведение которых были вооруженные силы и местный аппарат административно-финансового управления.  

Что же касается более  мелких административно-территориальных  подразделений, то они управлялись  преимущественно на основании обычаев. Должностные лица, стоящие во главе  городов и селений, носили разные названия. В Аравии их звали старшинами-шейхами. 

Как уже указывалось, в конце VIII в. наметились децентрализаторские тенденции в развитии Халифата. Стремление крупных феодалов к политической самостоятельности привело к образованию местных наследственных эмиратов, превращавшихся постепенно в самостоятельные государства. Так появился Кордовский эмират в Испании; в 788 г. образовалось независимое от багдадского халифа государство в Марокко; в период с 800 по 909 гг. сложились самостоятельные государства в Тунисе и Алжире. В IX в. самостоятельным государством стал и Египет, возродилась местная феодальная государственность в Средней Азии, Грузии, Армении, Азейбарджане. После этого халиф сохранил свою власть лишь над частью Месопотамии и Аравии.

 

 

 

 

 

 

Вооружённые силы

 

Большая роль армии в  халифате определялась самой доктриной  ислама. Основной стратегической задачей халифов считалось завоевание территории, населенной немусульманами, путем «священной войны». Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане, но в крайнем случае разрешалось нанимать для участия в «священной войне» и отряды «неверных» (немусульман).

На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой  племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII – середины VIII века. Арабская армия стала состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница. Арабская армия в VII–VIII вв. в основном пополнялась за счет ополченцев. Наемничество в это время почти не практиковалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Право Арабского Халифата

Источники  мусульманского права 

Мусульманское право  тесно связано с религиозными и моральными установлениями, нормами. На раннем этапе истории Арабского  халифата и развития ислама мусульманское  богословие и правоведение тесно  переплетались и составляли как бы единое целое. Однако в дальнейшем (примерно, с середины X в.) правоведение стало отделяться от мусульманской теологии, что проявилось в деятельности мусульманско-правовых школ (толков). 

Основным источником мусульманского права является Коран — главная священная книга мусульман, которая по учению ислама существовала вечно и была сообщена богом Мухаммеду, как откровение. Эти "откровения от бога" со слов Мухаммеда записывались его последователями. Коран был собран в единую книгу, отредактирован и разделен на 114 глав (сур) при халифе Османе (644-656 гг.). Суры состоят из разного количества (от 3 до 286) айятов-стихов. В Коране всего насчитывается 6225 айятов. Большая часть Корана имеет богословское и мифологическое содержание. Для начального ислама не существовало разницы между духовными лицами и мирянами, между мусульманской общиной и государственной организацией, между религией и правом. Однако вопросы права в той или иной степени затрагиваются лишь в 500 айятах. 

К Корану — главному источнику мусульманского права с конца VII в. присоединился еще и другой — сунна (по-арабски обычай, пример), состоявшая из хадисов (рассказов) из жизни Мухаммеда, о его суждениях. Дело в том, что после смерти пророка новые поколения мусульман столкнулись со множеством вопросов, для решения которых Корана оказалось недостаточно даже при крайне расширенном его толковании. Поэтому появилась необходимость в хадисах, содержащих важные нормы мусульманского права. По мере того, как арабское общество развивалось и жизнь становилась все более сложной, выяснилось, что Коран и хадисы не дают ответа на многие вопросы. Тогда появилось еще два источника мусульманского права: иджма — согласованное мнение наиболее авторитетных богословов и правоведов и кияс — решение судебных дел по аналогии. Иджму дополняла фетва — сборники судебных решений и комментарии наиболее крупных мусульманских законоведов. 

Самого Мухаммеда мусульмане называли шариа — законодателем; поэтому вся система мусульманского права получила название шариата. 

Дополнительным источником мусульманского права является так же обычай (адат), который применяется в случаях, если имеется пробел в законодательстве или если закон прямо ссылается  на обычаи. 

Конечно, источником права в Халифате были указы халифов — фирманы. В более поздних мусульманских странах (Турции и др.) источником права стали государственные законы — кануны. 

Основной чертой мусульманского права  является то, что оно вытекает из религии — ислама. Поэтому для мусульман, в какой бы стране они не проживали, обязательным является только мусульманское право.  

В Арабском халифате не было разделения населения на сословия. По религиозному признаку население делилось на мусульман  и немусульман; первые были привеллигированными. Правоспособность и дееспособность в полном объеме закреплялась за мусульманами. Так, лица, исповедовавшие христианскую или иудейскую веру, занимали более низкое положение, обязаны были платить поземельную подать с земель, завоеванных мусульманами (харадж) и тяжелый государственный налог (джизьет). Нормы шариата распространялись на них лишь в том случае, когда они совершали преступления или заключали сделки с мусульманами.

Право собственности

Вещи делились прежде всего на те, которые могут находиться в собственности мусульман, и  на те, которые были изъяты из гражданского оборота. Ко вторым относились: воздух, море, пустыня, мечети и др. Было понятие "нечистых вещей" (например, вино, свинина; книги, противоречащие положениям ислама). Земли в основном подразделялись на государственные; находящиеся у частных лиц; брошенные земли; земли, не пригодные для обработки.  

