Проблемы эффективного налогообложения доходов физических лиц, а также пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических, методологических и практических основ налогообложения доходов физических лиц.
Исходя из поставленной цели работы при написании курсовой работы ставились следующие задачи:
- ознакомиться с историей развития налогообложения доходов физических лиц;
- охарактеризовать сущность и значение налогообложения доходов физических;
- изучить действующую систему исчисления и взимания налогов на доходы физических лиц;
- определить основные направления совершенствования налогообложения доходов физических лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 5
1.1 История развития налогообложения доходов физических лиц 5
1.2 Общая характеристика налогообложения доходов физических лиц 6
1.3 Сущность и значение налогообложения доходов физических лиц в Республике Беларусь 8
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 12
2.1 Подоходный налог 12
2.1.1 Плательщики о объект налогообложения…………………………...12
2.1.2 Доходы, не подлежащие налогообложению 16
2.1.3 Ставки и исчисление налога 20
2.1.4 Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами по месту основной работы (службы, учебы) в течение календарного года 21
2.1.5 Налогообложение доходов, получаемых не по месту основной работы (службы, учебы) в течение календарного года 25
2.1.6 Налогообложение доходов иностранных граждан, лиц без гражданства 26
2.1.7 Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности 28
2.1.8 Налогообложение других доходов 30
2.1.9 Особенности налогообложения отдельных доходов 32
2.2 Налог на недвижимость 34
2.3 Платежи за землю 37
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВ НА ДОХОДОЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 41
3.1 Основные направления совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц………………………………………………………41
3.2 Меры реформирования системы налогообложения физических лиц в Республике Беларусь…………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

     В случае, если до конца календарного года получение дохода не предполагается (прекратился источник дохода либо получение дохода носило разовый характер), в декларации указывается нулевой предполагаемый доход и исчисление налога производится из фактического дохода согласно представленной декларации. Уплата налога производится через месяц после вручения платежного извещения на уплату налога. [5, с.83] 

     2.1.9 Особенности налогообложения  отдельных доходов 

     К особым доходам, имеющим специфику  в налогообложении, относятся:

     - доходы, получаемые физическими лицами в виде дивидендов по акциям, а также доходы, получаемые при распределении прибыли (дохода) юридического лица, в том числе в виде процентов на вклады физических лиц в уставном фонде (имуществе); указанные виды доходов облагаются налогом по ставке 15 % при их выплате;

     - суммы авторских вознаграждений, выплачиваемых юридическими лицами и предпринимателями наследникам авторов и наследникам лиц, являвшихся субъектами смежных прав, повторно (неоднократно); налог взимается в размере 40 % при выплате вознаграждения;

     - доходы физических лиц, образующиеся в результате ликвидации или реорганизации юридических лиц, а также в результате изменения доли (пая) физического лица; исчисление налога производится по ставке 15 % при выплате указанных до ходов. При этом указанные доходы подлежат налогообложению в части их превышения над обложенными налогом дохода ми физического лица, использованными им на создание (приобретение) доли (пая) в уставном фонде юридического лица посредством внесения вклада, паевого взноса, приобретения акций;

     - выплата налога не имеет места в случае, если доля (вклад, пай) физического лица в уставном фонде (имуществе) реорганизуемого юридического лица направляется на формирование уставного фонда вновь образующегося юридического лица, учредителем (участником), собственником имущества которого является это физическое лицо;

     - доходы, выплачиваемые за выполнение общественных обязанностей в избирательных комиссиях, комиссиях по референдуму и комиссиях по проведению голосования об отзыве депутата; налог взимается в размере 15 % при выплате указанных доходов;

     - выданные физическим лицам ссуды, займы, кредиты (кроме выданных лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на строительство или приобретение жилых помещений) юридическим лицам (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций).

     Налог исчисляется по шкале ставок. При  этом уплаченный юридическим лицом  за счет собственных средств налог  не уменьшает размера выданных физическому  лицу ссуды, займа, кредита.

     По  мере погашения физическими лицами долга по ссудам, займам, кредитам ранее  уплаченная сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности  по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившим его юридическим лицам. Возврат осуществляется юридическим лицом самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, - в бюджет перечисляется сумма налога, уменьшенная на причитающуюся к возврату. Эти правила не применяются в случае, когда заем имеет характер коммерческого.

     Налог с вышеперечисленных доходов  удерживается источником выплаты и перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем, в котором они были выплачены.

