Аграрная реформа Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:34, контрольная работа

Описание

Причины, проведения аграрной реформы. Этапы и итоги реформы.

Содержание

Введение 3
1.Причины, проведения аграрной реформы 5
2.Цель и основные направления аграрной реформы 9
3.Итоги аграрной реформы 19

Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по истории.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)
p align="justify">     Спустя две недели 27 августа 1906 г. был принят указ о передаче Крестьянскому банку для продажи крестьянам части казенных земель.

    5 октября 1906 г. последовал указ  об отмене некоторых ограничений  в правах крестьян. Были окончательно отменены подушная подать и круговая порука, сняты некоторые ограничения свободы передвижения крестьян, избрания ими жительства, сделана попытка уменьшить произвол земских начальников и уездных властей, расширены права крестьян на земских выборах.9

     В чем же состояла цель столыпинского  реформирования деревни? Столыпин преследовал двоякую цель: во-первых, разрушить общину и, во-вторых, создать тем самым новую социальную опору самодержавию в лице сравнительного широкого слоя крестьян-собственников. Есть и несколько иная точка зрения, согласно которой разрушение общины рассматривается в качестве вспомогательной задачи на пути к достижению основной цели - созданию экономически устойчивых хуторских и отрубных крестьянских хозяйств посредством расчистки крестьянских земель от "слабых" в пользу "сильных", решить таким образом, проблему первоначального накопления капитала в деревне.

     Анализ нормативных документов по данному вопросу, а также хода самой реформы позволяет утверждать, что для столыпинской команды реформаторов разрушение общины ни в экономическом, ни в политическом плане не являлось самоцелью, или, как выражался один из ближайших сподвижников и продолжателей дела Столыпина - главноуправляющий землеустройством и земледелием А. Кривошеин, - ломка общины - "не аграрная панацея".

     Емкую формулировку основных целей столыпинской реформы содержит особый журнал Совета министров от 10 октября 1906 г., посвященный выработке плана земельных преобразований, который вскоре увидел свет в форме правительственного указа от 09 ноября 1906 г. "О дополнении некоторых постановлений действующего Закона, касающегося крестьянского землевладения" . "Новый политический порядок в нашем отечестве для своей прочности и силы нуждается в соответственных экономических основах и, прежде всего, в таком распорядке хозяйственного строя, который опирался бы на начала личной собственности и на уважение к собственности других, - говорилось в документе. - только этим путем создана будет та крепкая среда мелких и средних собственников, которая повсеместно служит оплотом и цементом государственного порядка".

     Иначе говоря, разрушение общины было одним из средств осуществления столыпинской реформы, нацеленной: а) в социально-экономическом отношении - на обеспечение подъема сельского хозяйства страны, на повышение благосостояния крестьянства как основной его производительной силы; б) в политическом плане - на расширение социальной базы власти, укрепление российской государственности.10

    Итак, с принятия указа от 9 ноября 1906 г., ставший законом 14 июня 1910 г. начинается столыпинская аграрная реформа.

    В аграрных преобразованиях П.А.  Столыпина можно выделить следующие направления:

1) разрушение  общины «сверху» и вывод крестьян  на отруба (выделение крестьянина с землею из общины при сохранении усадьбы на прежнем месте) и хутора (выделение с переносом усадьбы на новое место). Избавляясь от общинных ограничений (периодических переделов земли, принудительного севооборота, т.е. необходимости сеять ту же культуру, что и соседи), крестьянин превращался в полноправного собственника, по своему усмотрению распоряжавшегося принадлежащими ему сельскохозяйственными угодьями.11

    Указом от 6 ноября 1906 г. отменялся закон 1893 года о неприкосновенности общины и разрешалось раскрепощение крестьянина от общинной зависимости, уравнивал крестьянина во всех правах с прочими сословиями.12

     Все общины были разделены  на две категории. В первую  входили те, в которых в течение  последних 24 лет не происходило  переделов земель, т.е. беспередельные общины. Во вторую категорию были включены те общины, где за эти годы периодически происходило перераспределение наделов – передельные общины.

