Региональные и местные налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание

Система налогового планирования рассматривается как единство двух подсистем: государственного налогового планирования, имеющего целью формирование доходной базы федерального и территориального бюджетов, и налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов как элемента финансового менеджмента. Очевидно, что эти подсистемы имеют разнонаправленные цели: в первом случае налоговое планирование ориентировано на максимальный уровень изъятия налогов в бюджет, а во втором – в основном, на минимизацию налогов с целью сокращения реальных издержек предприятия.

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 55.43 Кб (Скачать документ)

     1 Налоговое планирование в организации

     Система налогового планирования рассматривается  как единство двух подсистем: государственного налогового планирования, имеющего целью  формирование доходной базы федерального и территориального бюджетов, и налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов как элемента финансового менеджмента. Очевидно, что эти подсистемы имеют разнонаправленные цели: в первом случае налоговое планирование ориентировано на максимальный уровень изъятия налогов в бюджет, а во втором – в основном, на минимизацию налогов с целью сокращения реальных издержек предприятия.

     Налоговое право базируется на ряде принципов, одним из которых является принцип обязательности элементов налогообложения. То есть при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

     Налог считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

     В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о  налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования плательщиком.

     При установлении специальных налоговых  режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в особом порядке, предусмотренным НК РФ. К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

     Объект  налогообложения большинства федеральных  налогов с организаций так или иначе связан с операциями реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав. Налоговый кодекс РФ определяет круг тех операций, которые относятся к понятию реализации либо не имеют к нему отношения. Определение налоговой базы по основным федеральным налогам связано со стоимостной оценкой объекта налогообложения. В условиях активной деятельности организаций по налоговому планированию в налоговом законодательстве всегда присутствовали меры, направленные на защиту государства. В 90-х гг. было широко развито понятие стоимостной оценки объекта обложения, заключающееся в формулировке: «но не ниже себестоимости». В Налоговом кодексе РФ сделан новый шаг в этом направлении – в ст. 40 НК РФ установлено, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, т.е. договорная цена.

     Однако  в НК РФ определены и исключения из общего правила, а именно установлен круг операций, на который направлены меры налогового администрирования с целью недопущения занижения налоговой базы. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность цен по сделкам:

  1. между взаимозависимыми лицами;
  2. по товарообменным (бартерным) операциям;
  3. при совершении внешнеторговых сделок;
  4. при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщикам по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

     Налоговым законодательством предусмотрен и  случай невозможности определения  соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены. Налогоплательщик может использовать метод цены последующей реализации либо затратный метод.

     1.1 Понятие и функции налогов

     Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

     Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким  образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

     Выделяют  четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

     Фискальная  функция – собственно изъятие  средств налогоплательщика в  бюджет. Данная функция – суть, основная функция налогообложения. Именно посредством  фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета  для выполнения общегосударственных  и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции  реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

     Распределительная функция налогов выражает их сущность как особо централизованного  инструмента распределительных  отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Туже цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

     Регулирующая  функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

    1. стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);
    2. дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.
    3. Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство эксплуатируемых ресурсов.

     Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль над источниками доходов и направлениями расходования средств.

     1.2 Возможности и значение налогового планирования в организации

     Налоговое планирование в странах с рыночной экономикой является важной составной частью финансовой деятельности организации. Это обусловлено, с одной стороны, внутренними причинами: стремление хозяйствующих субъектов к сбережению своих доходов, сокращению расходов, в том числе расходов на уплату налогов; расширением коммерческой и производственной деятельности без привлечения внешних, заемных источников финансирования; обострением рыночной конкуренции и стремлением предприятий выжить, не допустить банкротства. С другой стороны существует внешняя причина использования налогового планирования в управлении финансами, состоящая в предоставлении государством определенных общих и специальных налоговых льгот в целях стимулирования той или иной сферы производства, группы налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития регионов, территорий.

     Налоговое планирование и финансовое управление в организации объединяет главная цель – обеспечение условий для извлечения максимальной прибыли, повышения эффективности функционирования организации.

