Андреевский кавалер – Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий). Александр Рожинцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 19:20, реферат

Описание

94-летию со дня кончины посвящается



"В лице Митрополита Флавиана Россия похоронила искреннего, благородного и горячего Патриота. Он всей своей душой любил Россию. Он искренне, безраздельно, по-детски радовался ее радостям и болел ее страданиями".

Работа состоит из  1 файл

Андреевский кавалер.docx

— 29.43 Кб (Скачать документ)

 

Как один из старейших членов Святейшего Синода, твердой рукой  направлял он духовную жизнь великой  России. В дни смуты и анархии 1905 года Митрополит всю свою нравственную силу обратил на борьбу с разрушителями  Империи, поскольку сам оказался свидетелем той политической вакханалии, которая имела место на улицах Киева в октябрьские дни 1905 года.

 

В это время к Владыке  Флавиану явились "общественные" деятели, желавшие узаконить эксцессы уличной жизни авторитетом Митрополита  Флавиана. "В этот же момент сердце Владыки мучилось проявлениями либеральных  увлечений духовенства, обнаружившихся (под влиянием тех же "общественных" деятелей) на октябрьском съезде духовенства (в 1905). Наряду с духовенством волновалась  Духовная Академия, выражая свои увлечения  в самой резкой форме, Духовная семинария. Многие знают, как искренне, как глубоко  печалилось сердце владыки, который  уже приходил к мысли об организации  пастырской школы на собственные  средства", - так описывались те события в "Херсонских епархиальных ведомостях" отпервого (14) декабря 1915 года.

 

Чтобы вразумить духовенство, зачастую шедшее на поводу у бунтовщиков, Владыка Флавиан обнародовал  свое знаменитое послание "Пастырям Киевской епархии", в котором писал: "Нужно и даже должно сказать, что для нашей нелицемерной преданности  Церкви православной предстоит теперь испытание, равно как предстоит  испытание и для всех православных в крепости их веры. Теперь нет преград, удерживающих немощных верою в ограде церковной, и нам, пастырям нельзя закрывать  глаз своих от напряженной деятельности врагов Церкви православной. По местам они ведут уже против нее усиленную  и открытую борьбу, стараясь путем  воззваний, подговоров, угроз и даже насилий отторгнуть от нее возможно большее число ее чад... Пастыри  Киевской Церкви! Исполняйтесь духом  Святой Христовой веры! Никогда не забывайте того, что внутренняя сила нашего православия велика и неисчерпаема. Этой силы достанет на все времена. Исполнившись сами духом и силою  православия, вносите теплоту и  свет его и в среду вверенной  вам от Бога паствы. Больше теплоты, больше сердечности, больше убежденности в вере, пастыри!".

 

В телеграмме от духовенства  Киева по случаю 25-летия служения Митрополита Флавиана отмечалось: "Заколебались основы Руси и вместе Православной Церкви. Настало лихолетье. Смущение объяло умы и сердца людей. В это  поистине трагическое время вы явились  истинным пастырем своего словестного  стада. В своем известном обращении  к сопастырям Вы преподали мудрые руководственные указания образа действования, в своей же жизни дали пример деятельности. Как всегда Вы твердо стояли под  знаменем: "за Веру, Царя и Отечество" и, выполняя то, что требовалось им, собрали вокруг него и подле себя своих сопастырей, и через них и всю свою паству. При этом не было места колебанию, путь указан был прямой, точный и верный".

 

 

 

Созидатель и благотворитель.

 

 

 

Митрополит Флавиан неустанно  занимался общественной деятельностью  и благотворительностью.

 

На свои средства в Киево-Печерской  Лавре он построил Благовещенскую церковь  с тремя престолами, больничный комплекс, создал огромную братскую библиотеку-читальню и завещал ей свою книжную коллекцию.

 

В Китаевской пустыни Митрополит Флавиан построил больничный корпус с домовым храмом во имя Святого  преподобного Серафима Саровского. Созданный  в 1902 году в Киеве Миссионерский  Комитет, преобразован был Владыкой Флавианом в Епархиальный Миссионерский  Совет, который под его руководством содействовал приходскому духовенству  путем издания и рассылки брошюр, листков религиозно-нравственного  содержания. Совет содержался за счет личных средств Митрополита.

