Сроки в налоговом законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание

Цель исследования - понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления. Отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Актуальность темы состоит в том, что не все налогоплательщики своевременно и в полном размере уплачивают налоги, ведут бухгалтерский учет, составляют отчеты, предоставляют налоговым органам необходимые документы и сведения для контроля правильности уплаты налогов. Налогоплательщики не в курсе, что, нарушая налоговое законодательство, налоговые органы вправе наложить на него санкции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава I. Сроки уплаты налогов и сборов

1.1 Понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления…….3
1.2 Сроки уплаты налогов и сборов……………………………………………..8
1.3 Формы изменения срока уплаты налогов и сборов………………………...8

Глава II. Срок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, обязанностей не связанных с уплатой налогов, и последствия их несоблюдения

2.1 Срок принудительного взыскания налога, пеней, штрафа………………11
2.2 Срок взыскания налоговой санкции (штрафа)……………………………13

Глава III. Налоговые проверки

3.1 Виды налоговых проверок и сроки их проведения………………………..16
3.2 Сроки направления требования об уплате налога и сбора………………..19
3.3 Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу……………………………………………20

Глава IV. Сроки привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и последствия их несоблюдения

4.1 Срок давности привлечения к налоговой ответственности………………22
4.2 Срок обращения в суд с заявлением о взыскании налога,
пеней, штрафа……………………………………………………………………24
4.3 Характер сроков…………………………………………………………......26


Заключение………………………………………………………………………30

Список использованной литературы…………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

налоговое право.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

     В настоящее время положения ст. 115 НК РФ применяются в случаях, если сумма штрафа, взыскиваемого с индивидуального предпринимателя, - пять тысяч рублей и более, с организации - пятьдесят тысяч рублей и более. Таким образом, законодатель разделил правомочия юрисдикционных органов (налогового органа и суда) по установлению вины налогоплательщика и взысканию налоговой санкции в зависимости от ее суммы.

     Суды  испытывают значительные затруднения  в их применении. Имеется в виду, что согласно буквальному толкованию изменений в НК РФ -  налоговые  органы вправе взыскивать бесспорно  штрафные санкции в пределах сумм, указанных в п. 1 ст. 103.1, п. 7 ст. 114 НК РФ в течение трехлетнего срока, предусмотренного для привлечения к налоговой ответственности. Однако порядок бесспорного взыскания недоимки и пеней, предусмотренный ст. 46, 47 НК РФ, остался прежним, что означает невозможность его осуществления (причем вне зависимости от суммы неуплаты) после 60 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пеней.

     Таким образом, налоговые органы приобрели  более значительные полномочия при  взыскании штрафа, чем при взыскании недоимки и пеней, что видится несправедливым и нелогичным, так как позволяет привлекать налогоплательщика (налогового агента) к налоговой ответственности практически бесспорно.

     В случае, когда налоговый орган  обладает правом взыскания санкции  в бесспорном порядке, срок на привлечение к ответственности, указанный в ст. 113 НК, начинает течь со дня совершения правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода и заканчивается в день вынесения в порядке п. 7 ст. 114 НК решения руководителя налогового органа о привлечении лица к налоговой ответственности и взыскании санкции. Данный срок носит пресекательный характер, так как применяется судом в отсутствие соответствующего заявления о его пропуске и не подлежит восстановлению.

 Признаком пресекательности срока также является то, что по его окончании происходит безусловное прекращение материального права налогового органа на взыскание недоимки и корреспондирующей ему обязанности налогоплательщика по ее уплате после шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования налогового органа. Таким образом, если по истечении пресекательного срока взыскания обязательных платежей, пеней, санкций, установленного НК РФ, налогоплательщиком в добровольном порядке указанные суммы уплачены в бюджет, они должны рассматриваться как излишне уплаченные и при наличии недоимки подлежат зачету, а при ее отсутствии – возврату.24 

4.3 Характер сроков 

     Сроки, установленные законодательством  о налогах и сборах,  по их характеру можно условно определить как защитные,  предупредительные и пресекательные (для одной из сторон  правоотношений).

     Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.25 Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок26, срок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно содержать в числе обязательных элементов и сроки уплаты налога. Как предусмотрено ст. 70 НК РФ, требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (по результатам налоговой проверки — в 10-дневный срок с даты вынесения решения налогового органа). Требование может быть передано руководителю организации или физическому лицу (их законным или уполномоченным представителям) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования, а в случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Таким образом, требование является, с одной стороны, предупреждением для налогоплательщика о необходимости уплаты налога и возможности применения к нему принудительных мер для взыскания налога, а с другой — свидетельством того, что налоговые органы предприняли возможные меры до принятия мер принудительного характера.

     В качестве предупредительных сроков можно рассматривать и сроки, связанные с направлением и исполнением налоговых уведомлений.

     В соответствии со ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность  по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган,  в этом случае налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока  платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором  указываются размер налога и сроки его уплаты. Налоговое уведомление,  как и требование об уплате налога, может быть передано руководителю  организации или физическому лицу (или их представителям), а в случае  уклонения налогоплательщиков от получения налогового уведомления  оно направляется по почте и считается полученным по истечении шести  дней с даты направления заказного письма.

     В качестве защитных можно рассматривать сроки, направленные на защиту интересов налогоплательщиков. Например, ст. 89 НК РФ установлено, что выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, также ст. 89 НК РФ ограничены сроки проведения выездной налоговой проверки, которая не может продолжаться более двух месяцев, указанный срок может быть продлен до четырех месяцев (в исключительных случаях срок может быть увеличен до шести месяцев).

     К таким же срокам можно отнести и установленный ст. 100 НК РФ 15-дневный срок со дня получения акта проверки, в течение которого налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

     Налоговый кодекс РФ определяе порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц27. Сроки, установленные для совершения указанных действий, также направлены на защиту интересов налогоплательщиков. Так, жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушениях своих прав. Однако этой же статьей установлено, что в случае пропуска по уважительной причине указанного срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

     В тех случаях, когда указанной оговорки о возможности восстановления предусмотренного срока нет, такой срок имеет пресекательный характер (т.е. является не подлежащим восстановлению в случае его пропуска).

Поскольку сроки устанавливаются не только для налогоплательщиков, но и для налоговых органов, а также для других лиц, определенных законодательством о налогах и сборах, их правильное определение и исчисление играет важную роль, так как влечет различные последствия, в том числе и соответствующие меры ответственности. Так, в соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» судам при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица рекомендовано проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. В случае их пропуска, имея в виду, что указанные сроки являются пресекательными, суду следует отказывать в удовлетворении требований налогового органа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Налоги  и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.

     Роль  налогов в современном государстве  так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме. Налоги и иные обязательные платежи активно используются государством и местным самоуправлением при управлении различными сферами общественной жизни.

     Следует подчеркнуть, во всех странах с рыночной экономикой налоги признаются основным источником доходной части бюджетов.

     Каждый  налогоплательщик согласно Закону обязан своевременно и в полном размере  уплачивать налоги, вести бухгалтерский  учет, составлять отчеты, предоставлять  налоговым органам необходимые документы и сведения для контроля правильности уплаты налогов. Если налогоплательщик нарушает налоговое законодательство, то налоговые органы вправе наложить на него санкции.

  Относительно определенные сроки характеризуются меньшей точностью, однако также связаны с каким-либо конкретным периодом или моментом времени («кратчайшие сроки», «разумные сроки», «необходимые сроки» и т.п.).

     Требование  четкости и ясности норм налогового права (см., например, ст. 3 НК РФ) заставляет законодателя избегать подобных формулировок. Однако до сих пор в актах законодательства о налогах и сборах можно встретить такие фразы, как «сроки, устанавливаемые законодательством», «установленные сроки» и т.п

     Неопределенные  сроки имеют место тогда, когда  законом вообще не установлен какой-либо временной ориентир, хотя и предполагается, что соответствующее правоотношение имеет временные границы.  

     Список  использованной литературы:

  1. Конституция РФ;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II;
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II;
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  5. Акчурина Е. В. Налоговая проверка и ее последствия: учеб._практич. Пособие/ Е.В Ачкурина. М.: 2004.
  6. Здравомыслова, Б.В. Уголовное право./Учебник под ред. Б.В. Здравомыслова, Ю.А. Красикова, А.И. Рарога.-М.: “Юридическая литература”- 2006
  7. Налоговое право России.  Еналеева И.Д., Сальникова Л.В.-2006

Информация о работе Сроки в налоговом законодательстве