Античное ораторское исскуство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:52, реферат

Описание

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, назывались риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Р

Работа состоит из  1 файл

античное ораторское искусство.docx

— 53.97 Кб (Скачать документ)

 

Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской  деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. Реакция  против аристократии после смерти Суллы  в 78 г. оказала ему в этом содействие. Первую государственную должность  квестора в Западной Сицилии он занял  в 76 г. Снискав своими действиями доверие  сицилийцев, Цицерон выступил в защиту их интересов против наместника Сицилии  пропретора Верреса, который, пользуясь  бесконтрольной властью, разграбил  провинцию. Речи против Верреса имели  политическое значение, так как по существу Цицерон выступал против олигархии  оптиматов и одержал над ними победу, несмотря на то, что судьи  принадлежали к сенаторскому сословию и защитником Верреса был знаменитый Гортенсий.

 

В 66 г. Цицерон был избран претором; он произносит речь «О назначении Гнея Помпея полководцем» (или «В защиту закона Манилия»). Цицерон поддерживал  законопроект Манилия о предоставлении неограниченной власти для борьбы с  Митридатом Гнею Помпею, которого он неумеренно восхваляет.

 

Речь эта, защищая интересы денежных людей и направленная против побилитета, имела большой успех. Но этой речью заканчиваются выступления  Цицерона против сената и оптиматов.

 

Между тем демократическая  партия усиливала свои требования радикальных  реформ (кассация долгов, наделение  бедноты землей). Это встретило  явную оппозицию со стороны Цицерона, который в своих речах резко  выступал против аграрного законопроекта, внесенного молодым трибуном Руллом, о закупке земли в Италии и  заселении ее бедными гражданами.

 

Когда в 63 г. Цицерон был  избран консулом, он восстановил сенаторов  и всадников против аграрных реформ. Во второй аграрной речи Цицерон резко  говорит о представителях демократии, называя их смутьянами и мятежниками, угрожая, что сделает их такими смирными, что они сами будут удивлены. Выступая против интересов бедноты, Цицерон  клеймит позором их предводителя Луция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и  Цицерон, выставил в 63 г. свою кандидатуру  в консулы, но, несмотря на все старания левого крыла демократической группы провести Катилину в консулы, ему  это не удалось вследствие противодействия  оптиматов. Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное  восстание и убийство Цицерона. Планы  заговорщиков стали известны Цицерону благодаря хорошо организованному  шпионажу.

 

В своих четырех речах  против Катилины Цицерон приписывает  своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели, такие, как  желание поджечь Рим и уничтожить всех честных граждан.

 

Катилина покинул Рим  и с небольшим отрядом, окруженный правительственными войсками, погиб  в бою вблизи Пистории в 62 г. Вожди  радикального движения были арестованы и после незаконного суда над  ними по приказанию Цицерона были задушены в тюрьме.

 

Заискивая перед сенатом, Цицерон в своих речах проводит лозунг союза сенаторов и всадников.

 

Само собой разумеется, что реакционная часть сената одобрила действия Цицерона по подавлению заговора Катилины и даровала ему  титул «отца отечества».

 

Деятельность Катилины тенденциозно освещена римским историком Саллюстием. Между тем сам Цицерон в  речи за Мурепу (XXV) приводит следующее  замечательное высказывание Катилины: «Только тот, кто сам несчастен, может быть верным заступником несчастных; но верьте, пострадавшие и обездоленные, обещаниям и преуспевающих и  счастливых... наименее робкий и наиболее пострадавший — вот кто должен быть призван вождем и знаменосцем  угнетенных».

 

Жестокая расправа Цицерона со сторонниками Катилины вызвала неудовольствие, популяров. С образованием первого  триумвирата, куда входили Помпеи, Цезарь и Красс, Цицерон по требованию народного  трибуна Клодия вынужден был в 58 г. отправиться в изгнание.

 

В 57 г. Цицерон снова возвратился  в Рим, но уже не имел прежнего политического  влияния и занимался главным  образом литературной работой.

