Рост фискального значения косвенных налогов на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании механизма реализации фискальной функции косвенных налогов и разработке на его основе концептуальных положений по реформированию косвенного налогообложения в России. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих основных задач:
теоретического переосмысления сущности и функций налогов;
изучения социально-экономической природы косвенных налогов;
обобщения российского (в т.ч. исторического) и зарубежного опыта косвенного налогообложения;
анализа фискального значения и механизма взимания косвенных налогов на современном этапе;
поиска направлений реформирования и разработки предложений по совершенствованию косвенной формы налогообложения.

Содержание

Введение

Исторические этапы развития косвенного налогообложения в мире

Роль и значение косвенных налогов в экономике

2.1 Значение налога на добавленную стоимость (НДС) в развитых странах

2.2 Акцизное налогообложение

2.3 Экономическое и торгово-политическое значение таможенных пошлин

Государственные фискальные монополии. Фискальные пошлины

Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

налоговые системы зарубежных стран.docx

— 76.89 Кб (Скачать документ)

         НДС охватывает все стадии  производства и продажи продукции,  включая стадию розничной торговли. Однако это совсем не обязательно.

         Налог на добавленную стоимость  на стадии оптовой торговли - это  промежуточный этап распространения  его на последующие стадии  движения товаров. НДС в сфере обрабатывающей промышленности и импорта - наиболее распространенное явление, позволяющее развивающейся экономике взимать аналог по принципу возрастающей стоимости и способствовать приспособлению торговой сферы к системе зачета. Поскольку в большинстве случаев мелкий бизнес освобождается от налога, то "де-факто" НДС становится налогом в основном на импорт и крупный бизнес в промышленности.

         Сборщиком НДС является каждый  продавец на протяжении всей  цепи движения товара до момента  акта продажи (НДС добавляется  к продажной цене товара, но  указывается отдельно). Из выручки  он вычитает НДС, который был  уплачен при покупке товаров.  Разница между этими налогами  выплачивается государству.

         Смысл компенсации (зачета) НДС  состоит в том, чтобы на каждой  стадии производства облагать  данным налогом сумму заработной  платы, процентов, ренты, прибыли  и других факторов производства .Продавец не несет никакого экономического бремени при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена им поставщикам (система зачета).Смысл этого механизма состоит в том, чтобы переложить налог на конечного потребителя. Последний выплачивает этот налог в форме части конечной продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его. Поэтому НДС является налогом на потребление, бремя которого несет конечный потребитель.

         В отличие от прочих видов  налога с оборота НДС позволяет  государству получать часть доходов  на каждой стадии производства  и распределения. При этом конечные  доходы государства от этого  налога не зависят от количества  промежуточных производителей.

         Основной функцией НДС является - фискальная (распределительная), т.  е. реализуется главное назначение  данного налога - формирование финансовых  ресурсов государства (в среднем  НДС формирует 13,5% бюджетов стран,  где он применяется). При этом  для НДС характерен ряд свойств:

. фискальное - как было сказано, пополнение  государственной казны;

. регулирующее, осуществляемое через налоговый механизм;

. стимулирующее, осуществляемое через систему льгот и предпочтений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Акцизное налогообложение
  •  

  • Акцизы являются налогами, налагаемыми  на специальный перечень товаров. Товары, облагаемые акцизами, обычно обладают общей характерной чертой: спрос  на эти товары малоэластичен по отношению  к уровню дохода. Акцизы были одним  из первых налогов вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для его взимания. Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы на единицу продукции, эта мера дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

    Переходная экономика может  выиграть от рациональной организации  акцизных схем, поскольку налог может  выступать значительным источником налоговых поступлений на ранних этапах переходного периода. Организация  системы акцизов относительно проста и может дать налоговому ведомству  и его сотрудникам значительный опыт по работе с товарами, сделки с  которыми осуществляются в рамках рыночной экономики. Такой опыт поможет заложить основу более сложных методов  аудита и контроля, необходимых для  работы с НДС и подоходным налогом. Таким образом, акцизы могут обеспечить как доходы, помогающие справляться  с трудностями переходного периода, пока экономика развивается, так  и помочь налоговому ведомству перейти  на новые, более сложные методы налогообложения.

