Возникновение и развитие Европейского Союза.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:45, курсовая работа

Описание

В настоящее время в период быстрого развития научно – технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Взаимодействие может осуществляться как через политические, так и экономические отношения. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным вопросам, таким как: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и наркоманией.

Работа состоит из  1 файл

mirovaya_ekonomika.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

    Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя, что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз. Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу 1992 г. по товарам. Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике, а также по многим видам услуг (особенно важно — транспортных). Нет до сих пор единого конкурентного рынка государственных заказов.

    В то же время не осталось искусственных препятствий па пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей силы, хотя фактически такие препятствия создаются в каждом конкретном случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС.

    Сильнейшие  импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о  Европейском союзе (он является основной частью комплекса Маастрихтских  соглашений), подписанный главами  государств - членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления и ЕС с 1 января 1995 г.) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:

  • во-первых, введение с 1993 г. единого   гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно с национальным гражданством стран - членов ЕС;
  • во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;
  • в-третьих,  формирование экономического    и   валютного  союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро). К 2002 г. она должна вытеснить из оборота национальные валюты стран - участниц ЭВС, заменив их. В отличие от ЭКЮ евро будет не просто расчетной единицей, по и полноценной валютой, функционирующей как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот и монет. Циркуляцию евро будет регулировать созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран - членов ЕС исчерпают свои функции, передадут их Банку ЕС и прекратят свое существование.

    Переход к евро осуществляется поэтапно с  1 января 1999 г. Первоначально она будет функционировать параллельно с национальными валютами, причем с 1 января 1999 г. не все страны — члены ЕС смогли начать переход к евро, поскольку часть из них не выполнила необходимых для итого требований (дефицит госбюджета - не более 3% ВВП, накопленный государственный долг — максимально 60% ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся к этому. Лишь Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей национальной валюты. Дания, Швеция и Греция намерены перейти к евро, но позднее.

    Можно ожидать, что евро станет одной из сильнейших валют в мире. Она принесет всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя снижению издержек и росту эффективности производства. Достаточно сказать, что до сих пор физические и юридические липа стран — членов ЕС при обмене их валют друг на друга ежегодно несли издержки на сумму, эквивалентную примерно 6 млрд. долл. Евро избавит их от таких непродуктивных затрат.

 

2. Деятельность и органы управления ЕЭС

 

      Европейский союз представляет  собой классический вариант региональной социально – экономической интеграции в составе 15 (по состоянию на конец 1998г.) западноевропейских государств: Франции, Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании, Португалии, Швеции, Финляндии и Австрии.

    Официально  провозглашённые цели ЕС – постепенное  устранение всех ограничений в торговле между странами – участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами, ликвидация ограничений  для свободного передвижения людей, капиталов и услуг и проведение общей политики в области транспорта, сельского хозяйства, создание валютного союза, унификация налоговой системы, сближение законодательства, разработка принципов согласованной экономической политики.

    Деятельность Союза предусматривает:

  • отмену таможенных пошлин и квот, а также другие меры, имеющие аналогичный эффект;
  • общую торговую политику;
  • создание внутреннего рынка со свободным движением товаров, людей, услуг и капиталов;
  • проведение общей политики в области рыболовства, сельского хозяйства и транспорта;
  • формирование режима, обеспечивающего защиту от недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке;
  • сближение законодательств стран-членов;
  • проведение общей политики в социальной сфере, в области охраны окружающей среды и помощи развитию;
  • укрепление экономического и социального единения;
  • повышение конкурентоспособности промышленности стран Европейского союза;
  • осуществление научных исследований, совершенствование технологий, создание трансевропейских сетей;
  • содействие достижению высокого уровня здравоохранения, обеспечению образования и профессиональной подготовки высокого качества, улучшению защиты потребителей;
  • меры в области энергетики, туризма и защиты гражданского населения при чрезвычайных ситуациях.

    Деятельность  Европейского союза основана на принципах  уважения национальной особенности  государств-членов, системы правления  которых строятся на демократических  принципах; уважения прав человека в  соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека (1950г.) и конституционными традициями, общими для государств-членов.

