Сроки в налоговом законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание

Цель исследования - понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления. Отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Актуальность темы состоит в том, что не все налогоплательщики своевременно и в полном размере уплачивают налоги, ведут бухгалтерский учет, составляют отчеты, предоставляют налоговым органам необходимые документы и сведения для контроля правильности уплаты налогов. Налогоплательщики не в курсе, что, нарушая налоговое законодательство, налоговые органы вправе наложить на него санкции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава I. Сроки уплаты налогов и сборов

1.1 Понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления…….3
1.2 Сроки уплаты налогов и сборов……………………………………………..8
1.3 Формы изменения срока уплаты налогов и сборов………………………...8

Глава II. Срок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, обязанностей не связанных с уплатой налогов, и последствия их несоблюдения

2.1 Срок принудительного взыскания налога, пеней, штрафа………………11
2.2 Срок взыскания налоговой санкции (штрафа)……………………………13

Глава III. Налоговые проверки

3.1 Виды налоговых проверок и сроки их проведения………………………..16
3.2 Сроки направления требования об уплате налога и сбора………………..19
3.3 Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу……………………………………………20

Глава IV. Сроки привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и последствия их несоблюдения

4.1 Срок давности привлечения к налоговой ответственности………………22
4.2 Срок обращения в суд с заявлением о взыскании налога,
пеней, штрафа……………………………………………………………………24
4.3 Характер сроков…………………………………………………………......26


Заключение………………………………………………………………………30

Список использованной литературы…………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

налоговое право.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

Камеральные проверки - это проверки бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных фирмами (предпринимателями) в налоговые инспекции (без выезда к налогоплательщикам). По общему правилу инспекторы проверяют представленную отчетность в течение трех месяцев.14

     Если  в ходе проверки в отчетности выявлены ошибки или противоречия, налоговая  инспекция должна в течение 3 рабочих дней сообщить налогоплательщику об этом. Одновременно она потребует внести исправления в документы, сделать это нужно в течение 5 рабочих дней.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки15.

      Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

   Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую  проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы16. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

   Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

   В случае если проверяемое лицо не имеет  возможности представить истребуемые  документы в течение 10 дней, оно  в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении  документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

   В течение двух дней со дня получения  такого уведомления руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления  продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

     Чтобы обратиться в суд по факту нарушений, у налоговых инспекторов есть шесть месяцев. Этот срок считается  не с момента составления акта, а с момента обнаружения нарушения (точнее, с момента представления отчетности). Если шестимесячный срок пропущен, то  оштрафовать налогоплательщика  уже нельзя.

     Выездные проверки17 - это проверки, проводимые на территории фирмы или предпринимателя.

Решение о проведении выездной налоговой  проверки принимается руководителем налогового органа. Выездная проверка продолжается не более 2-х месяцев (в исключительных случаях - 3 месяца). В течение календарного года представители налоговой инспекции могут проводить только одну выездную проверку по одному виду налогов за один период. Если выездная проверка проводиться в организации, которая имеет представительства и филиалы, то срок выездной проверки увеличивается на 1 месяц для каждого филиала или представительства.   

     В течение 2-х месяцев по итогам выездной проверки составляется акт налоговой проверки. Акт налоговой проверки - это документ, составленный по стандартной форме и предназначенный для оформления результатов выездной проверки. В акте отражаются все претензии налоговой инспекции к проверяемой организации.  Если налогоплательщик не соглашается с выводами, отраженными в акте налоговой проверки, то в 2-х недельный срок он должен представить письменный отказ или возражения по акту налоговой проверки. К объяснению или возражению на акт проверки налогоплательщик может приложить материалы, подтверждающие обоснованность отказа или возражений на акт налоговой проверки18.

     При камеральной или выездной проверке налоговикам может понадобиться дополнительная информация о деятельности налогоплательщика, связанной с  его контрагентами. В этом случае проводиться встречная проверка19. Проведение встречной налоговой проверки происходит в рамках камеральной или выездной проверки. Налоговый кодекс не ограничивает срок проведения встречной проверки и налоговых периодов за которые проводится встречная проверка. Количество встречных проверок также никак не регламентируется Налоговым кодексом РФ.

Перед началом встречной проверки налоговый  инспектор составляет письменное требование с перечислением документов, которые  контрагент обязан предоставить в течение 5 дней. 

3.2 Сроки направления требования об уплате налога и сбора

 

     Требование  об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока  уплаты налога, если иное не предусмотрено  настоящим Кодексом.  

