Античное ораторское исскуство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:52, реферат

Описание

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, назывались риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Р

Работа состоит из  1 файл

античное ораторское искусство.docx

— 53.97 Кб (Скачать документ)

АНТИЧНОЕ ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

 

РЕФЕРАТ по культурологии

студентки 1 курса 1 группы факультета Национальная экономика Рождественской Д. Д.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ

 

Институт Национальной и  мировой экономики

 

Введение

 

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде  образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, назывались риторикой. По месту, занимаемому в  искусстве художественного слова  древней Эллады, риторика была сопоставима  с такими жанрами искусства, как  героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для  эпохи в которой эти жанры  сосуществовали. Впоследствии по степени  влияния на развитие более поздней  европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние  века, в новое время уступила место  другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного  слова в античном мире публичная  речь была наиболее тесно связана  с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования  людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.

 

Ораторское  искусство  древней Греции

 

Любовь к красивому  слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже  в самых ранних произведениях  греческой литературы — в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование  словом, его волшебной силой —  так, оно там всегда «крылатое» и  может поражать, как «оперенная стрела». В поэмах Гомера широко используется прямая речь в ее наиболее драматической  форме — диалога. По объему диалогические  части поэм намного превосходят  повествовательные. Поэтому герои  Гомера кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речей порой  воспринимается современным читателем  как растянутость и излишество.

 

Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского  искусства. Она была гораздо более  «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Привыкнув  к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство  интонации и мимики, пластика жеста  и движения, наконец, само обаяние  личности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в  аудитории и, как правило, нужного  эффекта. Публичная речь — это  всегда искусство.

 

В Греции классической эпохи, для социального строя которой  типична форма города-государства, полиса, в его самом развитом виде — рабовладельческой демократии, создались особо благоприятные  условия для расцвета ораторского  искусства. Верховным органом в  государстве, — по крайней мере номинально — было Народное собрание, к которому политический деятель обращался  непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно  опровергая при этом доводы своих  противников. В такой ситуации форма  речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи. «Тем могуществом, которым  обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово», — утверждал  Деметрий Фалерский.

 

Практическими потребностями  греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало  высшей ступенью античного образования. 3адачам этого обучения отвечали создаваемые  учебники и наставления. Они стали  появляться с V века до н. э., но до нас  почти не дошли. В IV веке до н. э. Аристотель уже пытается обобщить теоретические  достижения риторики с философской  точки зрения. Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, применяемых в речи, ее слог и  композицию: риторика мыслится Аристотелем  как наука, тесно связанная с  диалектикой (т. е. логикой). Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения  относительно каждого данного предмета. Он делит все речи на три вида: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело речей совещательных  — склонять или отклонять, судебных — обвинять или оправдывать, эпидиктических — хвалить или порицать. Здесь  же определяется тематика совещательных  речей — это финансы, война  и мир, защита страны, ввоз и вывоз  продуктов, законодательство.

 

Из упомянутых трех жанров публичной речи в классической античности наиболее важным был жанр совещательный  или, иными словами, политическое красноречие.

 

В эпидиктических речах содержание часто отступало перед формой, и некоторые из дошедших до нас  образцов оказываются ярким примером искусства ради искусства. Однако далеко не все эпидиктические речи были бессодержательными. Историк Фукидид включил в  свое сочинение надгробное слово  над телами павших афинских воинов, вложенное в уста Перикла. Эта  речь, которую Фукидид с таким  искусством вплел в ткань своего громадного исторического полотна, представляет собой изложенную в  высокохудожественной форме политическую программу афинской демократии эпохи расцвета. Она является бесценным историческим документом, не говоря уже о ее эстетическом значении как памятника искусства.