    В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов:

    1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в  год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных  министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства);

    2. Комиссия ЕС (КЕС) – исполнительный  орган, своего рода правительство  ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика) и назначаемых сроком на 5 лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек.

    3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией  в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех стран – членах ЕС. К функциям ЕП относится принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции.

    4. Европейский суд, обеспечивающий  правильную интерпретацию и реализацию  нормативных актов (законодательства) ЕС.

    5. ФЕОГА, на который приходится  большая часть бюджета ЕС.

    6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве.

    7. Европейский фонд регионального  развития, содействующий структурной  перестройке кризисных регионов  – слабо индустриально развитых или депрессивных.

    8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран – членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран – членов ЕС. 

 

3. Перспективы развития ЕЭС в связи с его расширением на Восток

 

    На  повестке – расширение Европейского Союза (ЕС), который уже и сегодня  является основной экономической и  политический силой на континенте. В результате ожидаемого расширения с 15 до 28 стран-членов в орбиту ЕС опадают уже не только Западная, но и Центральная Европа, Балтия, часть Восточной Европы и Восточного Средиземноморья. Экономически при этом возникает крупнейший в мире единый рынок площадью в 5 млн. кв. км с 550 млн. человек населения и 7.7 трлн. долларов ВВП.

    Нельзя, однако, не учитывать того факта, что  речь идет о принципиально новом  варианте присоединения стран к  ЕС по сравнению со всеми ранее  происходившую. Впервые расширение ЕС происходит за счет присоединения  стран, которые ранее не развивались на основе западноевропейской социально-экономической модели и не принадлежали к западноевропейской системе безопасности. Речь идет о государствах, осуществляющих невиданный в истории переход от государственной командно-административной экономики к рыночной, от авторитаризма к парламентской демократии и правовому государству. Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обладают специфическими чертами, которые оказывают принципиальное воздействие как на характер, так и на последствия расширения ЕС.

    Укрепление стабильности и предсказуемости на восточной границе в результате расширения ЕС соответствует его интересам. Это положение не подвергается сомнениям и фактически является общепризнанным. Расширяясь на Восток, Европейский Союз заметно наращивает свой ресурсный потенциал: на 34% увеличивается территория, на 29% - население. ЕС превращаете ся в одни из крупнейших в мире рынков.

    По  оценкам специалистов, за счет положительного сальдо торгового баланса ЕС с 10 странами-претендентами на вступление в ЕС может быть профинансировано создание 440 тыс. новых рабочих мест в EC при условии стоимости одного места, 500 тыс. евро.

    Экспертами  отмечается, что модернизация экономики  стран ЦВЕ может создать и  поддерживать определенную занятость  в секторе высоких технологий в странах-членах Европейского Союза. Расширение обещает и укрепление экологической безопасности на континенте. По оценкам специалистов, за счет присоединения к ЕС стран ЦВЕ возможна динамизация темпов его экономического роста в пределах 0,1-1,0% ВВП в год в течение 2005-2010 гг.

    Несмотря  на все сказанное выше, пет, однако, однозначного ответ на вопрос, является ли реализация проекта расширения на Восток в целом "шансом" или угрозой для Европейского Союза. Ведь присоединение новых членов существенно осложняет функционирование Европейского Союза, Институциональная структура, созданная более 50 лет назад, когда в состав ЕС входило всего шесть государств, функционировала с большим напряжением уже в системе ЕС-12 и ЕС-15. Принятие новых 10-12 членов в условиях нереформированности организации может попросту парализовать ее работу.

    Анализ  источников формирования бюджета ЕС и основных направлений его использования  свидетельствует о том, что еще  до начала расширения на Восток ЕС должен завершить радикальную реформу бюджетной, региональной и аграрной политики. Не изменив ныне действующих процедур управления, ЕС, по существу, загоняет себя в институциональную ловушку, когда экономический потенциал стран, а следовательно, и их роль в формировании бюджета становятся совершенно не увязанными с их возможностями влиять на принимаемые в организации решения. Сказанное подтверждается данными табл. 1.