      Требование  об уплате налога и соответствующих  пеней, выставляемое налогоплательщику  в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой  проверки, должно быть направлено ему  в десятидневный срок с даты вынесения  соответствующего решения.     

        Правила настоящей статьи применяются  также в отношении сроков направления  требования об уплате сбора.  Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.20 

      3.3 Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу 

Обжаловать решение, принятое по результатам налоговой  проверки в вышестоящий налоговый  орган  можно двумя способами:

-в апелляционном порядке,  если решение не вступило в законную силу  (со дня его вручения налогоплательщика не истекло 10 рабочих дней),

- в обычном порядке, если решение вступило в законную силу ( со дня вручения налогоплательщику решения истекли 10 рабочих дней, и налогоплательщик не обжаловал его в апелляционном порядке).

      Жалоба  в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

      В случае пропуска по уважительной причине  срока подачи жалобы этот срок по заявлению  лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим  должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

      Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

      Жалоба  на вступившее в законную силу решение  налогового органа о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение  об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

      Апелляционная жалоба на соответствующее решение  налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава IV. Сроки привлечения  к ответственности  за совершение налогового правонарушения и  последствия их несоблюдения 

 4.1 Срок давности привлечения к налоговой ответственности 

     Лицо  не может быть привлечено к ответственности  за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).22

     Из  буквального толкования ст. 113, 115 НК следует, что давностный срок привлечения к налоговой ответственности поглощает срок давности взыскания санкции, т.е. на момент вынесения решения юрисдикционного органа (налогового органа, суда) трехлетний срок со дня совершения правонарушения не должен истечь, а налоговый орган обязан принять решение о привлечении к налоговой ответственности или обратиться в суд с заявлением о взыскании санкции в пределах этого трехлетнего срока.

     Однако  данная позиция в некоторых случаях  не находит поддержки в судебной практике, несмотря на мнение Конституционного Суда Российской Федерации, высказанное в упомянутом Постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П, которым ст. 113 НК была признана соответствующей Конституции и дано толкование о порядке ее применения.

     В п. 4.1 упомянутого Постановления  Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что по смыслу ст. 113 НК во взаимосвязи со ст. 88, 89, 100 и 101 НК, если для оформления результатов налоговой проверки, в ходе которой обнаруживается налоговое правонарушение, акта налоговой проверки не требуется, процесс привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение начинается с соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя), выносимого по материалам проверки. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения прекращается (т.е. срок давности считается исчерпанным) с вынесением соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

     Если налоговое правонарушение обнаруживается и фиксируется актом выездной налоговой проверки, то начало течения 6-месячного срока давности взыскания налоговой санкции, как следует из ст. 100, 101, 113 и 115 НК, связывается именно с указанным актом, с принятием которого начинается процесс привлечения к налоговой ответственности, а не с решением руководителя налогового органа. В случаях же, когда акта налоговой проверки не требуется, начало течения 6-месячного срока давности для обращения в суд о взыскании налоговой санкции связывается с выносимым по материалам проверки решением руководителя налогового органа.

     Следовательно, по смыслу ст. 113 и п. 1 ст. 115 НК во взаимосвязи  с его ст. 100, 101 и 104 НК срок осуществления  правомочия налогового органа на обращение  в суд установлен ст. 115 и не может одновременно определяться ст. 113 НК РФ; срок давности обращения в суд за взысканием налоговой санкции является самостоятельным сроком, он не поглощается сроком давности привлечения к налоговой ответственности и не предполагает, что целиком весь процесс привлечения лица к налоговой ответственности (включая все его стадии, в том числе принятие судом решения о взыскании налоговой санкции) должен быть завершен в срок, не превышающий срок давности, указанный в ст. 113 НК. Срок взыскания налоговой санкции начинает исчисляться по прекращении течения срока давности привлечения к налоговой ответственности. Прекращение же истечения срока давности привлечения к налоговой ответственности связывается не с датой принятия решения суда о взыскании налоговой санкции, а с принятием акта налоговой проверки либо в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта с соответствующим решением руководителя налогового органа.

     Таким образом, возвращаясь к вышесказанному, если в результате проверки налоговым органом обнаружены правонарушения, совершенные в пределах трех лет, предшествующих году ее проведения, давностный срок привлечения проверяемого лица к налоговой ответственности истекает в день оформления акта проверки или вынесения решения и на следующий день после указанной даты начинается течение давностного срока взыскания налоговой санкции, предусмотренного в ст. 115 НК. 

 4.2 Срок обращения в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафа

     Налоговые23 органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления об этом соответствующего акта.

Информация о работе Сроки в налоговом законодательстве