Александр II и его реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:20, реферат

Описание

В российской истории Александра II называют царём-освободителем. Это имя дал ему не кто иной, как борец с российским самодержавием А.И. Герцен. В годы правления Александра II было отменено крепостное право, проведены военная, судебная, земская, городская и другие реформы, имевшие огромное значение для развития России. Как самодержавный монарх великой державы Александр II привлекал к себе внимание на международном уровне. Его позиция относительно мировых событий того времени оказывала существенное влияние на баланс сил в Европе и в мире в целом.

Содержание

Введение 3
1. Личность Александра II 5
2. Внешняя политика 7
3. Крестьянская реформа 1861 г
3.1. Предпосылки падения крепостного права 9
3.2. Подготовка реформы 9
3.3. Отмена крепостного права 10
3.4. Итоги, значения и последствия крестьянской реформы 11
4. Буржуазные реформы
4.1. Финансовая реформа. 13
4.2. Реформа цензуры 14
4.3. Местное управление. Земская и городская реформы 15
4.4. Реформа в сфере народного образования 16
4.5. Судебная реформа 18
4.6. Военная реформа 20
5. Реформы и политическая ситуация 22
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Александр II - реферат.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Страсти вокруг проектов освобождения кипели вплоть до объявления манифеста. Помещики черноземной полосы были заинтересованы сохранить за собой максимум земли, которая давала главный доход. Из их среды вышел проект безземельного освобождения крестьян П.П. Гагарина на манер остзейской реформы Александра I. Но ее отвергли в пользу обстоятельного наделения крестьян полевой  и усадебной землями  за выкуп. Это было продиктовано тем, что крестьянские хозяйства сосредоточивали 75% посевов зерновых и картофеля, давали 40% товарного хлеба, большую часть товарной продукции скотоводства, огородничества и садоводства.

 

3.3Отмена крепостного права

 

19 февраля 1861г., в пятую годовщину своего восшествия на престол Александр II подписал манифест об отмене крепостного права в России. 19 "Положений" разъяснили условия и порядок его осуществления. 5 марта воля самодержца была провозглашена с амвонов всех церквей страны. Аграрная реформа 1861г. содержала три основных вопроса: упразднение личной зависимости крестьян от помещика; наделение крестьян землей определение крестьянских повинностей; выкуп крестьянами земельных наделов.

Упразднение личной зависимости крестьян означало, что они получили личную свободу право по всему  усмотрению распоряжаться имуществом. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его достояние, а его самого и членов его семьи продать, подарить, заложить, наказать телесно, то теперь бывший крепостной получил возможность распоряжаться своей личностью. Он мог от своего имени заключать различного рода сделки (гражданские и имущественные), открывать торговые или промышленные заведения, переходить в торговое сословие. Крестьяне зачислялись в разряд "свободных сельских обывателей".

   Реформа переводила крестьян из разряда пользователей недельной землей в категорию ее собственников за выкуп. Часть крестьян при этом была ограблена, их наделы урезались в пользу помещика (до 20%, а по некоторым губерниям - до30%. Всего от крепостной зависимости были освобождены 23 млн. помещичьих крестьян обоего пола, 19 млн. государственных, 2 млн. удельных и дворцовых. 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили около 34 млн. десятин земли, или 3,4 десятины за душу. Прожиточный минимум  в черноземной полосе составлял не менее 5,5 десятин на душу, в нечернозёмной - 6-8 десятин [12, с.98].

 

    3.4.Итоги, значение и последствия крестьянской реформы 1861 г.

 

Главным итогом реформы явилась отмена крепостного права в России. Общая численность крестьянского населения страны в 1858 г. достигла 51,5 млн. человек, из них 25 млн. душ мужского пола, на которых исчислялась земля и государственные повинности. Все крестьяне независимо от категории и пола освобождались от личной зависимости.

Оценивая значение этой реформы и подчёркивая её грабительский характер по отношению к крестьянам, сохранение крупного помещичьего землевладения и многие пережитки феодализма, нельзя не видеть в ней индикатора капиталистического развития в России, начало новой буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи [5, с.42].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Буржуазные реформы

    4.1.Финансовая реформа

Автор реформы – В.А. Татаринов поставил цель максимально централизовать все государственные средства. Для  этого ответственным их распорядителем (распорядителем всех доходов и расходов) становился министр финансов, все действия которого были подконтрольны Государственному контролёру.

Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении Государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений от 22 мая 1862 г. устанавливали порядок расходования средств из Государственного бюджета и мешали министерствам бесконтрольно тратить эти средства. Ранее бывший секретным, Государственный бюджет (Государственная роспись) стал публиковаться.

Одновременно реорганизовывались и система государственного контроля. На местах создавались особые контрольные палаты, не подчинявшиеся местной администрации. Временное положение о местных контрольных учреждениях от 3 января 1866 г. закрепляло так называемое единство кассы, при котором уничтожались все самостоятельные кассы и казначейства конкретных ведомств, а расходование средств на счетах осуществлялось под контролем подчинявшихся непосредственно Государственному контролёру чиновников [6, с. 105].

Не была оставлена без внимания и самая доходная статья российского бюджета – производство и продажа спиртных напитков. С 1863 г. были уничтожены винные откупа и введены акциз и патентный сбор. Положение о питейном сборе от 4 июля 1861 г. упраздняло систему откупов. Откупщики наживались на своём промысле, систематически подкупая всё местное чиновничество. «Этот подкуп делался почти открыто, он не имел характера специальных взяток, это было простое назначение дополнительного жалования из кармана откупщика». Причём размер этого дополнительного жалования нередко превышал размер жалования государственного. Вместо откупов Положение вводило вольную продажу спиртных напитков (питей), включая пиво и мёд, с взиманием акциза и питейного сбора. Акциз взимался с каждой  посудины, содержащей вино или водку, а питейный сбор – с винных складов и питейных учреждений [4, с.53].

В соответствии с действовавшими законами при выходе на пенсию класс повышался, что дополнительно стимулировало честно дослужить до пенсии и не подвергать себя опасности быть уволенными за взятки без права на пенсию.

Эти мероприятия, а также повышение роли Государственного банка позволили сосредоточить в руках государства все денежные средства, которыми оно обладало.

 

4.2.Реформа цензуры

 

Реформа цензуры имела особое значение в цепи реформ XIX века              Значение печатного слова прекрасно осознавалось правительством. Вот почему, понимая необходимость освобождения печати от цензурных стеснений, оно долгое время не решалось осуществить эту, пожалуй, единственную реформу, не требовавшую никаких материальных затрат.

              Ослабление цензурных ограничений, начатое в 1855 году и осуществлявшееся не столько путем принятия нормативных актов, сколько на практике, продолжалось до 1861 года. Однако повышение революционной активности побудило правительство опубликовать 12 мая 1862 года Временные правила по цензуре, которые были сразу же использованы для борьбы с радикальной периодической печатью (причем досталось как западникам, так и славянофилам). В дальнейшем планировалось издать новый Цензурный устав. Вопрос был передан в Министерство внутренних дел, где была образована специальная комиссия. Но Устав ею так и не был выработан, а дело ограничилось Именным указом от 6 апреля 1865 года «О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати» и основанным на нем. Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от того же числа «О некоторых переменах и дополнениях в действующих ныне цензурных постановлениях», получившим в дальнейшем также наименование Временных правил по цензуре, которые и действовали без значительных изменений 40 лет [1, с.183].

 

    4.3.Местное управление. Земская и городская реформы.

1 января 1864 года было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные ор­ганы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сос­ловиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). [14]

Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за ка­чество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.

Все это требует больших средств, поэтому земствам было позво­лено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образо­вывать земские капиталы. При своем полном развитии земская дея­тельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесослов­ным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны прави­тельства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по кото­рому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой пос­тоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состо­явшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской упра­вы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия).

Таким образом, основная масса городского населения была уст­ранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городс­кого самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство базаров и т. п. ) [9, с.87-88].