 

Владыка Флавиан являлся  членом Предсоборного Присутствия  в 1906 году, Комиссии по бракоразводному  вопросу 1907 года, Комиссии по коренной реформе церковного управления в  Грузинском Экзархате 1908 года, Комиссии по устройству внутренней миссии 1909 года.

 

 

 

Защитник Монархии.

 

 

 

Митрополит Флавиан, будучи по своим убеждениям непоколебимым  монархистом, оказывал содействие черносотенному движению.

 

Владыка не только приветствовал  открытие Третьего Всероссийского Съезда Русских Людей в Киеве 1-7 (15-20) октября 1906 года, но и лично совершил торжественный  молебен перед его открытием, а также произнес напутственное  слово: "Православные Русские Люди! Горячая любовь к дорогой нашей  родине и искреннее желание прийти ей на помощь в переживаемую нами тяжелую  годину, подвергли нас собраться  со всех концов России, в наш богоспасаемый  Киев, на Третий Всероссийский Съезд  Русских Людей. Как Предстоятель Церкви Киевской, я сердечно приветствую  собрание ваше и от всей души желаю, чтобы оно еще теснее объединило всех нас между собой и еще  сильнее укрепило союз наш во благо  единой неделимой России и православного  Русского Народа с Самодержавным  Царем. Господь да поможет вам  в вашей деятельности, направленной на пользу Отечества и Церкви Православной, и да увенчает полным успехом все  благие намерения и стремления ваши".

 

В 1908 году в дни юбилейных  торжеств в честь Святой великомученицы  Варвары, всецело стараниями и влиянием Митрополита организован был  Всероссийский миссионерский съезд. Владыка Флавиан объединил для  обсуждения церковных и богословских вопросов едва ли не всех выдающихся деятелей Русской Церкви.

 

 

 

Высочайшая награда.

 

 

 

Первого (14) мая 1913 года Митрополит Флавиан Высочайше пожалован  был Святым Государем Императором  Николаем II Александровичем «Многострадальным» первейшим Императорским орденом  Российской Империи – орденом  Святого Апостола Андрея Первозванного. То было последнее в истории Русской  Православной Церкви дарование Митрополиту  высшего ордена Российской Империи.   

 

 

 

Дело Бейлиса.

 

 

 

Известно, что Владыка  Флавиан внимательно следил за расследованием обстоятельств убийства отрока Андрюши  Ющинского и за ходом дела еврея  Бейлиса, обвиненного у ритуальном убийстве христианского отрока, и  оказывал всецело поддержку монархистам, стремившимся довести дело до суда.

 

Так восьмого  (21) ноября 1913 года в День Святого Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил безплотных Митрополит не устрашился присутствовать на торжественном обеде  в честь героев Киевского процесса у русского монархиста-мыслителя, ученого, педагога и новомученика Российского  Бориса Владимировича Никольского (1870-1919).

 

 

 

В годы Великой войны.

 

 

 

В годы Великой войны 1914-1918 годов по инициативе Владыки Флавиана в Киево-Софийском Митрополичьем  доме открыт был госпиталь имени  Церквей и духовенства Киевской епархии на 100 кроватей.

 

Киево-Печерская Лавра  отвела для этих целей помещение  в странноприимнице для 1000 раненых, 500 больных и 1000 человек, изготовлявших  обмундирование, содержала на свои средства лазарет на 120 мест.

 

В год начала Великой войны 1914-1918 гг. Владыка Флавиан уже  слаб был здоровьем, но и тогда  своими патриотическими воззваниями  воодушевлял Русский народ к  отпору агрессора и защите Отечества  и престола Дома Романовых.

 

 

 

Болезнь и кончина.

 

 

 

Осенью 1915 года Митрополит Флавиан  тяжело заболел.

 

Чувствуя приближение  кончины, Владыка обратился с  письмом к Архиепископу Харьковскому Антонию (Храповицкому) (1863-1936) с просьбой приехать и совершить обряд погребения.

 

Умирал Митрополит Флавиан  в полном сознании.

 

Духовный отец Владыки  старец и подвижник Киево-Печёрской  Лавры Алексий Голосеевский (1840–1917) за два дня до его кончины вызван был из Голосеевской пустыни в  Лавру для предсмертной духовной беседы. Здесь старец исповедовал  в последний раз своего Высокопреосвященного духовного сына и прочитал над  ним отходную молитву.