    В дополнение, существуют определенные выгоды от обложения акцизами определенных товаров, считающихся вредными, или  ассоциирующихся с негативными  побочными явлениями. Налогообложение  может отчасти воспрепятствовать  потреблению потенциально опасных  товаров, таких как табачные изделия  и алкоголь, а также, например, бензина  и горючего, потребление которых  связанно с загрязнением атмосферы. Такие косвенные выгоды могут  стать побочным результатом налога, однако большинство акцизов вводятся, как это и должно быть, для получения  налоговых поступлений.

    Для достижения этой цели акцизы должны быть просты как в организации, так  и в применении, что достигается  за счет поддержания минимального перечня  подакцизных товаров. В настоящее  время большинство стран ограничило список подакцизных товаров табаком, алкоголем и определенным ассортиментом  нефтепродуктов. Доходы от этих товарных групп высоки, круг их производителей относительно узок и большинство товарных категорий четко определены. Во-вторых, ставки налога не должны быть слишком высоки. Страны с переходной экономикой имеют относительно открытые границы, и контрабанда может стать проблемой в случае, если местные акцизы значительно выше соответствующих налоговых ставок в соседних странах. Нелегальное производство, в особенности кустарное производство алкогольных товаров, может возрасти, если ставки акцизов слишком высоки. Подобное производство имеет тенденцию снижать выгоды для общественного здоровья, которые предусматривались как одно из следствий введения налога. В-третьих, налог должен взиматься как можно раньше в цепочке начисления добавленной стоимости. Акциз должен взиматься либо в момент импорта, либо производства (или отгрузки).

    Два других фактора являются отличительной  чертой современных акцизов. Во-первых, налог начисляется либо на стоимость, либо на единицу продукции, с поправкой  на инфляцию. Налог в процентах  от стоимости сложно применять на стадии производства, из-за трудности  расчета заводской цены на момент отгрузки. Эта проблема может быть решена с использованием справочных рыночных цен, когда налог на стоимость  рассчитывается на основе этой цены, после  чего по этому результату рассчитывается стоимость единицы продукции  и взимается налог на стадии производства. Другим удовлетворительным вариантом  может быть взимание налога с единицы  продукции с поправкой на инфляцию в случаях, когда относительные  цены изменяются незначительно, а инфляция высока. Во-вторых, методы налогообложения  добавленной стоимости используются для кредитования акцизов, уплаченных на ресурсы, использованные для производства подакцизной конечной продукции, например, крепленых вин. Иными словами, следует  избегать каскадной схемы акцизов, и использовать методы аналогичные  НДС, обеспечивая тем самым взимание акциза как налога только на конечную продукцию.

    Суммируя вышесказанное, следует  отметить, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений  в переходный период. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного  периода, благодаря относительной  легкости их сбора и четкому определению  налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению  к личным доходам, и поэтому бюджетные  доходы стабильны даже в первоначальных экономических циклах, которые могут  возникнуть в переходный период. Следует  также отметить, что относительная  неэластичность акцизов по отношению  к доходам вызовет падение  относительной важности акцизных доходов  с началом экономического роста.

    Ключевым направлением реформирования акцизного налогообложения могут  стать следующие: решение проблемы территориальности при уплате налога с подакцизных товаров, ввозимых из стран СНГ и вывозимых из России в страны СНГ, установление автоматической индексации специфических ставок акцизов, изменения принципа авансового платежа  с использованием акцизных марок  по некоторым видам подакцизных  товаров, установление дифференцированного обложения люксовых товаров. Также в этой главе будут рассмотрены вопросы реформирования определения плательщиков акцизов, способов уплаты и контроля за уплатой акцизов, особенностей акцизного налогообложения некоторых видов подакцизных товаров.

    Определение плательщика  акцизов. Акцизы по таким товарам, как: табачные изделия, спирт, алкогольная продукция, пиво, автомобильный бензин; целесообразно взимать на стадии производства. Причем учитывая специфический характер ставки акциза по данным товарам, контролю должны подлежать лишь объемы производства. Особый случай может представлять взимание акцизов с автомобилей. Ввиду специфичности данного товара; необходимости оформления разрешения на пользование, может быть признано целесообразным взимать акциз в момент регистрации, непосредственно с владельца.