    Переговоры  по вопросам институциональных реформ, непосредственно затрагивающим интересы стран-претендентов на присоединение, начать!. Предлагаемые изменения касаются числа действующих в ЕС комиссий, увеличения числа вопросов, при решении которых требуется не единогласие, а квалифицированное большинство. Разрабатываются проекты переоценки "веса голосов" стран-членов, что наталкивается на серьезные конфликты интересов между различными странами - получателями и основными плательщиками в бюджет ЕС, старыми и новыми членами.

    Одна  из наиболее трудно решаемых задач  на этапе присоединения -адаптация сельского хозяйства стран ЦВЕ к европейским стандартам. Осознавая это, страны-кандидаты, бесспорно, надеялись на получение значительных финансовых ресурсов от ЕС. Однако Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП) Европейского Союза уже сегодня поглощает 50% его бюджета. Действующая в ЕС система поддержки сельского хозяйства давно признается неэффективной и ведущей к значительному перепроизводству в рамках Союза, когда значительная часть продукции может быть реализована только на внешних рынках по ценам. существенно ниже себестоимости. Очевидны направления необходимых изменений, в частности, существенное сокращение прямых субсидий товаропроизводителям. Однако попытки реформирования ЕСП на протяжении 2000-2002 гг. оказывались безуспешными в виду жесткой позиции ряда стран, прежде всего Франции. В результате возобладало мнение, согласно которому никаких реформ, предшествующих решениям или соглашениям ВС с ВТО по вопросам регулирования сельского хозяйства, быть не может.

    Таким образом, будущая модель поддержки  сельского хозяйства в рамках ЕС остается неопределенной. В этой ситуации Союз не намерен, да и практически не может, оказывать какой-либо прямой финансовой помощи странам ЦВЕ, тем более невозможно расширение ЕСП на десять стран-кандидатов из ЦВЕ в полном объеме. 
 

 

     Таблица 1. Основные показатели развития стран-членов ЕС-27 и вес их голосов. 

Группы  стран Доля в населении  ЕС Доля в ВВП  ЕС Доля в бюджете  ЕС Доля голосов  в соответствии с Договором о  ЕС в редакции 2001 г.
 
Основные  плательщики        в бюджет ЕС

Страны  среднего уровня       взносов в бюджет ЕС

Страны-члены  ЕС-15 со средним уровнем поддержки  из фондов ЕС

Страны-члены  ЕС-15 с высоким уровнем поддержки  из фондов ЕС

Новые члены, претендующие на средний уровень  поддержки из фондов ЕС

Новые члены, претендующие на высокий уровень поддержки из фондов ЕС

 
23,94 

38,65 

13,25 
 

2,25 
 

4,42 
 

17,49

 
32,24 

49,13 

11,94 
 

1,58 
 

1,42 
 

3,70

 
33,65 

46,59 

12,63 
 

1,79 
 

1,54 
 

3,80

 
17,97 

27,54 

16,81 
 

4,64 
 

9,86 
 

21,45

* Основные плательщики вносят  те бюджет свыше 0,3% ЕС. Среди них Германия, Нидерланды, Швеция и Австрия. Страны среднего уровня взносов в бюджет ЕС вносят до 0,3% бюджета. В эту группу входит Дания, Франция, Италия, Финляндия и Великобритания. Страны-члены ЕС-15 со средним уровнем поддержки из фондов ЕС получают от Европейского Союза помощь в размере до 3%  их валового национального продукта.  В эту группу входят Бельгия, Испания,  Ирландия и Португалия. Помощь в отношении стран-членов с высоким уровнем поддержки из фондов   ЕС  превышает   3%   их   ВНП.  В   группу   входят  очень   разные   по экономическому потенциалу страны - Греция и Люксембург. Новые члены со средним уровнем поддержки из фондов  ЕС также должны  получать до  3% национального валового продукта.  По имеющимся оценкам, к их числу будут относиться Кипр, Чехия, Латвия, Мальта, Словения и Словакия. Новыми членами с высоким уровнем поддержки окажутся Полина, Эстония, Венгрия, Болгария, Литва и Румынии, чей ВНП более чем на 3% будет формироваться за счет помощи из фондов Европейского Союза.

Информация о работе Возникновение и развитие Европейского Союза.