Александр 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:40, контрольная работа

Описание

Первая четверть XIX в. - наиболее сложный период в истории императорской России. В центре интереса к этой эпохе стоит у историков личность императора Александра I. Личная психология Александра, которой больше всего занималась наша историография, представляется обычно крайне неустойчивой, путанной и противоречивой; такой казалась она и его современникам, даже близко его знавшим, хотя не всем и не всегда. Прозвали его «северным сфинксом», точно отказываясь разгадать его загадку. Эти отзывы любопытны и ценны, при всей своей неопределенности и своих противоречиях, как отражение того бытового впечатления, какое производил Александр на всех, имевших с ним дело, на каждого по-своему.
Между тем Александр I - подлинно историческая личность, то есть типичная для своего времени, чутко и нервно отразившая в себе и силу сложившихся традиций, и нараставшую борьбу с ними, борьбу разнородных тенденций и интересов, общий эмоциональный тон эпохи и ее идеологические течения.

Содержание

Введение…………………………………………………….………..3
1 Детство, образование, воспитание………………………….…….3
2 Восшествие на престол. Начало реформ. Негласный комитет....4
3Второй этап реформ. М.М. Сперанский……………………..……6
4 Внешняя политика. Отечественная война 1812…………….…....8
5 Священный союз………………………………………………….10
6 Послевоенные реформы…………………………………….……10
7 Усиление реакции………………………………………….……..13
8 Заключение…………………………………………………….….13
Список литература……………………………………………….…

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 82.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Большекаменский институт экономики и технологий (филиал) ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный  технический университет

(ДВПИ имени В.В. Куйбышева)»

 

 

 

 

                                                                           Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

Александр 1

История

Контрольная работа

 

БИЭТ 080110

Преподаватель                                                                       Студент гр. БУ-8810

________ Ю.А. Масалова                                                 _______ Г.Ю.Матвеева

     (роспись)                                                                                                                 (роспись)

«___»________2010 г.                                                     «____»_______2010 г.

 

 

 

 

 

 

2010 г.

                  

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………….………..3

1 Детство, образование, воспитание………………………….…….3

2 Восшествие на престол. Начало реформ. Негласный комитет....4

3Второй этап реформ. М.М. Сперанский……………………..……6

4 Внешняя политика. Отечественная война 1812…………….…....8

5 Священный союз………………………………………………….10

6 Послевоенные реформы…………………………………….……10

7 Усиление реакции………………………………………….……..13

8 Заключение…………………………………………………….….13

Список литература……………………………………………….…15

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

Первая четверть XIX в. - наиболее сложный период в истории  императорской России.  В  центре  интереса  к этой  эпохе  стоит  у  историков  личность  императора  Александра I.  Личная  психология Александра,  которой больше  всего занималась   наша   историография, представляется обычно крайне неустойчивой, путанной  и противоречивой; такой казалась она и его современникам, даже близко его знавшим,  хотя не  всем  и не  всегда.  Прозвали  его «северным   сфинксом»,   точно отказываясь разгадать его загадку. Эти отзывы любопытны и ценны,  при всей своей неопределенности и своих противоречиях, как отражение того бытового впечатления, какое производил Александр на всех, имевших с ним дело, на каждого по-своему.

Между тем Александр I - подлинно  историческая  личность,  то  есть типичная для своего времени, чутко и нервно отразившая в  себе  и  силу сложившихся традиций, и  нараставшую борьбу с ними,  борьбу  разнородных тенденций  и  интересов,   общий   эмоциональный   тон   эпохи   и   ее идеологические  течения.

1 Детство, образование, воспитание.

Сразу после рождения Александр был  взят  у  родителей  своей  бабкой императрицей Екатериной II,  которая намеревалась  воспитать из  него идеального  государя,  продолжателя  своего  дела.  В   воспитатели   к Александру по рекомендации Д.  Дидро был приглашен швейцарец Ф.  Ц.

Лагарп, республиканец  по убеждениям. Великий князь рос  с  романтической верой  в   идеалы   Просвещения,   сочувствовал   полякам,   лишившимся государственности  после  разделов   Польши,   симпатизировал   Великой французской  революции  и  критически  оценивал  политическую   систему российского самодержавия.  Екатерина  II  читала  своему  любимому  внуку  вслух  французскую конституцию 1791 года, объясняя ему ее по параграфам.

Результаты  этого  республиканского   воспитания   отразились   самым трагическим  образом, как на мировоззрении Александра I, так и на судьбе России. Александр обличает в себе последователя рационалистических учений XVIII столетия.

Екатерина II заставила  его  прочитать  французскую  Декларацию  прав человека и гражданина, и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с  тем в последние  годы  царствования  бабки  Александр  находил   все   больше несоответствий  между  декларируемыми  ею   идеалами   и   повседневной политической  практикой. 