 

Особенно распространенным жанром в древности были судебные речи. В жизни древнего грека суд  занимал очень большое место, но весьма мало походил на современный. Института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый. Обвиняемый защищался сам: выступая перед судьями, он стремился не столько  убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их симпатии на свою сторону. Для этой цели применялись  самые неожиданные приемы. Если обвиняемый был обременен семьей, он приводил своих детей, и те умоляли судей  пощадить их отца. Если он был воином — он обнажал грудь, показывая  рубцы от ран, полученных в боях за родину. Если он был поэтом — он читал  свои стихи, демонстрируя свое искусство (такой случаи известен в биографии  Софокла). Перед громадной с нашей  точки зрения судейской коллегией (в Афинах нормальное число судей  было 500, а всего суд присяжных, гелиэя, насчитывал 6000 человек!) довести  до каждого суть логических доводов  было делом почти безнадежным: гораздо  выгоднее было любым способом подействовать  на чувства. «Когда судьи и обвинители — одни и те же лица, необходимо проливать  обильные слезы и произносить  тысячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью  выслушанным», — писал опытный  мастер и знаток проблем риторики Дионисий Галикарнасский.

 

В условиях запутанного судебного  права судиться в древних Афинах было делом нелегким, к тому же не все обладали даром слова, чтобы  расположить к себе слушателей. Поэтому  тяжущиеся прибегали к услугам  лиц опытных, а главное, обладавших ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись  с существом дела, составляли за плату выступления своих клиентов, которые те заучивали наизусть и  произносили на суде. Таких сочинителей  речей называли логографами. Бывали случаи, когда логограф составлял  одновременно речь и для истца  и для ответчика — то есть, в одной речи опровергал то, что  утверждал в другой (Плутарх сообщает, что однажды так поступил даже Демосфен).

 

1. Горгий

 

Крупнейшим теоретиком и  учителем красноречия в V веке до н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины. В 427 году он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли  всеобщее внимание. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая перед  слушателями. На собрании греков в Олимпии  он обратился к собравшимся с  призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему  была поставлена статуя в Олимпии, база которой найдена в прошлом  веке во время археологических раскопок).

 

Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьезностью». Целиком  сохранились лишь две речи, приписываемые  Горгию, — «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приемов надолго сохранили название «горгианские фигуры». Горгий писал свои речи на аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады.

 

Горгий был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых  семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости». «Мудрость» их была скептической: они считали, что абсолютной истины не существует, истинным является то, что может  быть доказано достаточно убедительным образом. Отсюда их забота об убедительности доказательства и выразительности  слова: они сделали слово объектом специального исследования. Особенно много они занимались происхождением значения слова (этимологией), а также  синонимикой. Основным полем деятельности софистов были Афины, где процветали все жанры красноречия — совещательный, эпидиктическнй и судебный.

 

2. Лисий

 

Самым выдающимся афинским оратором классической эпохи в области  судебного красноречия был, несомненно, Лисий (ок. 415—380 гг. до н. э.). Отец его  был метеком (свободным, но не имевшим  гражданских прав человеком) и владел мастерской, в которой изготовлялись  щиты. Будущий оратор вместе с братом учился в южно-италийском городе Фурии, где слушал курс риторики у известных  софистов. Примерно в 412 году Лисий возвратился  в Афины. Афинское государство в  это время находилось в трудном  положении — шла Пелопоннесская война, неудачная для Афин. В 405 году Афины потерпели сокрушительное поражение. После заключения унизительного  мира к власти пришли ставленники  победившей Спарты, «30 тиранов», проводившие  политику жестокого террора по отношению  к демократическим и просто бесправным элементам афинского общества. Большое  состояние, которым владели Лисий  и его брат, было причиной расправы над ними. Брат Лисия был казнен, самому оратору пришлось спасаться  бегством в соседнюю Мегару. После  победы демократии Лисий вернулся в  Афины, но получить гражданские права  ему так и не удалось. Первой судебной речью, произнесенной Лисием, была речь против одного из тридцати тиранов, виновного  в смерти его брата. В дальнейшем он писал речи и для других лиц, сделав это своей главной профессией. Всего ему приписывалось в  древности до 400 речей, но до нас дошло  только 34, причем не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся  относятся к жанру судебных, но в сборнике мы находим и политические, и даже торжественные речи — например, надгробное слово над телами воинов, павших в Коринфской войне 395—386 годов. Характерные черты стиля Лисия  четко отмечаются древними критиками. Изложение его просто, логично  и выразительно, фразы кратки и  построены симметрично, ораторские приемы изысканны и изящны. Лисий  заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации — последующие  поколения ораторов во многом ему  следовали. Особенно велики его заслуги  в создании литературного языка  аттической прозы. Мы не найдем у него ни архаизмов, ни запутанных оборотов, и последующие критики (Дионисий Галикарнасский) признавали, что никто впоследствии не превзошел Лисия в чистоте аттической речи. Живым и наглядным делает рассказ оратора обрисовка характера (этопея) — причем не только характеров изображаемых лиц, но и характера говорящего лица (например, сурового и простодушного Евфилета, в уста которого вложена речь «Об убийстве Эратосфена»).