Особый статус имела святая земля (хиджаз), та часть Аравийского полуострова, где жил Мухаммед; она состояла из двух частей: города Мекки с его  областью и остальной части хиджаза. Земля Мекки и окрестности принадлежала богу; здесь неверные не имели права селиться; здесь запрещено было убивать животное на охоте; никакое дерево или растение, выросшее само собой, не должно было быть повреждено или вырыто. Остальная часть хиджаза отличалась тем, что неверные не имели права жить там более трех дней на одном месте; в случае смерти запрещалось их хоронить на этой земле. 

Завоеванные земли считались собственностью государства и поступали в  распоряжение халифа. При этом побежденные  вынуждались заключать договор с победителями, по которому они отказывались от права собственности на принадлежащую им землю, но получали ее для ведения хозяйства с уплатой подати (харадж) в твердо установленном размере или в зависимости от дохода. Эти земли (вакф) являлись собственностью государства. 

Наибольшая часть земельного фонда и оросительных сооружений в основных областях Халифата являлась собственностью Халифата. Меньшую часть земельного фонда составляли земли халифов и членов их семьи и близких родственников (савафи) и земли, находившиеся в частной собственности отдельных лиц (мульк) с правом купли-продажи.  

При Омейядах господствовали еще недостаточно развитые формы феодальной собственности в виде государственных, общинных и мульковых земель. Но при этой династии появились уже зачатки и условной феодальной собственности на землю: земельные участки (катча), отдаваемые за службу военным людям, и более обширные территории (хима), передаваемые арабским племенам, как кочевым, так и земледельческим. 

В дальнейшем, при Абассидах  в связи с развитием феодальных отношений получила широкое распространение  и условная форма земельных владений, получившая новое название — икта, которая предоставлялась отдельным феодалам за военную или государственную службу. Со временем феодалы добились права передачи икта по наследству вне зависимости от несения службы, после чего эти владения стали приближаться к мульковым землям. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязательственное право

В основном мусульманское  право регулирует обязательства  из договора. В договоры могли вступать лица, обладающие дееспособностью. Полностью  недееспособными были несовершеннолетние, умалишенные, банкроты, рабы; ограниченно дееспособными являлись больные (они могли распоряжаться только одной третью своего имущества), неверные (кяфир) в отношении некоторых сделок (приобретать в собственность землю или рабов — мусульман). Договор заключался в письменной и устной форме. Недействительными были договоры, заключенные вследствие обмана, по ошибке, по принуждению; а также заключенные с безнравственными целями или с использованием "нечистых" и изъятых из оборота вещей.  

В шариате закреплялся  принцип обязательности исполнения договора. Обязанность соблюдать договоры подчеркивалась в Коране и рассматривалась как священная. 

Мусульманское право  различает следующие виды договоров: купля-продажа, заем, ссуда, наем, дарение, мена, поставка, поклажа, товарищество, поручение и др. 

При договоре купли-продажи совершается передача вещей. При этом сделка считается несостоявшейся, если передача товара, вещей и денег за них не произойдет в течение трех дней. В случае обнаружения скрытых недостатков в приобретенных вещах покупатель мог обратиться в суд с иском о расторжении договора. 

Шариат знал договоры о залоге и поручительстве, как  средстве, обеспечивающем исполнение обязательства. Неоплатного должника нельзя было обратить в рабство, но он мог быть принужден отработать долг. 

Широкое распространение имел договор аренды земли, который определял размеры и порядок взимания арендной платы в пользу арендодателя. В Арабском халифате значительное развитие получили договоры союза и товарищества, которые заключались с целью совместной торговой деятельности, для совместного строительства и использования ирригационных сооружений, совместной обработки почвы и посева и т. д. Характерным для арабского общества было распространение специфических односторонних обязательств — обетов.  

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семейное  право

Мусульманское право  предусматривает брачный договор, который напоминает своеобразную торговую сделку; причем женщина не является договаривающейся стороной, а составляет предмет договора. Фактически вопрос о замужестве дочери решал отец, стремясь при этом получить за дочь максимальную цену (выкуп). Брачный документ составляется кадием (судьей) и должен удостоверяться свидетелями мужского пола (не менее двух). Препятствием к браку считаются: кровное родство, близость родства по кормилице, свойство, идолопоклонство. 

Шариат признает за мусульманином  право иметь четырех жен; кроме  этого он может иметь наложниц из числа рабынь. Жена имеет право  на содержание, на отдельное помещение, на выделяемое мужем имущество. Жена не участвовала в расходах по дому, которые лежали на муже; она была обязана заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей.  

Шариат в целом закреплял  главенство, привилегированное положение  мужа в семье; он мог подвергать жену телесным наказаниям; для него существовала свобода развода (талак).  

Жена могла требовать  развод только через суд и в  следующих случаях: если муж не исполняет  своих обязанностей (не дает жене содержания, имеет физические недостатки, не состоит  с ней в супружеских отношениях), если он жестоко обращался с женой. 

Развод мог иметь  место в случаях взаимного  проклятия (лиана). Это проклятие  произносится мужем перед судьей, когда он считает, что родившийся у жены ребенок является результатом  нарушения ею супружеской верности, но он не в состоянии это доказать. Жена со своей стороны может клятвой отрицать это заявление. Брак по причине лиана расторгается окончательно (при разводе по другим основаниям брак мог быть заключен вторично). 

В случае развода муж  должен был дать жене часть имущества "согласно с обычаем". 

Был еще один способ развода  по инициативе жены, когда она по договоренности с мужем давала ему  определенное вознаграждение (ивад).

Информация о работе Арабский Халифат: государство и право