 

По словам отца Алексия, во время беседы с Митрополитом Флавианом  последний сказал батюшке: «Не надолго  расстаёмся: скоро опять увидимся». Отец Алексий понял эти слова  Владыки как предсказание о своей  скорой кончине. И действительно, после  смерти Высокопреосвященного Митрополита  Флавиана батюшка не прожил даже полутора лет.

 

За два дня до кончины  Митрополит Флавиан созвал викарных Епископов и сделал все распоряжения. Дата его кончины пришлась на день памяти Святителя Павла Тобольского, о канонизации которого он хлопотал в Синоде.

 

Скончался владыка Флавиан  в разгар Великой войны (1914–1918) четвертого (17) ноября 1915 года, и погребен был  в Крестовоздвиженской церкви Ближних  Пещер Киево-Печерской Лавры в  том месте, которое сам выбрал для себя.

 

Один из почитателей Владыки  Флавиана писал: "В лице Митрополита  Флавиана Россия похоронила искреннего, благородного и горячего Патриота. Он всей своей душой любил Россию. Он искренне, безраздельно, по-детски радовался ее радостям и болел ее страданиями".

 

 

 

 

Архиерей и патриот.

 

 

 

По свидетельству многих современников, Владыка Флавиан  был истинным иерархом Русской Православной Церкви и патриотом России.

 

Он отличался необычайной  добротой и милосердием. Помогал  всем, никому не отказывая в материальной помощи.

 

В Киеве им назначены были определенные дни для приема неимущих: с утра до вечера стекался к нему народ, раздача денежных пособий  была щедрая.

 В Петрограде не  было определенных им дней  для приема бедноты, а потому, когда день на неделе был  свободный от заседаний в Святейшем  Синоде, то Киевское подворье  на Васильевском острове, где  проживал Митрополит Флавиан,  осаждалось беднотой. За свою  праведную жизнь перед кончиной  ему возвещено было в видении  о грядущих судьбах Русской  Православной Церкви, о чем в  свое время напечатано было  в Синодальной газете «Всероссийский  церковно-общественный вестник», в  ноябрьских номерах за 1915 год.

 

Владыка очень почитал  Митрополита Тобольского Павла II  (Конюскевича) (почил в 1770), издавна  местно почитаемого в Киеве, о  прославлении которого он тщетно возбуждал  ходатайство пред Святейшим Синодом  в 1914-1915 годы. Знаменательно то, что  Митрополит Флавиан скончался в  день преставления Митрополита Павла.

 

 

 

Труды владыки:

 

 

 

1. Речь при встрече его  в Киево-Софийском кафедральном  соборе, 25 февраля 1903 года. «ТКДА», 1903, март, С. 1.

 

2. Речь в Киево-Печерской  Лавре, 25 февраля 1907 года. «ТКДА», 1903, март, С. 5.

 

3. «Послание пастырям Киевской  епархии». «ТКДА», 1905, октябрь, с. 133.

 

4. « Речи при вступлении  Царей в Киево-Софийский собор  29 августа 1911 года». « Прибавление  к «ЦВ». 1911, № 38, С. 1557.

 

5. «Слово духовенству Киевской  епархии». «Прибавление к «ЦВ», 1914, № 33, С. 1447.

 

6. « Речь, сказанная при  вручении жезла новохиротонисанному  Епископу Каневскому Василию,  первому викарию Киевской епархии, 6 августа 1914 года». « Прибавление  к «ЦВ», 1914, № 34, С. 1499. «ТКДА», 1914, сентябрь-октябрь,  С. 1.

 

7. «Объяснение православного  богослужения». Материалы для  китайского словаря. 

 

 

 

Переводы на китайский  язык:

 

 

 

1.       «Указания  пути в Царство Небесное». Преосвященного  Митрополита Иннокентия.

 

2.       «Краткое  изложение христианской веры».  Составлено протоиереем Н. Волубовым.

 

 

 

Литература :

 

 

1.  «25-летие Архипастырского  Служения Высокопреосвященного  Флавиана, Митрополита Киевского  и Галицкого», Киев, 1910.

 

2. Манова Н. Л. «Митрополит  Киевский и Галицкий Флавиан», Вера Розум, 2000, N1.

 

3. «Третий Всероссийский  Съезд Русских Людей в Киеве». Киев, 1906.

 

4. Тимур Кальченко (Киев), из книги "Святая Русь. Большая  энциклопедия русского народа».  Русский патриотизм (Москва, 2003).


Информация о работе Андреевский кавалер – Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий). Александр Рожинцев