Александр II и его реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:20, реферат

Описание

В российской истории Александра II называют царём-освободителем. Это имя дал ему не кто иной, как борец с российским самодержавием А.И. Герцен. В годы правления Александра II было отменено крепостное право, проведены военная, судебная, земская, городская и другие реформы, имевшие огромное значение для развития России. Как самодержавный монарх великой державы Александр II привлекал к себе внимание на международном уровне. Его позиция относительно мировых событий того времени оказывала существенное влияние на баланс сил в Европе и в мире в целом.

Содержание

Введение 3
1. Личность Александра II 5
2. Внешняя политика 7
3. Крестьянская реформа 1861 г
3.1. Предпосылки падения крепостного права 9
3.2. Подготовка реформы 9
3.3. Отмена крепостного права 10
3.4. Итоги, значения и последствия крестьянской реформы 11
4. Буржуазные реформы
4.1. Финансовая реформа. 13
4.2. Реформа цензуры 14
4.3. Местное управление. Земская и городская реформы 15
4.4. Реформа в сфере народного образования 16
4.5. Судебная реформа 18
4.6. Военная реформа 20
5. Реформы и политическая ситуация 22
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Александр II - реферат.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Мировые суды

Мировой суд создавался с целью разгрузить основное звено – общую юстицию – от малозначительных дел. Закон определял, что в уголовной сфере мировым судам подсудны дела, за которые назначались наказания в виде заключения сроком до полутора лет, аресты до трех лет, штрафы до 300 руб. Мировые судьи принимали к рассмотрению дела на территории своего участка К судьям предъявлялись цензовые требования: возрастной (не моложе 25 лет), образовательный и имущественный. Избирались судья земскими и городскими органами самоуправления, их основная задача заключалась в примирении сторон.

Окружные суды

Окружные суды были основным звеном общей судебной системы и рассматривали наиболее важные дела. Было создано свыше 100 судебных округов, в каждом действовал окружной суд, состоявший из гражданского и уголовного отделений. Для коронных судей вводилась цензовая основа: они должны быть не моложе 25 лет, иметь высшее образование и трехлетний юридический стаж работы. Утверждал коронных судей император. В заседании участвовало не менее трех судей.

Судебные палаты

Судебные палаты (их было создано более 10) объединяли подсудность нескольких губерний. Они выступали как первая инстанция по государственным и иным важным делам, как вторая инстанция – по делам, рассмотренным в окружных судах без участия присяжных. По некоторым делам предусматривалось участие сословных представителей (предводителей дворянства, городского головы, волостного старшины). Палаты осуществляли судебный надзор за окружными судами.

Судьи

Закон устанавливал, что судебная деятельность приравнивается к государственной службе. Судьи принимали присягу на верность императору и обязывались «свято исполнять закон». Они руководствовались в своей деятельности «законом и совестью», не могли толковать законодательство, должны были действовать беспристрастно, уважать достоинство подсудимого.

Прокуратура и адвокатура

Судебные уставы отделили судебные функции от обвинения и защиты, в связи, с чем изменилась роль прокуратуры. На прокурорские должности принимались лица с высшим юридическим образованием. В своей деятельности они должны были руководствоваться законом и внутренним убеждением. Прокуратура наблюдала за «охранением законов» и поддерживала обвинение в судах.

По реформе 1864г. обвиняемым предоставлялось право на защиту, для обеспечения которого создавалась адвокатура. Подсудимые могли выбирать себе защитника по собственному усмотрению. Участие адвоката в суде было обязательным, при невозможности оплаты его услуг неимущими подсудимыми назначался бесплатный «казенный» защитник за государственный счет [4].

 

    4.6.Военная реформа

 

Военная реформа, давно назревавшая в армии, стала возможна только после отмены крепостного права.

Поражение России в Крымской войне обнажило слабость русской армии. В руководстве были люди, мало сведущие в военном деле, кроме того, излишняя централизация и «перенасыщенность» военного министерства высшими офицерами, существование наряду с ним Департамента военных дел в составе Государственного Совета лишали командование войск возможности оперативно действовать в военных условиях. Военная реформа в России заняла более 10 лет, она включала серию нормативно-правовых актов (поэтому некоторые исследователи говорят о военных реформах).

       В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.

В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, кото­рый в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но бед­нейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бреме­нем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями [8, с.216].

По новому  закону, призываются  все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число но­вобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призы­ву не подлежали единственный сын у родителей, единственный корми­лец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или от­был службу. Взятые на службу числятся в ней :в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действи­тельной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образо­вание срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончив­ших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода [11, с.211-212].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предпола­гала не только военное обучение солдат, но в то же время проводил­ся ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это заметно во время управления военным министерством графом Д. А. Малютиным).

В самой реформе можно выделить несколько направлений: реорганизация управления; преобразование военных судов; реформа военно-учебных заведений; изменение системы комплектования вооруженных сил введением всеобщей воинской повинности.