 

    4.4.Реформа в сфере народного образования

 

Ведущее место в системе образования занимали университеты. Они давали кадры чиновников всех звеньев, врачей, учителей. В них даже развивалась наука. В то же время в университетах к середине XIX века сосредоточиваются центры революционного движения. Для надзора за деятельностью университетов в Уставе 1835 года попечители университетов были наделены очень широкими полномочиями. Однако стеснение университетской свободы сошло на нет, поскольку попечители были достаточно либеральными. В университетах появились студенческие объединения, в здания, на лекции допускались посторонние, включая даже женщин. Университеты издавали газеты и журналы, выходившие без всякой цензуры.

Новый Общий устав имперских российских университетов от 18 июня 1863 г. был направлен на предоставление большей автономии университетам в организации процесса обучения и развитии науки, с одной стороны, и на усиление студенческой дисциплины – с другой. Устав 1863 года предоставлял право профессорам университета избирать ректора, а профессорам факультета – декана.

Одновременно усложнялся доступ в университеты посторонних лиц, умалчивал Устав и о возможных студенческих объединениях. Не упорядочил он и процесс обучения: платность обучения давала возможность пребывать в стенах университетов тем, кто гораздо больше интересовался революцией, чем учёбой.

Если университеты готовили кадры учёных, чиновников высших классов, врачей, учителей, то гимназии давали среднее образование. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения от 19 ноября 1864 г. предоставлял возможность получить среднее образование детям из всех сословий; он «пустил» в гимназии так называемых кухаркиных детей, что, безусловно, отвечало интересам развития капитализма в России. Программа обучения в гимназиях была весьма насыщенна. Для поступления в гимназию требовались некоторые начальные знания.

Гимназическое обучение так же, как и университетское, должно было быть платным, однако при наличии хорошей успеваемости допускались снижение платы или даже бесплатное обучение детей несостоятельных родителей.

В систему начального образования входили начальные народные училища и воскресные школы. Вопрос о создании народных училищ стал настойчиво обсуждаться в конце 50-х годов в связи с приближавшимся освобождением крестьян. В 1859 году в Киеве по инициативе профессора П.В. Павлова открывается первая воскресная школа. В дальнейшем воскресные школы стали создаваться повсеместно.

При разработке Положения о начальных народных училищах брало в расчёт, что они будут создаваться повсюду и целью их станет приобщение к просвещению крестьян.

Учреждение народных  училищ должно было решить задачу просвещения населения, тем более важную, что государство собиралось привлечь народ к управлению и суду.

В соответствии с Положением начальные народные училища могли находиться в ведении Министерства народного просвещения, министерств государственных имуществ, внутренних дел, уделов, горного и духовного ведомства. Училища могли учреждаться как этими ведомствами, так и частными лицами. Управление начальными училищами осуществлялось училищными советами, куда входили представители земств [12, с.134-135].

 

    4.5Судебная реформа

 

Осуществив освобождение крестьян и обеспечив плавный переход к гражданским отношениям путем введения на несколько лет временно-обязанного состояния, государство в 1864 г. приступило с судебной реформе, преследуя цель обеспечить возможность для всего свободного населения пользоваться судебной защитой, в том числе и по возникающим в ходе преобразований спорам. В процессе судебной реформы (с разной степенью удачи) были внедрены в практику цивилизованные принципы судопроизводства: отделение суда от администрации, гласность суда, несменяемость судей, коллегиальное рассмотрение дел, бессословность суда, право на защиту, выборность судей.

Были созданы две системы судов. Местные суды – волостные и мировые – для менее значительных дел; общие суды – окружные суды и судебные палаты. Возглавлял судебную систему Сенат. Он являлся кассационной инстанцией для всех судов и мог рассматривать особо важные дела в качестве первой инстанции (в Особом присутствии). Действовали также военные и создавались коммерческие суды для промышленности и торговли.

Волостные суды

Ранее всего, в 1861г., были созданы волостные суды. Они были сугубо сословными, выбирались крестьянами, состояли из крестьян и судили только крестьян. Суды рассматривали гражданские дела (с исками, не превышавшими 100 руб.) и мелкие уголовные (драки, оскорбления, истребление имущества и т.д.), за которые назначались наказания в виде штрафов, нескольких ударов розгами, административного ареста.

Информация о работе Александр II и его реформы