     Крестьяне беспередельных общин  сразу объявлялись (независимо  от их желания) собственниками усадебных наделов, а также тех общинных участков земли, которые находились на данный момент в их постоянном (не арендном) пользовании.

    Для передельных общин (а их  было 75% от общего количества) надо  было заручиться желанием 2/3 крестьянских  дворов за выход из общины, после чего происходила ее ликвидация, а домохозяева становились частными собственниками земли.

     Таким образом, семейная собственность  на землю, и надел переходил  в личную собственность домохозяина.  Крестьяне, имевшие больше земли, чем причиталось на их долю по составу семьи, могли закрепить данные излишки в личную собственность, уплатив общине их стоимость. Все домохозяева, вышедшие из общины, сохраняли права пользования сенокосными, лесными и иными угодьями в прежнем объеме. Крестьянам предоставлялось возможность свободы выбора местожительства без потери права на земельные наделы.

    Правом выхода из общины воспользовались  в основном две категории крестьян: бедняки и зажиточные, причем  удельный вес бедняков в этом процессе был преобладающим. Они, как правило, продавали свой надел и уходили в город или переселялись на новые земли за Урал. Их наделы покупали не только кулаки, но и середняки, а также сама община.

    Наиболее крепкие крестьяне –  «кулаки» не всегда стремились к выходу из общины, поскольку им было выгоднее там оставаться и держать в кабале соседей-общинников. К тому же указом были определены ограничения кулацких хозяйств: в разных губерниях разрешалось скупать в пределах уезда не более 4-6 «душевых наделов».

    Государственные органы активно  содействовали разрушению общинных  порядков. В губерниях и уездах  создавались землеустроительные  комиссии, следившие за правильным  отводом участков, выделявшимся хозяевам. Комиссии убеждали крестьян в том, что реформа принесет им ощутимую выгоду, часто оказывали давление на консервативные крестьянские сходы.13

    Широко распространенным было мнение о том, что Столыпин был сторонником насильственного разрушения общинного хозяйства. В действительности он поддерживал различные формы землепользования и землевладения. Выступая в Думе 10 мая 1907 года он заявил: «Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть наследственная». Насильственные меры предлагались лишь там, где община выступала против выхода крестьян, подавших заявление, а такие случаи были распространены.

    Известно, что до столыпинской  реформы крестьянские хозяйства  страдали от чернополосицы и  дальнеземелья. В связи с этим очень актуальным оказалось издание в мае 1911 года «Положения о землеустройстве», по которому в стране проводилось создание отрубного и хуторского хозяйства путем ликвидации чересполосицы.

     Целью землеустройства являлось  улучшение землепользования не только выходцам из общин, но целым общинам и группам дворов, пожелавших провести внутринадельное размеживание без выхода из состава сельского общества.14

    Столыпинская реформа дала мощный  толчок развитию различных форм  крестьянской кооперации. В отличие от общинника-бедняка, находящегося в тисках деревенского мира, свободному зажиточному, предприимчивому крестьянину, живущему перспективой, кооперация была необходима. Крестьяне кооперировались для более выгодного сбыта продукции, организации ее переработки, а в известных пределах и производства, совместного приобретения машин, создания коллективных агрономических, мелиоративных, ветеринарных и других служб.

     Темпы роста кооперации, вызванные реформами, характеризуются следующими цифрами: за 1901-1905 было создано 641 крестьянское потребительское общество, а за 1906-1911 – 4715 обществ.

    Наряду с потребительской бурно  развивается кредитная кооперация. Она также могла стать жизненно  необходимой лишь для независимого  крестьянина, освободившегося от общинных пут, устремленного в будущее и потому нуждающегося в оборотном капитале.

     Столыпин, разрушая общину и тем  самым выбивая экономическую  и социальную базу из – под  вековой общинной психологии, пытается  на смену ей сформировать в наиболее активной части аграриев новую психологию – капиталистического толка.15

2) реорганизация  крестьянского поземельного банка,  скупка им помещичьих земель  и перепродажа их в руки  крестьян.