     Поскольку налоговое планирование может активно  влиять на формирование финансовых результатов деятельности организации при принятии многих управленческих решений, задача налогового планирования заключается в анализе всех наступающих налоговых последствий на основе вариантности (т.е. разработке альтернативных вариантов или версий) и оценке степени их влияния на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Налоговое планирование, направленное на оптимизацию налогообложения, предполагает выявление резервов налоговой экономии. Однако налоговая экономия не должна быть самоцелью. Особенно это опасно при планировании платежей по налогу на прибыль. У некоторых налогоплательщиков преобладает логика: чем больше расходы, тем меньше налог на прибыль. Но при этом сокращается и прибыль, находящаяся в распоряжении организации.

     Целесообразно, чтобы оптимизация налогов была ограничена целевой функцией – максимум прибыли, остающейся в распоряжении организации, так цель любого бизнеса  – получение прибыли.

     Следует отметить широко известные рекомендации специалистов: налоги не должны занимать доминирующую позицию в принятии предпринимательских и управленческих решений хозяйствующими субъектами, не должны существенно менять философию бизнеса. Однако на практике налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, оказывают заметное влияние на принятие стратегических и тактических решений.

     1.3 Этапы налогового планирования

     Налоговое планирование – сложный, многофакторный процесс, состоящий из определенных этапов.

     Стратегическое  налоговое планирование представляет собой механизм, позволяющий хозяйствующему субъекту определить основополагающие условия своего функционирования на отдаленную перспективу с точки зрения оптимизации налогообложения.

     Все принципиальные для организации  моменты, такие как: цели и задачи, сферы производства и обращения, направления деятельности, организационно-правовая форма и форма собственности, структура и степень ее сложности, местоположение и т.д., напрямую связаны с налогообложением. Выбор того или иного варианта влечет за собой различные налоговые последствия. От того, как будет организовано предприятие, какие формы и направления деятельности оно выберет, очень существенно зависит уровень налогообложения, а значит, формирование финансовых результатов и перспективы дальнейшего развития. Стратегическое налоговое планирование определяет основные направления и принципы налоговой политики хозяйствующего субъекта и носит длительный характер.

     На  этапе стратегического планирования целесообразно формировать так  называемое налоговое поле организации, на основании которого в дальнейшем составляются и среднесрочные, и текущие планы налоговых платежей, налоговые календари и все другие элементы налогового планирования.

     Налоговое поле представляет собой информационную налоговую базу, включающую перечень налогов, подлежащих уплате хозяйствующим  субъектом исходя из осуществляемых им видом деятельности, статуса, места (региона) расположения, наличия структурных подразделений; размеров ставок, источников исчисления налогов, видов и размеров налоговых льгот, сроков уплаты и получателей налоговых платежей. Это основная информационная база для дальнейшего налогового планирования, отражающая все параметры начисления и уплаты налогов в соответствии с выбранными условиями функционирования хозяйствующего субъекта, его стратегической политикой.

     Оперативное налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущей деятельности организаций и направленных на регулирование уровня налоговой нагрузки. Оперативное налоговое планирование имеет средне- или краткосрочный характер и базируется на условиях хозяйствования и налогообложения хозяйствующего субъекта, определенных на уровне стратегического налогового планирования.

     Оперативное планирование осуществляется по трем основным этапам:

    1. расчет, анализ и управление налоговыми базами по группам налогов, объединенных по тем или иным признакам;
    2. обоснование средне- и краткосрочных планов налоговых платежей;
    3. оценка эффективности оперативных налоговых органов.

     На  первом этапе оперативное налоговое  планирование включает в себя оценку последствий направления инвестиций организации, размещения ее прибыли и активов и определение наиболее рациональных путей.

     На  втором этапе на основе расчета налоговых  баз составляются конкретные планы налоговых платежей, налогового календаря.

 

     2 Федеральные налоги и сборы

     Состав  налогов, оплачиваемых предприятием, определяется законом РФ "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации". В соответствии с этим законом  с предприятий взимаются федеральные, республиканские и местные налоги.

Информация о работе Региональные и местные налоги и сборы