Афганская война

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:48, реферат

Описание

Она длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов ОКСВ. Общие потери нашей страны в этой войне составили 13 833 человек. Пропали вести и были захвачены в плен 330 человек
Честно признаем: та война принесла неисчислимые беды, страдания и афганскому народу течение девяти лет погибло более миллиона афганцев. И солдат революции, и оппозиционеров, и мирных жителей, оказавшихся под перекрестным огнем "своих" и "шурави" (советских).

Содержание

План.
1. Общие сведения о войне
2. Основная часть
2.1. Пролог трагедии
2.2. 1980 год
2.3. 1981 год
2.4. 1982 год
2.5. 1983 год
2.6. 1984 год
2.7. 1985 год
2.8. 1986 год
2.9. 1987 год
2.10. 1988 год
2.11. 1989 год
3. Заключение
4. Приложение
5. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Афганская война. Реферат.docx

— 144.07 Кб (Скачать документ)

    Итак, возникли острые противоречия. С одной  стороны, ввод 40-й Армии и изменения  в руководстве государством вселяли  надежду на перемены к лучшему, а  с другой - усиление сопротивления  моджахедов, продолжающиеся распри внутри НДПА, инертность крестьянских масс и  настороженность в племенах препятствовали стабилизации обстановки на местах. Большая  часть территории страны оставалась под контролем моджахедов.

    Некоторые военачальники 40-й Армии и аппарата Главного военного советника пришли к выводу, что боевые действия против моджахедов ("борцов за веру") по своей  сути есть гражданская война, и советские  полки и батальоны были втянуты  в боевые действия против своей воли. Вместе с тем наши офицеры, сержанты и солдаты поставленные перед  ними задачи выполняли как полагается, проявляя при этом изрядное мужество и отвагу.

      Заслуживают внимания мнения  непосредственных участников событий.  Так, рядовой Эдуард Оганов, водитель  бензовоза, вспоминает:

    "Мы  переходили границу в 1979 году  по понтонному мосту. Ехали  на КамАЗах, бензовозах. Каждая  машина в длину около двадцати  метров, 5 метров - расстояние между  машинами. И вот 120 машин, умноженные  на 25 - три километра - и есть  длина колонны. Из них к концу  службы (а прослужил я там год  и восемь месяцев) осталось  только две - моя и друга-таджика. 

    Сначала мы ехали по пустыне. Дорога была тяжелая, незнакомая, ехать трудно, не более 30-40 километров в час. По дороге кто-то отдал приказ выключить фары. Ехали  на габаритах, а потом и вообще выключили свет... Да, забыл сказать, перед выходом за границу у  нас документы отобрали, а на грудь  повесили бирки - там группа крови, резус. Сначала бирки были деревянные, а  позже выдали металлические. Ведь кто-то специально их разрабатывал, делал, деньги получал. Значит, это кому-то было нужно.

    Моя работа? Я знал только одну дорогу - Саланг. Перевал Саланг находится  в провинции Баглан, объект первостепенной важности на основной магистрали Хайратон - Кабул. Если следовать к перевалу с севера, то четыре больших серпантина предшествуют непосредственно туннелю. На высоте около 3,5 км - туннель длиной почти 2,7 км, шириной 3 метров, высотой 4,7 метра. Над туннелем почти полукилометровая горная порода. После туннеля - спуск  в кабульскую долину. Эту трассу у нас называли позже "Дорогой  жизни". Когда первый раз я туда поднимался, из носа и ушей шла кровь - сильный перепад давления. А  потом привык. По этой дороге сделал около 90 "ходок".

    На  перевале есть туннель. Освещение было, но из-за высокой загазованности и  отсутствия тяги не было видимости. Приспособились. Из кабины высовываешь палку, когда  едешь на ощупь, она царапает стену - значит, все нормально. Перестала  царапать - руль держи вправо. А рядом  встречная колонна. Водители в туннеле  не погибали, а вот 16 ракетчиков задохнулись". Э. Оганов имеет в виду "ЧП" в  туннеле.

    О нем в рабочей тетради начальника штаба 40-й Армии генерал-майоре В. М. Панкратова есть такая запись:

    "23 февраля 1980 года в 23.00 при совершении  марша зенитно-ракетной бригадой  и 186 мсп во время прохождения  туннеля (перевал Саланг) водитель  одной из машин ударил автомобилем  в стену. Машины, идущие за ним,  остановились. Образовалась пробка. В результате загазованности  в туннеле началась паника. Отдельные  военнослужащие стали стрелять. В результате 16 человек отравились  выхлопными газами в туннеле,  в том числе два офицера.  Четыре человека получили огнестрельные  ранения и у одного сломана  нога. Причиной данного происшествия  явилась плохая организация марша пропуска колонны через туннель. Для проведения расследования направлена комиссия под руководством первого заместителя командующего армией генерал-майора Б. Ткача. Принятыми мерами пробка ликвидирована в 10.00. Движение в туннеле возобновилось".