В 1793 его женили на  принцессе Луизе  Баденской  (в   православии   Елизавета   Алексеевна),   которая пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.

2 Восшествие на престол. Начало реформ. Негласный комитет.

Считается, что незадолго  до своей смерти  Екатерина  II  предполагала завещать Александру престол  в обход сына. По-видимому, внук был  в курсе этих ее планов, но принять престол не согласился.

После воцарения Павла  положение Александра еще более  осложнилось, ибо ему приходилось постоянно доказывать  подозрительному  императору  свою лояльность. Отношение  же  Александра  к  политике  отца носило  резко критический характер. Именно эти настроения  Александра  способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят его отцу жизнь и будут добиваться лишь его отречения.

Трагические события 11  марта  1801  серьезно  повлияли  на  душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней. Александр I относился к участникам заговора   со  смешанным чувством антипатии и боязни. Он ненавидел их и в то же время опасался, что они могут организовать заговор и против него, убить и его.

Александр I взошел на  российский  престол,  намереваясь  осуществить радикальную  реформу  политического   строя   России   путем   создания конституции,  гарантировавшей   всем   подданным   личную   свободу   и гражданские  права.  Он  сознавал,  что  подобная  «революция   сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия  и  готов  был  в  случае успеха удалиться от власти. Однако он также понимал,  что  нуждается  в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо  было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших  Павла, так и поддерживавших их  «екатерининских стариков». Уже  в  первые  дни после воцарения Александр  объявил, что  управлять  Россией  будет  «по законам и  по  сердцу»  Екатерины  II.  

5  апреля  1801г.  был   создан Непременный совет — законосовещательный орган при государе,  получивший право опротестовывать действия и указы царя. Вскоре  после  вступления  на  трон,  Александр  I  по  совету  своих ближайших  друзей, создает так называемый Негласный или тайный комитет.

Кто же является членами  этого  тайного  комитета  кроме  Александра  I? Выдающуюся  роль  в  нем  играл  граф  Строганов,  участник   «Великой» французской революции, член якобинского клуба «Друзей Закона». В состав Негласного комитета входили масоны граф В. Кочубей,  Николай Новосильцев и поляк  Адам  Чарторыйский.  Все  эти  лица  были  членами различных масонских лож.

На заседаниях этого  комитета снова, обсуждался вопрос  о  введении  в России конституции, правах гражданина и других мероприятиях в духе идей «Великой»  французской революции.  Гр.   Строганов   составил   проект конституции, которая по его  характеристике  «есть  законное  признание прав народа и тех форм,  в  которых  он  может  осуществлять  эти  свои права». Активное участие в работах Негласного Комитета принимал вернувшийся в Россию  воспитатель  Александра  I  масон  Лагарп  В работе Негласного Комитета принимали участие также видные  масоны граф А. Р.  Варенцов,  Трощинский,  Завадовский,  впоследствии  ставшие министрами. В июле 1801 года  в  Негласном  Комитете  обсуждался  проект  Грамоты российскому народу. В составлении этой грамоты, кроме членов Негласного Комитета, принимал участие также заядлый враг монархии,  духовный  отец русской интеллигенции А. Радищев, его покровитель граф А. Р. Воронцов и

масон Сперанский. Таков был характерный состав Негласного Комитета

Первые годы царствования Александра I оставили наилучшие воспоминания у современников. «Дней Александровых прекрасное начало» - так обозначил эти  годы  А.С.  Пушкин.  Наступил   короткий   период   «просвещенного абсолютизма». Открывались университеты,  лицеи,  гимназии.  25  февраля 1803 года Александр I издал указ «О свободных  землепашцах».  По  этому указу  помещики,  желавшие  освободить  крестьян,   могли   освобождать крестьян целыми селениями, на основании договоренности  с  крестьянами. Министр Внутренних дел получил право утверждать соглашения помещиков  с крестьянами. Из этого дело ничего не вышло. В течение царствования  Александра было освобождено добровольно всего лишь около 50.000 крестьян. Но идеи, заложенные в указе 1803 г.,  впоследствии легли в основание реформы 1861 г.

Параллельно Александр  осуществлял административную реформу и  реформу образования.

3 Второй этап реформ. М.М. Сперанский.

В эти же годы сам Александр  уже  почувствовал  вкус  власти  и  стал находить  преимущества  в  самодержавном  правлении.  Разочарование   в ближайшем окружении заставило его  искать  опору  в  людях,  лично  ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Александру I удалось найти человека, который  с  полным  правом  мог  претендовать  на  роль реформатора.  Им  стал  Михаил   Михайлович   Сперанский   (1772—1839). Сперанский  происходил  из  семьи  сельского   священника.   Выдающиеся способности и трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты.

