Рост фискального значения косвенных налогов на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании механизма реализации фискальной функции косвенных налогов и разработке на его основе концептуальных положений по реформированию косвенного налогообложения в России. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих основных задач:
теоретического переосмысления сущности и функций налогов;
изучения социально-экономической природы косвенных налогов;
обобщения российского (в т.ч. исторического) и зарубежного опыта косвенного налогообложения;
анализа фискального значения и механизма взимания косвенных налогов на современном этапе;
поиска направлений реформирования и разработки предложений по совершенствованию косвенной формы налогообложения.

Содержание

Введение

Исторические этапы развития косвенного налогообложения в мире

Роль и значение косвенных налогов в экономике

2.1 Значение налога на добавленную стоимость (НДС) в развитых странах

2.2 Акцизное налогообложение

2.3 Экономическое и торгово-политическое значение таможенных пошлин

Государственные фискальные монополии. Фискальные пошлины

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

налоговые системы зарубежных стран.docx

— 76.89 Кб (Скачать документ)

В Италии, Франции, Германии, некоторых других странах важное место занимает вторая группа местных налогов, которые  взимаются в качестве надбавок к  общегосударственным. Например, в Италии это надбавки к поземельному и сельскохозяйственному налогам. В Германии подоходный налог распределяется так: по 42,5% в федеральный бюджет и в бюджет Земли и 15% - в местные бюджеты. Налог с корпораций делится поровну (по 50%) между федеральным центром и Землей. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами, но 50 % поступлений перечисляется в бюджеты Земли и федеральный. Налог с продаж также распределяется по различным уровням. Но в данном случае пропорции могут быть самыми различными. Этот налог выступает как регулирующий, за его счет идет выравнивание финансового положения Земель при формировании текущих бюджетов. Каждые 2-3 года финансовые органы федерального правительства и Земель проводят переговоры о распределении налога с продаж. В 1991 г. его ставка - 14%, но на отдельные товары ниже (до 7%).

В то же время почти во всех странах местные органы управления не имеют права налоговой инициативы. Виды налогов утверждаются центральным правительством (в США - это прерогатива штатов), а вопрос о ставках решает города. В некоторых странах центральное правительство формально разрешает местным органам самим устанавливать налоги. Но в этом случае оно оставляет за собой контроль за их ставками и суммами.

Самостоятельным звеном местных финансов являются финансы  предприятий, подчиненных муниципалитетам. Обычно это предприятия транспорта, энергетического хозяйства, водоснабжения, жилищного хозяйства, водоочистные и канализационные сооружения, дорожные предприятия. В местных бюджетах учитываются только доходы или убытки от их деятельности и лишь в отдельных  странах включаются валовые доходы, а в расходную часть бюджета - все затраты на их текущую деятельность. Прибыльными являются, как правило, морские и воздушные порты, энергетические хозяйства, водоснабжение. Но прибыль  соответствующих предприятий обычно не изымается в городской бюджет, а используется на их собственное  развитие. В бюджете же городов  она просто учитывается. Убыточными отраслями почти повсеместно  становятся городской пассажирский транспорт, служба благоустройства.

Итак, можно  сделать следующие выводы:

1) Система  налогообложения в России в  своём формировании прошла несколько  этапов:

I этап (IX - XVII вв.) характеризуется введением  прямого налога или дани, собираемой  с населения. Со второй половины XVII в. налоги и сборы стали  взиматься в денежной форме.

II этап  включает в себя налоговые  реформы Петра I (XVIII в.). Главным  изменением в системе прямых  налогов был переход от подворного  налога к подушной подати, которая  представляла собой вид прямого  личного налога, взимаемого с  «души» в размерах, независимых  от величины имущества и дохода. С конца XVIII в. подушный налог  становится главным доходом государства,  на него приходилось свыше  50% всех доходов.

III этап - налоговые реформы XIX - начала XX вв. при Александре I (1777 - 1825) вносятся  крупные изменения в части  таких налогов, как оброчные  сборы, пошлины с наследств,  горная подать, гербовый сбор, введены  новые сборы (процентный сбор  с доходов от недвижимого имущества), реформируется система организации  сбора налогов.

IV этап - налоговые реформы СССР. 8 ноября (26 октября) 1917 года учреждается Народный  комиссариат финансов, в обязанность  которого входит контроль за  поступлением и взиманием налогов.  Одними из первых вводятся  прямые налоги (на прибыль предприятий  и доходы от личных промыслов), затем объявляется введение чрезвычайного  единовременного 10-миллиардного  революционного налога на нужды  революционного строительства и  оборону страны, который устанавливается  для богатой части городского  населения и зажиточных крестьян. Существенные изменения в налоговом законодательстве СССР произошли в годы Великой Отечественной войны, появились налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, подоходный налог с физических лиц, сельскохозяйственный налог, государственная пошлина и др. С принятием 30 июня 1987 г. Закона СССР «О государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет, формируется правовая база для введения налогов с индивидуальных предпринимателей. С этого времени была признана целесообразность отчислений платежей в бюджет в форме налогов.