 

К этому времени относятся  его речи в защиту народного трибуна  Сестия, в защиту Милопа. В это  же время Цицероном был написан  известный трактат «Об ораторе». В качестве проконсула в Киликии, в Малой Азии (51—50 гг.), Цицерон  приобрел популярность в войске, особенно благодаря победе над несколькими  горными племенами. Солдаты провозгласили  его императором (высшим военным  начальником). По возвращением в Рим  в конце 50 г. Цицерон примкнул к  Помпею, но после его поражения  при Фарсале (48 г.) он отказался от участия в борьбе и внешне помирился  с Цезарем. Он занялся вопросами  ораторского искусства, издав трактаты «Оратор», «Брут», и популяризацией греческой философии в области  практической морали.

 

После убийства Цезаря Брутом (44 г.) Цицерон снова вернулся в  ряды активных деятелей, выступая на стороне  сенатской партии, поддерживая Октавиана  в борьбе против Антония. С большой  резкостью и страстностью он написал 14 речей против Антония, которые, в  подражание Демосфену, называются «Филиппиками». За них он был внесен в проскрипционный  список и в 43 г. до н. э. убит.

 

Цицерон оставил сочинения  по теории и истории красноречия, философские трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических. Среди  них, как выражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защиту греческого поэта Архия, присвоившего себе римское гражданство. Возвеличив Архия как поэта, Цицерон  признает гармоническое сочетание  природного дарования и усидчивой, терпеливой работы.

 

Литературное наследство Цицерона не только дает ясное представление  о его жизни и деятельности, часто не всегда принципиальной и  полной компромиссов, но и рисует исторические картины бурной эпохи гражданской  войны в Риме.

 

Язык и стиль речей  Цицерона

 

 Для политического  и особенно судебного оратора  важно было не столько правдиво  осветить суть дела, сколько изложить  его так, чтобы судьи и публика,  окружавшая судебный трибунал, поверили  в его истинность. Отношение публики  к речи оратора считалось как  бы голосом народа и не могло  не оказать давления на решение  судей. Поэтому исход дела зависел  почти исключительно от искусства  оратора. Речи Цицерона, хотя и  были построены по схеме традиционной  античной риторики, дают представление  и о тех приемах, которыми  он достигал успеха.

 

Цицерон сам отмечает в  своих речах «обилие мыслей и  слов», в большинстве случаев  проистекавшее от желания оратора  отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое освещение. В  этом отношении для судебного  процесса имел важное значение рассказ, который подтверждался тенденциозной  аргументацией, часто извращением  свидетельских показаний. В рассказ  вплетались драматические эпидозы, образы, придающие речам художественную форму.

 

В речи против Верреса Цицерон  рассказывает о казни римского гражданина Гавия, которого не имели права наказывать без суда. Его секли па площади  розгами, а он, не издавая ни одного стона, только твердил: «Я римский гражданин!». Возмущаясь произволом, Цицерон восклицает: «О сладкое имя свободы! О исключительное право, связанное с нашим гражданством! О трибунская власть, которую так сильно желал римский плебс и которую наконец ему возвратили!». Эти патетические восклицания усиливали драматизм рассказа.

 

Таким приемом варьирования стиля Цицерон пользуется, но редко. Патетический тон сменяется простым, серьезность изложения — шуткой, насмешкой.

 

Признавая, что «оратору следует  преувеличить факт», Цицерон в своих  речах считает закономерной амплификацию — прием преувеличения. Так, в  речи против Катилины Цицерон утверждает, что Катилина собирался поджечь  Рим с 12 сторон и, покровительствуя бандитам, уничтожить всех честных  людей. Цицерон не чуждался и театральных  приемов, которые вызывали у его  противников обвинение в его  неискренности, в ложной слезливости. Желая вызвать жалость к обвиняемому  в речи в защиту Милона, он говорит  сам, что «от слез не может говорить», а в другом случае (речь в защиту Флакка) он поднял на руки ребенка, сына Флакка, и со слезами просил судей  пощадить отца.

