Рост фискального значения косвенных налогов на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании механизма реализации фискальной функции косвенных налогов и разработке на его основе концептуальных положений по реформированию косвенного налогообложения в России. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих основных задач:
теоретического переосмысления сущности и функций налогов;
изучения социально-экономической природы косвенных налогов;
обобщения российского (в т.ч. исторического) и зарубежного опыта косвенного налогообложения;
анализа фискального значения и механизма взимания косвенных налогов на современном этапе;
поиска направлений реформирования и разработки предложений по совершенствованию косвенной формы налогообложения.

Содержание

Введение

Исторические этапы развития косвенного налогообложения в мире

Роль и значение косвенных налогов в экономике

2.1 Значение налога на добавленную стоимость (НДС) в развитых странах

2.2 Акцизное налогообложение

2.3 Экономическое и торгово-политическое значение таможенных пошлин

Государственные фискальные монополии. Фискальные пошлины

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

налоговые системы зарубежных стран.docx

— 76.89 Кб (Скачать документ)

Систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары, представляет собой  таможенный тариф, с помощью которого государство контролирует и регулирует все внешнеторговые операции.

Ставки  таможенных пошлин устанавливаются  государством – каждому виду товара присвоен код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и соответствующая ему  ставка, называемая основной. В зависимости  от страны – происхождения товара ставки таможенных пошлин дифференцируются на 4 категории: для товаров, происходящих из стран, которым Россия предоставила режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-политических отношениях, применяются основные (базовые) ставки таможенных пошлин. Для товаров, происходящих из стран, в торгово-политическом отношении  которых Россия не применяет режим  наиболее благоприятствуемой нации  или если страна происхождения не установлена, ставки таможенных пошлин в два раза выше основных. Для товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей схемой преференции Российской Федерации, применяют ставки таможенных пошлин в размере 75 % от основных. Эти ставки называются преференциальными. Для товаров, происходящих из наименее развитых стран – пользователей схемой преференции, – таможенные пошлины не применяются. Перечень развивающихся и слаборазвитых стран – пользователей схемой преференции определяет Правительство РФ в рамках действующей с 1971 года общей системы преференции стран мирового сообщества. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственные фискальные монополии. Фискальные пошлины

 

В финансовой науке фискальные монополии иногда рассматривались в качестве особых разновидностей косвенных налогов. Сущность фискальной монополии состоит в искусственном устранении государством частной конкуренции на определенном сегменте рынка и реализации потребителям некоторых необходимых им услуг и (или) товаров по ценам, превышающим в совокупности расходы на их производство и среднюю норму прибыли. Многие ранее существовавшие фискальные монополии давно ушли в историю, однако и в настоящее время периодически предпринимаются попытки использовать данный инструмент изъятия материальных благ.

Понятие фискальной монополии не следует трактовать широко. Государство может национализировать в публичных интересах целые отрасли промышленности. Такие процессы неоднократно имели место в различных европейских странах после Второй мировой войны: национализация угольных предприятий в Великобритании, авиационных компаний во Франции и т. д. Но сам факт государственного господства в определенном секторе экономики еще не создает фискальной монополии. Если концентрация в публичной собственности дорог федерального значения, железнодорожного или авиационного транспорта, почты могут быть обусловлены исключительно соображениями общественной пользы, публичного интереса, то существование фискальной монополии диктуется более узкими целями — обеспечением устойчивых доходов фиску.

Известный итальянский ученый Ф. Нитти еще в начале XX в. предлагал классифицировать все существовавшие в соответствующий периодфискальные монополии (регалии) на три вида: 1) регалии на предметы необходимого потребления; 2) регалии на предметы второстепенного потребления (табак, алкоголь и т. п.); 3) регалии на спекуляции (лотереи и т. п.) - Первый вид фискальной монополии, представляющий собой косвенный налог, падающий на наиболее необеспеченные слои населения, давно считается неприемлемым способом распределения публичных расходов и в современном мире практически не встречается. Установление фискальных монополий в сфере производства табака и алкоголя и иных подобных товаров, отличающихся высокой доходностью, всегда представляет повышенный интерес для государства. Так, несколько веков «питейная» монополия существовала в Российской империи, в советский период доходы от реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции также составляли весомую долю в доходах союзного бюджета. В последние годы на территории многих субъектов РФ предпринимались попытки введения систем обязательной проверки качества всей производимой и ввозимой алкогольной продукции с одновременной принудительной возмездной реализацией собственникам различного рода «специальных марок», «регистрационных марок», «защитных знаков» и т. д. Анализ нормативно-правовых актов некоторых субъектов РФ показал, что введенные ими институты имеют признаки фискальных монополий, т. е. скрытых косвенных налогов.