    Созданный в 1883 году, он был  призван оказать конкретную помощь крестьянам посредством предоставления кредитов на приобретение земли и обзаведение хозяйством. Кредиты предоставлялись общинам, товариществам (в них объединялись для покупки земли обычно крестьяне среднего достатка) и отдельным крестьянам из расчета 7 процентов годовых. Как правило, беднота могла рассчитывать на приобретение земли через общину (в этом случае на одного человека отпускалось до 150 рублей), а единоличник получал непосредственно из банка до 500 рублей.16

    Основными «донорами» для формирования земельного фонда крестьянского банка оказывались разорившиеся помещики, не желающие или не способные эффективно вести хозяйство в условиях складывающееся капиталистической конкуренции.

    Помещики предложили на продажу  15 млн. десятин угодий, так что правительству пришлось искусственно сдерживать цены на землю для их стабилизации.

    Продажа земли осуществлялась  только через Крестьянский банк, который финансировал этот процесс.  На эти цели крестьянам выдавали  ссуды под незначительные проценты  сроком на 55,5 года. С июня 1912 года была разрешена выдача ссуд под залог для приобретения крестьянами земельных участков. В стране получили распространение различные виды кредита: агрокультурный, ипотечный, землеустроительный, мелиоративный.

    Кроме помещичьих земель, было продано около 4 млн. десятин казенных и удельных земель. При этом существовало ограничение в таких сделках: запрещалось продажа угодий не крестьянам и иностранным гражданам.

   Среди покупателей главное место  занимали отрубники (54% купленных земель) и хуторяне (23%). Они пользовались наибольшими льготами по ссудам. Тем самым банк способствовал усилению позиции крепких хозяйств на селе.17

3) поощрение  переселения малоземельных и  безземельных крестьян из Центральной  России на окраины (в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию). В сентябре 1906 г. часть земель, принадлежащих царской семье в Западной Сибири,  на Дальнем Востоке, Казахстане и Киргизии, передана была для переселения крестьян из Центральной России. Переселением крестьян правительство пыталось решить ряд проблем: во-первых, уменьшить аграрное перенаселение в центре страны и прежде всего в Черноземье; во-вторых, за счет увеличения численности русского населения усилить свою национальную базу на национальных окраинах; в-третьих, приступить к освоению необжитых и нередко пустынных регионов страны.

    Переселенцам прощались недоимки, выдавались беспроцентные ссуды, продавались дешевые железнодорожные билеты. В течение пяти лет переселенцы не платили налогов. Эти льготы и отсутствие перспектив в родных местах побудили многих малоземельных крестьян отправиться в восточные районы.18

     Конечно же, переселенцы сталкивались  с огромными трудностями. Сказывалась  недостаточная финансовая поддержка  государства, отсутствие дорог,  отдаленность территории. Переезд по железным дорогам был организован плохо, нередко люди погибали в пути. Не все смогли приспособиться к суровым сибирским условиям. Существовали бытовые конфликты с местным населением. Более полумиллиона людей вернулось назад, в Центральную Россию.

     Первоначально процесс освоения  сибирских земель шел стихийно, переселенцы брали пустующие  участки, где им нравилось и в любых количествах. С переходом к массовому заселению земель меняется форма налогообложения. Если раньше он выплачивался с «души», то затем стал взиматься с десятины, что стимулировало эффективное использование земли и сдерживало захват ее впрок, на всякий случай, независимо от возможности обработать.19

       По мере того как народ прибывал, земли в пользовании старожилов становилось все меньше, и наступает пора жестких ограничений. На новом месте переселенцы могли получить 15 десятин удобной земли и 3 десятины леса на душу мужского населения. Действительные наделы были близки к этим нормам и достаточны для проживания и производства товарной продукции, но в первые годы новоселам, чтобы обзавестись своим хозяйством, часто приходилось наниматься в батраки к старожилам. Обследование их дворов показали, что с течением времени (от 3 до 7 лет) положение новоселов значительно улучшалось, среди них тоже выделялся слой зажиточных хозяев.

Информация о работе Аграрная реформа Столыпина