Виды налогово права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – подробно проанализировать виды налогового права.
Рассмотреть следующие задачи:
Понятие и направление налогового контроля.
Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля.
Понятие и общие правила проведения налоговых проверок.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Глава I. Налоговый контроль……………………………………….5
§1.1 Понятие и направление контроля……………………………..5
§1.2 Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля………………………………………………………………6
Глава II. Виды налогового контроля……………………………….11
§2.1 Понятие и общие правила проведения налоговых проверок……………………………………………………………...11
§ 2.2 Камеральная и выездная налоговые проверки………………………………………………………………17
§2.3 Порядок оформления результатов проверки…………………..
Глава III. Правовой статус налогоплательщиков и налоговых органов…………………………………………………………………
§3.1 Права и обязанности налогоплательщиков…………………….
§3.2 Права и обязанности налоговых органов………………………
Заключение…………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)
  • цель – контроль за соблюдением налогового законодательства, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов;
  • контролирующий субъект – налоговые органы.

Контролирующими субъектами в соответствии с ч.1 ст.87 НК РФ  являются организации; их филиалы и представительства; налоговые агенты; физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Основным базовым  методом проведения налоговой проверки, определяющим ее сущность, является сравнение данных о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, отраженных в представленных налоговых декларациях, с фактическими данными о финансово-хозяйственной деятельности, отраженными в первичных документах либо полученными на основании иной достоверной информации.

НК РФ предусматривает  проведение налоговыми органами двух видов налоговых проверок: камеральных  и выездных, которые отличаются как  по месту и методам, так и по полноте охвата проверкой результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Налоговые органы могут по своему усмотрению проводить  проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Кроме того, они вправе проверять их филиалы и представительства независимо от проведения проверок самих налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов.

Однако законодательство о налогах и сборах несколько  ограничивает контрольную деятельность налоговых органов. Так, налоговой проверкой могут быть охвачены только три года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Запрещается также проведение налоговыми органами повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный период. Исключение составляют случаи, когда такие проверки проводятся в связи с реорганизацией или ликвидацией организации – налогоплательщика (плательщика сбора-организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

При проведении налогового контроля также не допускается  причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителями либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

В процессе производства действий по осуществлению налогового контроля (проверочных действий) налоговые  органы, органы налоговой полиции, таможенные органы и органы государственных  внебюджетных фондов получают различные сведения о налогоплательщиках (плательщиках  сборов) и налоговых агентах, которые составляют налоговую тайну.

Помимо этого, НК РФ (п.4 ст.82) запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сборов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ и федеральных законов. В полной мере это распространяется на защиту от несанкционированного доступа и использования информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую и аудиторскую.

Виды налогового контроля можно рассматривать по различным основаниям.

Оперативный контроль – проверка в пределах отчетного  периода по окончании контролируемой операции. Информационными источниками  являются плановые, оперативно-технические, бухгалтерские и статистические данные.

Периодический контроль – проверка по итогам определенного  отчетного периода с целью  установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и  полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Информационные источники: данные планов, смет, первичных документов, учетных регистров и другие сведения.

Документальный  контроль – проверка соответствия проверяемого объекта установленным  нормативам на основании первичных и производных документов.

Внутренний  аудит – первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских  и финансовых служб предприятия. Он предусматривает обеспечение  достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов.

Внешний аудит  – негосударственный налоговый  контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это  соответствующее разрешение – лицензию Минфина России. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за неправильное исчисление налогов, если это будет позже установлено проверкой налоговых инспекций.

Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены ст.83-86 Кодекса.

Организация и  физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

-по месту  нахождения организации,1 месту нахождении ее обособленных подразделений;

-по месту  жительства физического лица;

-по месту  нахождения принадлежащего им  недвижимого имущества и транспортных  средств.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, связанных с возникновением обязанности по уплате налогов и сборов. Порядок постановки на учет устанавливается Правительством РФ.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Во всех документах и отчетах, фигурирующих во взаимоотношениях налогоплательщика с налоговым органом, должен быть указан ИНН.

Обязанности по контролю за налогоплательщиками возлагаются  также:

- на государственные органы, осуществляющие различные виды регистрации. Они должны сообщать в налоговую инспекцию о регистрации или прекращении деятельности налогоплательщика в течение 5-10 дней после свершившегося факта;

- на банки, которые должны открывать счета субъектам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; сообщать об открытии или закрытии счета налоговый орган в пятидневный срок после свершившегося факта; выдавать налоговому органу справки по операциям и счетам организаций и граждан в течение 5 дней после мотивированного запроса.