 

Применение этих приемов  в соответствии с содержанием  речей создает особый ораторский стиль. Живость его речи приобретается  благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому  употреблению греческих слов. Порой  речь состоит из коротких простых  предложений, порой они сменяются  восклицаниями, риторическими вопросами  и длинными периодами, в построении которых Цицерон следовал Демосфену. Они разделяются на части, обыкновенно  имеющие метрическую форму и  звучное окончание периода. Это  создает впечатление ритмической  прозы.

 

Риторические произведения. В теоретических трудах о красноречии  Цицерон обобщил те принципы, правила  и приемы, которым следовал в своей  практической деятельности. Известны его трактаты «Об ораторе» (55 г.), «Брут» (46 г.) и «Оратор» (46 г.).

 

Произведение «Об ораторе» в трех книгах представляет собой  диалог между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона — Лициннем Крассом и Марком Антонием, представителями  сенатской партии. Свои взгляды Цицерон  выражает устами Красса, считающего, что  оратором может быть только разносторонне  образованный человек. В таком ораторе  Цицерон видит политического  деятеля, спасителя государства  в тревожное время гражданских  войн.

 

В этом же трактате Цицерон  касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится  языку, ритмичности и периодичности  речи, ее произнесению, причем Цицерон  ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей.

 

В трактате «Брут», посвященном  своему другу Бруту, Цицерон говорит  об истории греческого и римского красноречия, останавливаясь более  подробно на последнем. Содержание этого  сочинении раскрывается в другом его наименовании — «О знаменитых ораторах». Большое значение этот трактат  получил в эпоху Возрождения. Цель его — доказать превосходство  римских ораторов перед греческими.

 

Цицерон считает, что недостаточно одной простоты греческого оратора  Лисия, — эта простота должна быть дополнена возвышенностью и силой  выражения Демосфена. Давая характеристику множеству ораторов, он считает себя выдающимся римским оратором.

 

Наконец, в трактате «Оратор» Цицерон излагает свое мнение о применении различных стилей в зависимости  от содержания речи, с целью убедить  слушателей, произвести впечатление  изяществом и красотой речи, и, наконец, увлечь и взволновать возвышенностью. Большое внимание уделяется периодизации речи, подробно излагается теория ритма, особенно в концовках членов периода.

 

Дошедшие до нас труды  оратора имеют исключительную историческую и культурную ценность. Уже в средние  века, а особенно в эпоху Возрождения, специалисты интересовались риторическими  и философскими сочинениями Цицерона, по последним знакомились с греческими философскими школами. Гуманисты особенно ценили стиль Цицерона.

 

Блестящий стилист, умеющий  выражать малейшие оттенки мысли, Цицерон  явился создателем того изящного литературного  языка, который считался образцом латинской  прозы. В эпоху Просвещения рационалистические философские взгляды Цицерона оказали  влияние на Вольтера и Монтескье, написавшего трактат «Дух законов».

 

Заключение

 

Как видно из всего  вышеизложенного, жанр Древнегреческой  и Древнеримской культур не погиб  вместе с античной цивилизацией, но, не смотря на то, что высоты этого  жанра до сих пор так и остались недосигаемыми для современников, он продолжает жить в нынешнее время. Живое слово было и остается важнейшим  орудием христианской проповеди, идеологической и политической борьбы современности. И именно риторическая культура античности лежит в основе гуманитарного  образования Европы со времен Рененсанса вплоть до 18 столетия. Не случайно в  наши дни сохранившиеся тексты речей  античных ораторов имеют не только исторический интерес, а оказывают  мощное влияние на события современности, сохраняют огромную культурную ценность, являясь образцами убедительной логики, вдохновенного чувства и  истинно творческого стиля.

 

Список литературы

 

С.И. Радциг «История Древнегреческой  литературы», Москва, из-во «Высшая  школа», 1969 г.;

 

М. Гаспарова, В. Борухович  «Ораторское искусство древней  Греции», г. Москва, из-во «Художественная  литература», 1985 г.;

 

«Античная литература», г. Москва, из-во «Просвещение», 1986 г.;

 

О.М. Тронский «История Античной литературы», г. Ленинград, УЧПЕДГИЗ, 1946 г.


Информация о работе Античное ораторское исскуство