Андреевский кавалер – Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий). Александр Рожинцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 19:20, реферат

Описание

94-летию со дня кончины посвящается



"В лице Митрополита Флавиана Россия похоронила искреннего, благородного и горячего Патриота. Он всей своей душой любил Россию. Он искренне, безраздельно, по-детски радовался ее радостям и болел ее страданиями".

Работа состоит из  1 файл

Андреевский кавалер.docx

— 29.43 Кб (Скачать документ)

Андреевский кавалер –  Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий). Александр Рожинцев

 

17.11.09

 

94-летию со дня кончины  посвящается 

 

 

 

"В лице Митрополита  Флавиана Россия похоронила искреннего, благородного и горячего Патриота. Он всей своей душой любил  Россию. Он искренне, безраздельно, по-детски радовался ее радостям  и болел ее страданиями".

 

 

 

 

 

                       Митрополит Киевский и Галицкий  Флавиан, в миру Николай Николаевич  Городецкий, выдающийся русский  Архиерей и монархист, последний  в истории России Митрополит, Высочайше пожалованный Императорским  орденом Святого Апостола Андрея  Первозванного, появился на свет  Божий в 14-й год Царствования  незабвенного Государя Императора  Николая I Павловича (1796-1855), 26 июля (8 августа) 1840 года в городе Орел, в семье дворянина. 

 

 

 

Семья и образование.

 

 

 

Отец будущего Владыки  Николай Городецкий – представитель  старинного дворянского рода Симбирской губернии, выйдя в отставку, поселился  в Орловской губернии.

 

На четвертом году от рождения отрок Николай лишился отца, а  на десятом и  матери. Оставшись  сиротой, он, тем не менее, получил  хорошее домашнее воспитание и образование  в доме глубоко верующей тетушки  своей.

 

Среднее образование Николай  получил в Орловской гимназии, куда поступил сразу в четвертый  класс в 1853 году.

 

По окончании курса  учения в гимназии, Николай поступил в Императорский Московский Университет  на юридический факультет, где с  большим рвением занялся изучением  юридических наук. Однако глубокая религиозная настроенность, приобретенная  им еще с малых лет в семье  тети и возвышенное стремление послужить  просвещению народа,  побудили Николая, при мысли о своем будущем,  порвать связь с миром и  его греховными влечениями.

 

А потому в 1861 году на последнем IV  курсе Императорского Московского  Университета неожиданно для многих Николай Городецкий оставил высшую школу и решил  окончательно отдаться служению Христу и Святой Церкви.

 

 

 

Принятие иночества.

 

 

 

В том же году 21-летний Николай  принял решение о пострижении  в иноки.

 

Будущий монах пешком направился за 90 верст в Николо-Песношский монастырь, что в п. Луговом Дмитровского района Московской епархии, где назначен был на черные послушания при кухне  и трапезной.

 

10 (23) декабря 1863 года 23-летний  Николай Городецкий принят был  в число штатных послушников  знаменитого Симонова Успенского  монастыря Москвы, основанного в  1370 году, где выполнял все самые  тяжелые работы, а 23 декабря (5 января) 1864 года посвящен был в  стихарь. 

 

С глубоким христианским смирением  исполнял Николай сначала черные работы, а затем назначен был на высшее послушание в храм, где в  качестве пономаря   обязан был  также следить за чистотой храма  и его утвари, вытирать пыль и  сметать сор.

 

 

 

Отъезд в Италию.

 

 

 

В 1866 году Архимандрит Симонова монастыря Гурий (Карпов) (1814-1882)  назначен был настоятелем Русской  Посольской церкви в столице Королевства  Италия г. Рим и предложил послушнику Флавиану  сопровождать его в  качестве частного секретаря.

 

 

 

Принятие пострига.

 

 

 

На 11-м году Царствования славного Государя Императора Александра II Николаевича  «Освободителя» (1818-1881) 17 февраля (2 марта) 1866 года в возрасте 26-ти лет Николай принял постриг  с именем Флавиан ,  в память о  Святом исповеднике Патриархе Цареградском ( V  в.) Флавиане, память которого Церковь  чтит 18 февраля (3 марта), а на следующий  день инок Флавиан рукоположен был  в чин иеродиакона.

 

 

 

Возвращение в Россию.

 

 

 

Вследствие перерыва сношений Русского правительства с Папским  двором в понтификат Пия IX  (1843-1878) по прошествии полутора месяцев Архимандрит  Гурий и иеродиакон Флавиан оставили Рим и направились в Неаполь, а оттуда в Казань, куда Архимандрит  Гурий назначен был на кафедру  Епископа Чебоксарского, викария Казанской  епархии, с поручением управления Спасо-Преображенским монастырем. Здесь в 1867 году иеродиакон Флавиан зачислен был в число  названной обители и девятого (22) апреля рукоположен был в чин  иеромонаха.