 

5.Реформы и политическая ситуация

 

За 20 лет со дня отмены крепостного права страна сильно изменилась, постепенно она вступала на путь промышленного развития. Преобразования затронули все сферы жизни общества. Были проведены реформы высшего, гимназического и начального образования, началась подготовка к массовому начальному образованию. Вводились новые правила о печати, на основе цивилизованных принципов реформировались отрасли права. Однако реформы проходили в очень трудных условиях, и не только из-за отсутствия экономических и финансовых источников обеспечения. Классовая неразвитость общества вынуждала государство постоянно лавировать на социальных интересах, не позволяла уравнять граждан в правах полностью. Противоречия между крестьянами и дворянами не исчезли, для их ликвидации нужно было обогащение общества, которое росло недостаточно быстро [7, с.163].

В 60-е г. произошли волнения в Польше. В 1866 г. Каракозов совершил покушение на Александра II. В 70-е г. волна террористических актов захлестнула страну. Жертвами покушений становились представители администрации, министры, суды присяжных оправдывали убийц. В начале 70-х г. в России еще не существовало политических партий и носителями «революционных» настроений была интеллигенция. Террористической идеологией были заражены разночинские слои (студенчество, крестьяне, мещане и т.д.) народнического толка. За ними не стояло никаких политических реалий, а уничтожение государственности при отсутствии сформировавшихся классов могло привести к власти или дворянство с высшей бюрократией, или террористов без опоры на какой-либо класс.

С первых своих шагов российские революционеры были заражены антинациональными идеями. В 1865 г. Александр II, прекрасно ориентируясь в ситуации, говорил: «Я подписал бы любую конституцию, если бы у меня была уверенность, что это послужит на благо России. Но я знаю, что если бы я сделал это сегодня, то завтра же Россия погибла». Император стоял на позиции постепенных реформ и твердо следовал изменению политического облика страны на цивилизованных началах, но с учетом национальной истории. В конце февраля 1881г. Александр II одобрил законодательный акт о преобразовании Государственного совета и участии в его деятельности выборных народных депутатов. В России вводились элементы конституционной монархии. Но 1 марта 1881г. бомбой, брошенной террористами, царь был убит. Задолго до 1917г. «революционеры» оказали России медвежью услугу [12, с.187-188].

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.

         Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, прове­денные Александром II.  Основная реформа его царствования - осво­бождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы.

С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток  рабочих  рук, открылись  новые сферы для  предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной  зависимости, выравнивание  всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели  к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм  семейной  и  общественной жизни.

В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими  странами.

      Итак, я узнала очень многое о личности Александра II. Проследила изменения, происходившие в России во второй половине XIX в. Изучила внешнюю политику России. Рассмотрела проблему отмены крепостного права, изучила все её плюсы и минусы. Сделала выводы по итогам, значению и последствиям данной реформы.

Русский народ искренне восхищался деятельностью этого великого реформатора, поставившего Россию на новый буржуазный путь развития.

По моему мнению, Александр II оказался великим гением, но не своей эпохи, либо нам и нашему народу следовало бы научиться слушать людей и понимать, что они говорят. Ведь Александр II предлагал нашему народу конституцию и свободу личности, которую мы так хотели, и которой добились в последствии с помощью больших человеческих жертв, хотя можно было бы обойтись и без них, если думать, перед тем как бросить бомбу в своего «освободителя»!

Мне хотелось бы закончить словами А. А. Кизеветтера о правле­нии Александра II:

"Если искусство править состоит в умении, верно, определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты бесп­ристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр Николаевич, верно, понял сущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.В. А. Федоров "Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века", Москва, издательство "Мануск­рипт", 1993 год.

2.В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров «История России с древнейших времен до 1917 года», Москва, издательство «Русское слово», 1998 год.

3.   История династии Романовых.- М.: Т-Око, 1991 г.

4.   История России в вопросах и ответах.- Ростов н/Д: Феникс, 1999 г.

5.Новицкая Т.Г., Чистяков О.И. Реформы Александра II, 1998 г.

6.«Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы» под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А. Щетинова, Москва, издательство «Простор», 1994 год.

7.С. Ф. Платонов "Лекции по русской истории", Москва,  издательство "Высшая школа", 1993 год.

8.С. Ф. Платонов "Учебник русской истории", Санкт-Петербург,  фирма "Стройлеспечать", 1993 год.

9.С. Ф. Платонов "Собрание сочинений", т. 1.10.Стешенко А.А., Шамба Т.М. История государства и права России    (Академический курс).- Т.1., 2003 г.

10.   Толмачев Е. П. Александр II и его время В 2 кн. Кн.1.- М.: ТЕРРА-Кн. 

клуб, 1998 г.

11.   Толмачев Е. П. Александр II и его время В 2 кн. Кн.2.- М.: ТЕРРА-Кн.  клуб, 1998 г.

12.    Шефов Н. А. Тысячелетие русской истории Хроника истории    

российской с кратким описанием знаменательных событий.- М.: Вече,2000 г.

13.http://students.informika.ru/kulichki/Detailed/4156.html  14.http://genesis.ricor.ru/referat/04/info/alexandr.htm

 

 

15

 



Информация о работе Александр II и его реформы