    Принцип взимания акцизов на некоторые  виды минерального сырья (нефть, включая  газовый конденсат, природный газ) предполагается оставить без изменений; налог взимается с предприятий  осуществляющих их добычу или с их транспортировщиков. Исключение составляют предприятия, добывающие подакцизные  виды минерального сырья на условиях раздела продукции, если уплата акциза является частью соглашения.

    По импортным подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию России, кроме автомобилей, акциз необходимо взимать с лица, осуществляющего  импорт подакцизного товара, одновременно с таможенными пошлинами и  НДС. В случае импорта подакцизных  товаров, маркированных акцизными  марками, ранее приобретенных в  счет авансового платежа для зачета уплаченного с их помощью налога.

    Принцип территориальности  при акцизном налогообложении. Применения акцизов к товарам, импортируемым из или вывозимым в страны дальнего зарубежья, соответствует общепринятому в мире порядку и не требует реформирования (кредитование; в случае экспорта, и взимание в полном объеме по установленным ставкам; в случае импорта). Значительную проблему представляет взимание акцизов с товаров, происходящих или ввозимых, а также экспортируемых на территорию стран-участниц Таможенного Союза, ввиду отсутствия таможенного контроля на границах.

    Наиболее эффективным, с фискальной точки зрения, решением данной проблемы может являться расторжение договора о Таможенном Союзе, однако в силу определенных политических причин, его  принятие представляется практически  невозможным. В этой связи целесообразно  рассмотреть иные формы решения  данной проблемы.

    При существующем ныне положении с  налогообложением товаров, ввозимых с  территории стран СНГ и в еще  большей степени стран ;участниц таможенного союза, основной задачей реформирования акцизного налогообложение акцизов должна служить, во-первых, унификация ставок таможенного тарифа, ставок акцизов на подакцизные товары, во-вторых, совершенствование контроля за происхождением товаров.

    Первый принцип; унификация ставок; позволит избежать такого способа занижения  налоговых обязательств, как выбор  страны с наименьшим законодательно установленным совокупным налоговым  бременем для импорта подакцизных  товаров, с целью ее дальнейшего  ввоза на территорию России. В большей  степени, подобное решение зависит  от политической воли руководства стран  ;участниц таможенного союза. В качестве же промежуточного варианта, может быть использован такой способ, как взимание налогового платежа с товаров, ввозимых из дальнего зарубежья, по максимальным ставкам, применяемым в одной из стран Таможенного Союза с дальнейшим возмещением разницы между уплаченным налогом и налоговым обязательством, которое должно было быть уплачено в стране назначения, в момент использования подакцизного товара в производстве, выпуску в свободное обращение или достижения специальных территорий (таможенных или налоговых складов) в стране назначения. При этом должна быть налажена взаимосвязь между налоговыми и таможенными органами стран ;участниц Таможенного Союза.

    Контроль за происхождением товаров  необходим для устранения таких  негативных моментов, возникающих при  налогообложении товаров, как перепродажа  товаров, фактически произведенных за пределами стран- участниц Таможенного Союза. В данном случае возможно установление строгих правил определения степени переработки подакцизных товаров, при которой данный товар может считаться произведенным на территории страны - участницы Таможенного Союза.

    Ставки акцизов. В условиях слабой налоговой дисциплины и стремлении налогоплательщиков занизить налоговые обязательства, легальными и нелегальными путями, приоритетным направлением реформирования налоговой системы должно являться установление наиболее простых принципов налогообложения, позволяющих в максимальной степени ограничить возможности уклонения от налогообложения. В частности, это предусматривает переход, где это возможно, от расчета суммы налога в процентах от налогооблагаемой базы, то есть адвалорной ставки, к расчету суммы налога в зависимости от объема произведенного товара на основе специфической ставки. Наиболее показательным, в данном случае, являются акцизы, где установление четких правил расчета налога может в значительной степени снизить потери бюджета от занижения налоговой базы налогоплательщиками.

    Информация о работе Рост фискального значения косвенных налогов на современном этапе