 

15 (28) февраля 1868 года по  желанию Преосвященного Гурия  в связи с переводом последнего  на Симферопольскую кафедру, иеромонах  Флавиан причислен был к составу братства Таврического Архиерейского дома, где поначалу выполнял он  обязанности духовника, а затем эконома.

 

Также совершал он Богослужения и требы в Феодоро-Стратилатовской  церкви г. Алушта, состоял с 23 марта (5 апреля) 1871 года инспектором классов  и законоучителем Таврического епархиального  женского училища, где безвозмездно преподавал географию.

 

 

 

В Пекинской Духовной миссии.

 

 

 

16 (29) октября 1873 года Флавиан  получил в управление Бахчисарайский  Успенский скит Таврической епархии,  а шестого (19) июня того же  года назначен был членом Православной  Пекинской Духовной миссии, основанной  Высочайшим Рескриптом Императора  Петра I Алексеевича в июне 1700 года. 

 

С Апостольской ревностью  в течение десяти лет проходил Флавиан в языческом Китае  миссионерское служение.

 

Прежде всего, с рвением  занялся он изучением китайского языка как разговорного, так и  письменного, исполняя при этом обязанности  священнослужителя миссии.  Затем, по поручению начальника миссии, принял на себя труд перевода на китайский  язык богослужебных книг и книг религиозно-нравственного  содержания, составляя в то же время  и самостоятельные сочинения, полезные для дела миссии.

 

Иеромонах Флавиан перевел "Указание пути в Царство небесное" Митрополита Московского и Андреевского кавалера Иннокентия (Попова-Вениаминова) (1797-1879), "Краткое изложение христианской веры" духовного писателя и протоиерея Николая Ивановича Волобуева (1833-1894) и другие книги. Им также написано было немало самостоятельных сочинений, в том числе "Объяснение православного  богослужения для китайцев".

 

Много потрудился иеромонах  Флавиан и над приведением  в порядок оставленных ему  Архимандритом Палладием (Кафаровым) (1817-1878) материалов для китайско-русского словаря, впоследствии изданного, для  чего потребовался год кропотливой  работы. Впоследствии словарь был  издан.

 

Успеху проповеди иеромонаха Флавиана содействовало отличное знание китайских верований, обычаев и  нравов, продолжительные беседы с  местными жителями. 

 

 

 

Архимандрит миссии.

 

 

 

Православная паства в  Китае увеличивалась с каждым годом и потому второго (15) октября 1879 года по синодальному определению  иеромонах Флавиан назначен был  на должность начальника Пекинской  миссии с возведением в чин  Архимандрита.

 

Благодаря его стараниям  богослужение стало совершаться  на китайском языке. Для большего успеха миссионерской деятельности Архимандрит Флавиан желал иметь в числе своих сотрудников духовных лиц из местных уроженцев, и в 1882 году  отправился он в Японию к Преосвященному Николаю (Касаткину)  (1836-1912)  для представления китайца к рукоположению в священнический чин.

 

Десятилетнее миссионерское  служение, полное всяких невзгод и  лишений, утомило, самоотверженного труженика, и 25 октября (7 ноября) 1883 года в виду ослабленного здоровья Архимандрит  Флавиан просил у Святейшего Синода необходимого отдыха и увольнения от службы с причислением в число  братии Свято-Троицкой Александро-Невской  Лавры. Что и было исполнено.

 

 

 

Возвращение в Россию.

 

 

 

В 1884 году, в третий год  Царствования Государя Императора Александра III Александровича «Миротворца» (1845-1894) по возвращении в Россию, Архимандрит  Флавиан зачислен был в число  братии Свято-Троицкой Александро-Невской  Лавры.

 

 

 

В чине Епископа.

 

 

 

20 января (2 февраля) 1885 года  состоялось наречение, а второго  (15) февраля 1885 года и хиротония  Архимандрита Флавиана во Епископа  Аксайского, викария Донской епархии. 

 

29 июня (12 июля) 1885 года Преосвященный  Флавиан перемещен был на кафедру  Епископа Люблинского, викария  Холмско-Варшавской епархии. 

 

Хорошо узнавший и по достоинству  оценивший его член Святейшего Синода Архиепископ Холмский и Варшавский Леонтий (1822-1893) получил в лице Епископа Флавиана деятельного и энергичного  помощника.

 

В 1891 году Архиепископ Леонтий  Высочайше поставлен был Митрополитом Московским, а 14 (27) декабря того же года последовало Высочайшее назначение Владыки Флавиана Епископом Холмским и Варшавским.

 

Здесь владыка вел борьбу с воинствующим католицизмом, высоко держа хоругвь Вселенского Православия. Его Архипастырские труды и личные качества обратили на себя внимание Верховной  Императорской власти.

 

 

 

Архиепископское служение и  награды.