    Далее Э. Оганов говорит откровенно: "О  службе в Афганистане многое можно  рассказать, но не люблю я это. Служил - куда денешься. Афган есть Афган. Как-то в одной из совместных операций с  афганским подразделением их командир подарил мне Коран. "Держи, - говорит, - при себе. В пути он тебя будет  хранить". Пришло время, нас - на "дембель" по приказу в ноябре 1981 года. Вернулся на родину с войны, и что меня особенно поразило - это враждебное отношение  к "афганцам". В военном билете "афганцем" не значусь, там лишь одна печать войсковой части ПП 127717 - и ни слова о пребывании в ДРА и участии в боевых действиях. "Выходил" свидетельство о праве на льготы "афганца". У нас так бывает... Но сегодня я лично благодарю тех людей, которые хоть как-то, хоть чем-то хотят напомнить живым о нас и о тех, кто остался по ту сторону войны. Вечная им память...".

    Тот, кто побывал в  Афганистане,

    Легкого пути искать не станет,

    Под тяжелой ношей  смелым станет,

    Не  оставит вас в  беде любой.

    Другой  участник событий в Афганистане, рангом значительно выше Э. Оганова, генерал-лейтенант И. Ф. Рябченко вспоминает:

    "Сначала  нас встречали как героев - народ  радовался, ликовал. Но он радовался,  с моей точки зрения, тому, что  Амин был уничтожен. Ведь он  жестоко расправлялся с теми, кто выступал против правительственных  войск: посылал карательные отряды  и с чисто восточной жестокостью  наводился порядок, там все  сжигалось, уничтожалось...

    И самым правильным, целесообразным было бы уйти нам оттуда сразу на выполнение тех задач, о которых вели разговор в начале афганской эпопеи - выйти  на основные коммуникации, которые  шли из Пакистана, Ирана, перекрыть  все дороги и тропки, не допустить  провоза оружия, перехода моджахедов, душманов - тех противников, которые  выступали против центральной власти. Тогда бы мы не ввязли в эту бойню, в их борьбу друг против друга".

    Еще одно свидетельство - Карим улла Хам-джорд  из Джелалабада:

    "В  декабре 1979 года я гостил у  брата в Баграме. Между 18 и  19 часами 25 декабря на здешний  аэродром стали приземляться  грузовые самолеты, каких я ранее  не видел. Их много. В 20.00 неожиданно прекратились телевизионные  передачи. По радио звучала только  музыка. Даже мой брат, военный  летчик, не знал, чьи самолеты  садились на его аэродроме.  Чужие - знали все. Через 5 минут  самолеты поднимались в воздух. Началась стрельба. И только утром  увидели: на аэродроме советские,  а не американские самолеты, а  по улицам шли советские танки. 

    Нам, мальчишкам, было интересно: подбегали  к машинам, солдаты дарили значки, кокарды, меняли продукты на сигареты, жвачку. Первые наши друзья ушли через  три дня. Их место занимали новые  подразделения. А по ночам моджахеды  ходили по домам и забирали мальчиков: "Воевать не можешь, патроны подавать будешь!".

    Это подтверждается краткой записью  в рабочей тетради генерал-лейтенанта В. М. Панкратова 6 сентября 1980 года: "Гульбеддин дал лозунг: Каждый мальчишка должен брать оружие и стрелять на дорогах - так угодно Аллаху. А что возьмет  из подбитой машины, это Аллах даст ему в подарок".

    Генерал-лейтенант  В. П. Черемных: 
"Я служил в ЛенВО первым заместителем начальника штаба округа. После 27 декабря 1979 года, через некоторое время, меня вызвали из Ленинграда в Москву. Там я узнал о своем новом назначении - советником начальника Генштаба афганских вооруженных сил. Когда в феврале 1980 года я прибыл в Кабул и окунулся в изучение обстановки, причем в довольно-таки сложных условиях (антиправительственные выступления в столице), то понял: мы столкнулись с острыми противоречиями. Наши батальоны и полки втягивались в боевые действия против своей воли...".

    Едва  ли не в каждой российской семье, как  дорогие реликвии, бережно хранятся письма с "той", теперь уже далекой  войны. Письма родных и близких, не вернувшихся  домой. Теперь к ним прибавились  свежие, еще не пожелтевшие от времени. Чем же они отличаются - разве  что формой: там - треугольники, здесь - конверты.