 

3. Исократ

 

Что в жанре судебного  красноречия сделал Лисий, то в жанре  торжественного красноречия сделал Исократ (ок. 436—338 гг.), происходивший  из зажиточной прежде, но разорившейся афинской семьи. Смолоду он тоже был  вынужден избрать себе профессию  логографа, впоследствии открыл ораторскую школу с высокой платой за обучение, из которой вышли многие политики, ораторы и писатели. Школа Исократа была одновременно чем-то вроде политического  кружка с идеями и настроениями, враждебными афинской демократии (чему немало способствовал аристократический  состав учащихся), поэтому глава  школы неоднократно обвинялся в  «развращении юношества».

 

Литературная деятельность Исократа по времени совпала с  политическим кризисом греческого общества и ожесточенной классовой борьбой  в греческих городах, где попеременно  брали верх то демократические, то олигархические элементы. Следствием ее было увеличение числа безработных и разорившихся людей. Бесконечные междоусобные войны  не привели к устойчивой гегемонии  какого-нибудь одного из греческих  государств и только истощили их экономический  и политический потенциал. Воспользовавшись создавшимся положением, македонский  царь Филипп сумел в 338 году нанести  сокрушительное поражение объединившимся против него полисам и установить над Грецией политический контроль.

 

В таком сложном переплетении политических и социальных противоречий Исократ выдвинул в своих речах, распространявшихся в письменном виде, политическую программу спасения Эллады. Впервые он выступил с ней в  своей речи «Панегирик») в 380 году; суть ее заключалась в том, чтобы объединить силы греков для борьбы против варваров — то есть, для завоевания Персии. В дальнейшем он обращался с этой идеей к различным монархам и  тиранам Греции. Последний, к которому он обратился, Филипп II, действительно  начал готовить этот поход, завершить  который ему не удалось (это выполнил его сын, Александр Македонский). Исократ практически стал идеологом  промакедонской партии в Афинах, вокруг которой группировались в основном граждане из зажиточных кругов.

 

Приемы ораторского искусства  Исократа развивают принципы, выдвинутые Горгием. Особенностью стиля Исократа являются сложные периоды, обладающие, однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легкодоступные для  понимания. Для его стиля характерно также ритмическое членение речи, плавность которой достигалась тщательным избеганием так называемого зияния — стыка гласных в конце слова и в начале другого.

 

В школе Исократа были выработаны основные принципы композиции ораторского  произведения, которое должно было содержать следующие части: 1) введение, целью которого было привлечь внимание и благожелательность слушателей; 2) изложение предмета выступления, сделанное  с возможной убедительностью; 3) опровержение доводов противника с аргументацией  в пользу собственных; 4) заключение, подводящее итог всему сказанному.

Информация о работе Античное ораторское исскуство