 

 

 

На 12-м году мирного Царствования Государя Императора Александра III Александровича 15 (28) мая 1892 года Владыка Флавиан  возведен был в чин Архиепископа с оставлением на кафедре Холмской и Варшавской.

 

В 1895 году Святой Государь Император  Николай II Александрович «Многострадальный» (1868-1918) Высочайше пожаловал Архиепископу Флавиану орден Святого равноапостольного  Великого Князя Владимира II-го класса.

 

14 (27) мая 1896 года Владыка  Высочайше пожалован был Императором  панагией с украшениями.

 

Дважды в 1892 и 1894 годы Владыка  Флавиан Высочайше почтен был  вызовом в Царствующий град Санкт-Петербург  для присутствия в заседаниях Святейшего Синода.

 

 

 

Экзарх Грузии.

 

 

 

21 февраля (6 марта) 1898 года  Владыка Флавиан Высочайше утвержден  был Архиепископом Карталинским  и Кахетинским, со званием Экзарха  Грузии.

 

В Грузии Владыка Флавиан  проявил опытность в решении  трудных вопросов епархиального  управления, доступность и умение выслушать просителя.

 

В том же 1898 году Владыка  Флавиан Высочайше пожалован  бриллиантовым Крестом для ношения  на клобуке и утвержден постоянным членом Святейшего Синода.

 

Высшей Монаршей оценкой  его пастырской деятельности в Грузии явилась Высочайшая грамота, пожалованная шестого (19) мая 1900 года в День рождения Святого Государя Императора Николая II «Многострадального» вместе с  которой Государь пожаловал Владыке  орден Святого благоверного Великого Князя Александра Невского.

 

Ранее по достоинству оценены  были русским обществом его ученые труды: в 1898-1899 годы Владыка избран был  в почетные члены Казанской и  Санкт-Петербургской Духовных Академий, а в 1902 году – Киевской.

 

 

 

Архиепископ Харьковский.

 

 

 

10 (23) ноября 1901 года Владыка  Флавиан Государем Императором  Николаем II Многострадальным назначен  Архиепископом Харьковским и  Ахтырским с оставлением в  звании члена Святейшего Синода.

 

На этой кафедре пробыл Владыка всего четырнадцать месяцев, но и за это недолгое время сделал весьма многое.

 

При нем преобразован был  епархиальный сиротский приют. Усилилась  религиозно-просветительная деятельность духовенства. Возникли проповеднические кружки, открылись пастырские собеседования  во многих пунктах города, учреждено  религиозно-просветительное братство. Владыка Флавиан придавал особенное  значение уставу Церкви, благолепию и  осмысленности в совершении всех служб церковных и треб.

 

Прилагая заботы о развитии церковно-школьного дела в епархии, Владыка благожелательно относился  и к светской школе, проявляя трогательную заботливость и попечение, о преподающих  и обучающихся. Оказывал он внимание и Харьковскому Университету, участвуя в его торжествах и совершая в  церкви Университета богослужения. Что  касается духовно-учебных заведений, то они пользовались особым его вниманием  и доброжелательством.

 

Владыка содействовал улучшению  в них учебного и воспитательного  дела, заботился об улучшении их содержания, сокращал излишние по ним  расходы, упорядочил введение в них  строгой отчетности. Часто и усердно  совершал он в храмах богослужения, присутствовал на уроках, экзаменах  и торжественных собраниях духовно-учебных  заведений. По его предложению открыто  было Братство во имя Святой Великомученицы Варвары, имеющее целью оказывать  материальную помощь бедным воспитанницам  епархиального женского училища.

 

 

 

Митрополит Киевский и  Галицкий.

 

 

 

«Пастыри Киевской Церкви! Исполняйтесь духом Святой Христовой  веры! Никогда не забывайте того, что внутренняя сила нашего православия  велика и неисчерпаема. Этой силы достанет на все времена. Исполнившись сами духом  и силою православия, вносите  теплоту и свет его и в среду  вверенной вам от Бога паствы. Больше теплоты, больше сердечности, больше убежденности в вере, пастыри!" .

 

 

 

С восьмого (21) декабря 1902 года владыка Флавиан избран был почетным членом Киевской Духовной Академии.

 

Третьего (16) февраля 1903 года в День Святых праведных Симеона  Богоприимца и Пророчицы Анны Государь Император Николай II  Многострадальный возвел его в чин Митрополита  Киевского и Галицкого, в Священноархимандриты Киево-Печерской Успенской Лавры, с пожалованием бриллиантового Креста для ношения на митре.

 

29 августа (11 сентября) 1911 года Владыка Флавиан награжден  был правом предношения Креста  за богослужением. 

 

 

 

Усмиритель смуты.

 

 

 

В Высокопреосвященном Флавиане гармонично сочетались образ крупного государственного деятеля и опытного, властного иерарха Русской Православной Церкви.

Информация о работе Андреевский кавалер – Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий). Александр Рожинцев