    А содержание, глубинная суть на удивление  схожи. И те, и другие словно пропитаны  трогательной заботой о мамах  и папах, сестренках и братишках, бабушках и дедушках, а также страстным  желанием жить. "Ждите меня - и  я вернусь!" - и сквозь неторопливую вязь мальчишеских почерков и беглую россыпь торопливых строк, брошенных  на бумажный лист перед походом, боем, дежурством, подобно упругим побегам  пробивается эта мысль, хотя авторы не всегда выставляли ее напоказ - напротив, чаще всего тщательно маскировали. Причем, совершенно не важно, кто их писал - новобранец или ветеран, рядовой  или офицер: война нивелирует чувства, обостряя главные, стирая второстепенные, хотя, впрочем, не разложить их вот так по полочкам.

    Они попадали в Афганистан, как на край земли, в диковинное, экзотическое место - ведь большинство не выезжало до того времени за пределы родной области. И всему удивлялись': надрывным  крикам муэдзинов, по несколько раз  в сутки сзывающих правоверных  на молитву, женщинам в черном, как  призраки: они ассоциировались с "духами" - чем-то бесплотным, неосязаемым. Они заворожено наблюдали, как горец  разматывает с головы чалму: четырнадцатиметровая ткань служит ему и скатертью, и одеялом, и простыней. Им было больно смотреть на чумазых афганских мальчишек - искалеченных, с оторванной рукой  или ногой. Им не было известно чувство  страха и опасности: оно пришло гораздо  позже, когда сами окунулись в  круговерть событий.

    Чуть  не каждый день, а то по несколько  раз в сутки, к ним обращались афганские товарищи с просьбой разминировать  дорогу или дом, поддержать "огоньком" попавшую в засаду группу, обезвредить  крупную банду, терроризирующую  население, захватить верблюжий  караван с оружием, боеприпасами, направляющийся из Пакистана.

    Наши  воины мужественно и честно выполняли  свой долг. Но те, кто не избежал смерти, похоронены, хотя и с почестями, но без огласки, там, где они погибали. Такой "несуразице", царившей в стране, нет оправдания!

    Генерал-полковник  Г. А. Стефановский, бывший член Военного совета Туркестанского округа, в своей  книге "Пламя афганской войны" не скрывает: "Фамилии, имена и  отчества погибших уже замелькали в  разного рода донесениях, документах и справках, а в радиоэфир оборванные жизни шли под мрачным кодом "ноль двадцать первый".

    Через некоторое время обработают, обернут  целлофаном, заварят в цинковый гроб, оставив маленькое окошечко, и  обобьют досками. Пройдет прощальный траурный митинг. Боевые друзья проводят в последний путь товарища, каждый будет вспоминать, когда и при  каких обстоятельствах виделся  последний раз с живым старшим  лейтенантом или сержантом.

    Затем их погрузят в транспортный самолет. Бортмеханик осмотрит большие опечатанные  деревянные ящики, со вздохам пометит что-то в бумагах и отправится к командиру экипажа, докладывать, что все готово к перевозке. С этого момента самолет превращается из небесного трудяги - грузовичка в "Черный тюльпан". Черный тюльпан - это радиопозывной. Этим позывным вызывали самолет. "Груз двести" - так по коду обозначали погибших. Гроб с телом погибшего сопровождал тот, кто был с ним в последнем бою, или друг, или офицер из той части, где он служил. В самолете, который отправляли на Родину, кроме экипажа, никого не было. Самолет летел по очереди в те города, поселки и села, откуда были погибшие.

    А в Союзе, на каком-либо провинциальном, как правило, аэродроме его отправят на самую дальнюю стоянку и  подальше от глаз. Экипаж, измученный долгим перелетом сопровождающие отправятся искать столовую и ночлег, а горькая  весть уже поднимает на ноги военкоматовское  и гарнизонное начальство. Начнется обычная суета по похоронному  обряду погибших воинов".

    "Да, мы пришли в Афганистан выполнять  интернациональный долг и выполнили  его, - скажет десятилетие спустя  генерал-лейтенант запаса И. Ф.  Рябченко на встрече о матерью  погибшего в Афганистане сына  Н. И. Прохоровой. - Это была  война, где или ты, или - тебя! Тысячи погибших, изувеченных, пропавших  без вести. Гибли из-за того, что не знали и не могли  знать обстановки, гибли по доверчивости... Раздаются еще голоса, что война  эта нужна была военным. Военным-то  как раз она и не нужна!  Это мы отчетливо сознавали  уже в первые дни пребывания  в Афганистане. Писали, требовали,  но, увы... Не слушали нас, не  приняли там, "наверху", единственного  решения даже тогда, когда в  воздух поднялись и взяли курс  на родину первые "Черные тюльпаны"...

    Хоронить "афганцев" с почестями на родине не полагалось. Хоронили тихо. Но как  бы тихо родители ни прощались со своими сыновьями, о горе узнавали многие. Как бы строго ни запрещали надписи  на могилах "Погиб в Афганистане", все знали - погиб именно там.

Информация о работе Афганская война