Третий  вид монополий весьма активно использовался в советский период. В связи с этим доходы от проведения лотерей нередко рассматривались как самостоятельная разновидность неналоговых доходов, наряду с государственной пошлиной и таможенными доходами. Однако, строго говоря, данный вид взиманий нельзя отнести к фискальной монополии при условии, что частные лица не принуждаются к участию в лотерее (приобретению лотерейных билетов).

Все перечисленные  выше формы установления скрытых  фискальных взиманий объединяет то, что  они являются недопустимыми способами  ограничения прав и свобод индивидуумов и их объединений, зачастую ведут  к скрытому несправедливому налогообложению, деструктивно влияют на состояние национальной экономической системы. В связи  с этим налогово-правовое регулирование  данных отношений осуществляется совместно  с другими правовыми отраслями  путем установления общего запрета: ч. 4 ст. 75 Конституции РФ запрещает  размещение принудительных государственных  займов; Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 180-ФЗ) «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» ограничивает эмиссионные  права Банка России; ст. 7 Закона РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» может  быть использована для предотвращения формирования фискальных монополий. В  то же время было бы также целесообразно  разработать механизм возмещения в  гражданско-правовом порядке (специальную  процедуру, учитывающую специфику  отношений) прямого ущерба, причиняемого широкому кругу лиц при незаконном установлении скрытых фискальных взиманий (в том числе в вышеперечисленных  формах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоговая система - один из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает  главным инструментом воздействия  государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального  и экономического развития. Поэтому  необходимо, чтобы налоговая система  России была адаптирована к новым  общественным отношениям, соответствовала  мировому опыту.

В новой  налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права  и ответственность соответствующих  уровней управления (Федерального и  территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих  Федеральных налогов, предусмотренное  законодательством, позволило более  полно учесть разнообразные местные  потребности и виды доходов для  местных бюджетов.

И все  же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым  условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т.д. несомненно, играет отрицательную  роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям  как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы  на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора  на чисто фискальную функцию налоговой  системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой  системы. Предложений же о принципиально  иной налоговой системе, соответствующей  нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую  систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет.

Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению  в нашей экономике и еще  больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему  страны.

Список использованных источников

 

1. Налоговый  Кодекс Российской Федерации,  часть 1 и 2, М.:Эксмо,   2007г.

2. Журнал  «Бухгалтерский учет» № 11, Институт  профессиональных  бухгалтеров России, ноябрь 2006г.

3. Агафонова  М.Н. «Налог на прибыль в  схемах, таблицах и примерах»,  М.:Бухгалтерский учет, 2003г.

4. Алдарин А.Р. «Налоги», словарь - справочник, М.: Инфра,2005г.

5. Александров  И.М. «Налоги и налогообложение», М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004г.

6. Аронов  А.В. «Налоги и налогообложение», М.: Экономистъ, 2004г.

7. Дмитриева Н.Г. «Налоги и налогообложение» Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005г.

8. Иванова Н.Г. «Налоги и налогообложение», М.:Питер,2004г.

9. Кожинов В.Я. «Налоговый учет», М.:Кнорус, 2004г.

10. Куликова Л.И. «Налоговый учет», М.:Форум-Инфра, 2003г.

11. Лукаш Ю.А. «Как снизить платежи по налогам», М.: Дело и Сервис, 2007

12. Миляков Н.В. «Налоги и налогообложение», М.: Кнорус, 2006г..

13. Петров  А.В. «Налоги и налогообложение», М.:Юрайт, 2005г.

14. Ходов  Л.Г. «Налоги и налогообложение», М.: Форум-Инфра, 2002г.

15. http://www.tamognia.ru

16. http://www.vneshmarket.ru

17. www.akdi.ru

18. www.nalog.ru

1 Первоначальная ставка налога в 10% от полученных доходов.


Информация о работе Рост фискального значения косвенных налогов на современном этапе