В 1807 г. Александр приблизил  его  к  себе,  а  затем  взял  с  собой, отправляясь в Эрфурт на свидание с  Наполеоном.  Сперанский  отличался широтой кругозора и   строгой   системностью мышления. В  1809  г.  По поручению Александра он  составил  проект  коренных  преобразований.  В основу   государственного   устройства   Сперанский   положил   принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая

из них, начиная с  самых  нижних  звеньев,  должна  была  действовать  в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные  собрания нескольких уровней во главе с  Государственной  думой -  всероссийским представительным  органом.  Дума  должна  была  давать  заключения   по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Все власти - законодательная, исполнительная и судебная – соединялись в Государственном совете,  члены  которого  назначались  царем.  Мнение совета, утвержденное царем, становилось законом. Если в Государственном совете возникало разногласие, царь по своему  выбору  утверждал  мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить  в  действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете. Реальная законодательная власть по проекту Сперанского  оставалась  в руках царя. Но Сперанский подчеркивал, что суждения  Думы  должны  быть свободными, они должны выражать «мнение народное».

По  проекту  Сперанского  избирательными  правами  пользовались   все граждане   России,   владеющие   землей   или    капиталами,    включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя  прислуга  и  крепостные крестьяне  в  выборах не  участвовали,  но   пользовались   важнейшими гражданскими правами. Главное  из  них  Сперанский  сформулировал  так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Это должно  было ограничить власть помещиков над крепостными.

Осуществление  проекта  началось  в  1810  г.,   когда   был   создан Государственный совет. Но затем  дело  остановилось:  Александр  I  все более входил во вкус самодержавного правления. Против Сперанского  объединились  все  консерваторы,   среди   которых   особо выделялся А.А. Аракчеев, бывший фаворит Павла, попавший в милость  и  к новому императору. В марте 1812 г. Он был арестован и сослан в Нижний Новгород.

         4 Внешняя политика. Отечественная война 1812.

Придя к власти, Александр  попытался проводить свою  внешнюю  политику как бы  с  «чистого  листа».  Новое  русское  правительство  стремилось создать в Европе систему коллективной безопасности, связав все  ведущие державы между собой рядом договоров. Однако уже в 1803 мир  с  Францией оказался для России невыгодным, в мае 1804 российская сторона  отозвала своего посла из Франции и стала готовиться к новой войне.

Александр считал  Наполеона  символом  попрания  законности  мирового порядка. Но российский император переоценил  свои  возможности,  что  и привело к катастрофе под Аустерлицем в ноябре 1805, причем  присутствие императора в армии, его  неумелые  распоряжения  имели  самые  пагубные последствия.  Подписанный  в  июне  1806  мирный  трактат  с   Францией Александр отказался ратифицировать, и лишь поражение под  Фридляндом  в мае 1807 вынудило  российского  императора  пойти  на  соглашение.  При первом его свидании с Наполеоном в  Тильзите  в  июне  1807  Александру удалось проявить себя незаурядным дипломатом  и,  по  мнению  некоторых историков, фактически «обыграть» Наполеона. Между  Россией  и  Францией был заключен союз и соглашение о  разделе  зон  влияния.  Как  показало дальнейшее развитие событий,  Тильзитское  соглашение  оказалось  более выгодным именно России,  позволив  России  скопить силы.  Наполеон  же искренне считал Россию своим единственным возможным союзником в Европе.

В 1808 стороны обсуждали  планы совместного похода на  Индию  и  раздела Оттоманской империи. На встрече с Александром в Эрфурте (сентябрь 1808) Наполеон признал право России на  захваченную  в  ходе  русско-шведской войны (1808-09) Финляндию, а Россия — право Франции на Испанию.  Однако уже в это время отношения между союзниками стали  накаляться  благодаря имперским  интересам  обеих   сторон.   Так,   Россию   не   устраивало существование герцогства Варшавского, континентальная блокада  наносила вред российской экономике, а на Балканах у каждой из  двух  стран  были собственные далеко идущие планы. В 1810  Александр  отказал  Наполеону, просившему руки его сестры великой княгини Анны Павловны  (впоследствии королева Нидерландов), и подписал  положение  о  нейтральной  торговле, фактически  сводившее  на  нет  континентальную   блокаду.   Существует предположение, что Александр собирался  нанести  Наполеону  упреждающий удар, но после того как Франция заключила союзные договора с Австрией и Пруссией, Россия стала готовиться к войне оборонительной. 12 июня  1812 французские войска пересекли российскую границу. Началась Отечественная война 1812 года. Вторжение наполеоновских армий в Россию (о котором он узнал, находясь в Вильно)

Информация о работе Александр 1