С начала 2000 г. был  веден налоговый орган за расходами  физического лица. Цель такого контроля – установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам. Однако этот контроль оказался неэффективным и этот вид был отменен с начала 2004г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

                §2.2. Камеральная и выездная налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка – форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты.2 Проверка осуществляется в налоговом органе на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налоговой службы. Она проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки ограничены 3 месяцами со дня представления налоговой декларации документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

С 1 января 2007 г. круг документов, которые может потребовать налоговая  служба у организации в рамках проверки ее отчетности, ограничен. Дополнительные сведения и документы должны быть представлены лишь в установленных Кодексом случаях. В частности, это документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы, а также обосновывающие правомерность налоговых вычетов по НДС.

В ходе камеральной проверки о выявленных ошибках в заполнении документов или противоречивых сведениях, содержащихся в представленных документах, сообщают налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе составляется акт, согласно которому может быть выявлена необходимость проведения последующей документальной проверки.

Налоговым органом  проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика по вопросам соблюдения законодательства о налогах и  сборах, правильности исчисления, полноты  и своевременности уплаты налогов.3

По результатам проверки налоговым органом принято решение, согласно которому налогоплательщику  доначислены налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль, налог  с продаж, пени за несвоевременную  уплату налогов, а также налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122, ст.123 НК РФ.

Основанием для доначисления НДФЛ и налога на прибыль в оспариваемом налогоплательщиком размере послужил вывод налогового органа о том, что  в счетах-фактурах, выставленных поставщиками налогоплательщиками, содержатся недостоверные сведения. Это не соответствует требованиям ст.169 НК РФ, поэтому счета-фактуры не подтверждают факта оплаты продукции поставщикам, следовательно, не подтверждают расходов, понесенных в связи с приобретением у них товара.

Оспаривая решение налогового органа, налогоплательщик обратился  с соответствующим заявлением в  суд.

Налоговым органом в адрес  налогоплательщика было направлено требование об уплате налоговой санкции, и поскольку налогоплательщик в  добровольном порядке требование не исполнил, налоговый орган обратился в суд со встречным заявлением о взыскании доначисленной суммы штрафа.

Позиция суда. В проверяемом  периоде товарно-материальные ценности приобретались и оплачивались налогоплательщиком через подотчетное лицо – сотрудника налогоплательщика, на основании выставляемых контрагентами налогоплательщика счетов-фактур. Поскольку счета-фактуры, выставленные поставщиками, содержат недостоверные сведения, то налоговым органом был сделан вывод о неподтверждении расходов, понесенных в связи с приобретением товара, в связи с чем суммы, отраженные в счетах-фактурах, признаны доходом сотрудника, выплаченным ему налогоплательщиком.

В соответствии со ст.209 НК РФ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ.

Согласно п.1 ст.210 НК РФ при  определении налоговой базы для  целей исчисления НДФЛ учитываются  все доходы налогоплательщика полученные им как в денежной так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.

Судом правомерно указано, что  деньги, выданные сотруднику под отчет, не являются его доходом, так как не переходят в собственность сотрудника.

Кроме того, налогоплательщиком представлены первичные документы, подтверждающие понесенные им расходы, в том числе накладные, квитанции  к приходным кассовым ордерам, надлежащее оформление и соответствующие требованиям законодательства.

Документы, свидетельствующие, что денежные средства получены сотрудником  налогоплательщика безвозмездно в  свое пользование или присвоены, отсутствуют. Таким образом, оснований  квалифицировать подотчетные денежные суммы в качестве доходов физического лица не имеется.

Суд пришел к выводу о  неправомерности действий налогового органа по доначислению налогоплательщику  сумм НДФЛ, пени, штрафа по ст.123 НК РФ.

Выездная налоговая  проверка – форма налоговой проверки, осуществляемой уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

С 1 января 2007г. изменен порядок  проведения проверок на территории налогоплательщика. Далее в соответствие со ст. 89 Кодекса (в ред. Закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) приведены  основные законодательные установления о выездной проверке.

Общие положения. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как правило, запрещается в отношении одного налогоплательщика проводить более двух проверок в течение календарного года.

Информация о работе Виды налогово права