V этап - налоговые реформы Российской  Федерации (1990 - начало XXI в). В этот  период вносятся изменения в  законодательство, устанавливающие  новый порядок налогообложения  физических лиц, принимается целый  ряд законов, касающихся земельного, дорожного налога.

2) Современная налоговая политика государств с рыночной экономикой имеет цели, ориентированные на следующие основные требования:

  1. налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными;
  2. налоговая система должна служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;
  3. налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;
  4. порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

5. обсуждение  проектов законов о налогообложении  должно носить открытый и гласный  характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль и значение косвенных  налогов в экономике

 

В условиях перехода на рыночные механизмы  основными доходами бюджетной системы  в Российской Федерации, как и  в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги и сборы.

Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной  системы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных  образований, и поступающий им в  заранее установленных законом  размерах и в определенные сроки.

Систему налогов, поступающих в  бюджеты разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых  ставок, по использованию и т.д. Исходя из объектов обложения, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика. Группу прямых налогов образуют налог  на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество  и другие.

Косвенные налоги – взимаются в  виде надбавки к цене товара, с оборота  реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, налог  на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

При косвенном налогообложении  субъектом денежных отношений становится продавец товара или услуги, выступающий  посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку  косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны  и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Преимущества косвенных налогов  связаны в первую очередь с  их ролью в формировании доходов  бюджета.

Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась  реализация - проводится перечисление налога в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.

Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления  и услуги, то достаточно высокой  есть вероятность их полного или  почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров  и услуг невозможно, так как  без этого невозможна сама жизнь.

В-третьих, потребление более-менее  равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают  напряжение в межрегиональном распределении  доходов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных  налогов возникают трудности  в сбалансировании местных бюджетов.

В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности  и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для  развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для  акцизного налогообложения.

В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании  государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт  и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение  размеров его потребления. Такое  регулирование должно быть гласным  и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают  с интересами общества.

С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано  с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в  разных базах налогообложения: прибыли  или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления  – при косвенном. Известно, что  экономическое развитие всех без  исключения стран имеет циклический  характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения  экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и  уменьшение базы налогообложения, что  приводит при неизменных ставках  к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов  является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем  база косвенных.

С точки зрения влияния на экономическое  развитие косвенные налоги традиционно  связывают с их влиянием на цены.

Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние  на общий уровень цен, чем больший  объем производимых в стране товаров  они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют  о том, что введение косвенных  налогов или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому, как свидетельствует зарубежный опыт, их пытаются вводить только в  период экономической стабильности.

         При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в меньшей степени затрагивают прибыль предприятий, которая является одним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощью государство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, если израсходует средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели.

 

 

  • Значение налога на добавленную стоимость (НДС) в развитых странах
  •  

  •          Налог на добавленную стоимость  (НДС)— налог, которым облагается  вклад предприятия (фирмы) в  рыночную ценность производимого  ею товара или услуги. Вследствие  такого способа обложения суммарный  налог на каждое потребляемое  благо или услугу собирается  на всех стадиях производства. В этом смысле НДС является  не столько особым видом налога, сколько способом сбора налоговых  платежей. В зависимости от того, как трактуется амортизация (износ  основного капитала), НДС оказывается  эквивалентным пропорциональному  подоходному налогу (income value added, IVA), налогу на потребление (consumption value added, CVA), или на конечный продукт, или на валовую добавленную стоимость (gross value added, GVA). Более того, в своей разновидности налога на потребление НДС, если он существует достаточно долгое время, приближается к пропорциональному налогу на заработную плату. Эти утверждения об эквивалентности справедливы, только если НДС применяется в чистой форме. Однако соображения, имеющие политический характер или связанные с налоговым администрированием, делают наиболее вероятным отклонение от чистых форм налога. В той степени, в какой это имеет место, НДС становится особой разновидностью налога. Этот факт приобретает особое значение в случае введения НДС региональными правительствами в рамках конфедерации.

             Налог на добавленную стоимость  взимается на всей территории  РФ, формирующим государственный  бюджет и обязательным для  уплаты всем участникам рынка,  за исключением выделенных в  особые группы освобождающихся  и льготников.

             Основным законодательным актом,  регулирующим обложение налогом  на добавленную стоимость, является  Налоговый Кодекс РФ.

            В законодательстве РФ налог  на добавленную стоимость представляет  собой форму изъятия в бюджет  части добавленной стоимости,  создаваемой на всех стадиях  производства и определяемой  как разница между стоимостью  реализованных товаров, работ  и услуг и стоимостью материальных  затрат, отнесённых на издержки  производства и обращения.

    Информация о работе Рост фискального значения косвенных налогов на современном этапе