     Указанные доходы в совокупный доход не включаются и декларированию не подлежат. [9, с.229] 
 

      2.2 Налог на недвижимость 
 

     Физические  лица являются плательщиками налога на недвижимость в том случае, если они имеют объекты налогообложения - здания и строения.

     Налогом облагается стоимость принадлежащих  физическим лицам зданий и строений.

     Объекты незавершенного строительства подлежат налогообложению, если их готовность по данным технической инвентаризации составляет более 80 %.

     Не  относятся к объектам налогообложения  стоимость зданий и строений строящихся, по которым объем выполненных работ составляет менее 80 %, самовольно возведенных, аварийных, бесхозяйных.

     Годовая ставка налога на недвижимость со стоимости  жилых зданий, надворных построек, гаражей, принадлежащих физическим лицам, а также зданий и строений, используемых индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, установлена в размере 0,1 %.

     Местным Советам депутатов предоставлено  право увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость, но не более чем в 2 раза.

     Законодательство  Республики Беларусь предусматривает возможность предоставления физическим лицам льгот по налогу на недвижимость. От обложения налогом освобождаются:

     1. Жилые помещения, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, в многоквартирных домах. При наличии у плательщика двух и более жилых помещений освобождению от обложения налогом подлежит только одно жилое помещение по выбору плательщика.

     2. Здания и строения, принадлежащие пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II групп и другим нетрудоспособным физическим лицам (при отсутствии совместно проживающих трудоспособных лиц), не имеющим источников дохода, облагаемых подоходным налогом налоговыми органами. Исключение составляют здания и строения, предназначенные и (или) используемые для осуществления предпринимательской деятельности.

     3. Здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие участникам Великой Отечественной войны и лицам, имеющим право на льготное налогообложение и соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах».

     4. Здания и строения, за исключением  предназначенных и (или) используемых  для осуществления предпринимательской  деятельности, расположенные в сельской  местности и принадлежащие на праве собственности физическим лицам, постоянно проживающим в сельской местности.

     5. Здания и строения (за исключением  предназначенных и (или) используемых для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие военнослужащим срочной службы.

     В соответствии с действующим в Республике Беларусь законодательством, местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы и установленном порядке предоставляют льготы по налогам и сборам, зачисляемым в местные бюджеты. Это означает, что местные Советы депутатов имеют право предоставлять индивидуальные льготы по налогу на недвижимость.

     Исчисление  налога производится инспекциями Министерства по налогам и сборам по месту нахождения зданий и строений по состоянию на 1 января каждого года в период до 1 июня.

     Сумма налога на недвижимость определяется исходя из оценки принадлежащих физическим лицам зданий и строений.

     Заказчиками работ по выявлению и оценке зданий и строений, принадлежащих физическим лицам и не имеющих оценки, выступают местные исполнительные и распорядительные органы.

     При невозможности оценки в качестве объекта налогообложения принимается стоимость аналогичных зданий и строений. В этом случае оценка производится местными исполнительными и распорядительными органами. Результаты проведения оценки представляются инспекциям Министерства по налогам и сборам не позднее 1 апреля.

     Налог на недвижимость исчисляется, начиная  с месяца, следующего за месяцем приобретения физическим лицом здания (строения), т. е. за фактический период пользования.

     Налог на недвижимость физическими лицами уплачивается не позднее 15 ноября.

     Местные Советы депутатов имеют право  устанавливать и изменять сроки  уплаты налога на недвижимость.

     Физические  лица - плательщики налога на недвижимость несут ответственность за несвоевременность его уплаты в бюджет.

     Суммы налогов, не внесенные в установленные  сроки, а также финансовая санкция и пеня за несвоевременное внесение налога взыскиваются налоговыми органами за все время уклонения от уплаты в судебном порядке. [2, с.88] 
 

      2.3. Платежи за землю 
 

     В соответствии с Законом Республики Беларусь «О платежах за землю» все землепользователи (в том числе арендаторы) и собственники земли обязаны платить за землю. Плата за землю призвана не только стимулировать рациональное использование земель, но и обеспечить финансовыми ресурсами мероприятия по землеустройству, повышению качества земель, их охране, социальному развитию территории.

     Плата за землю взимается в формах земельного налога или арендной платы.

     Плательщиками земельного налога являются физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность.

     Объектом  налогообложения выступает непосредственно  земельный участок, находящийся во владении, пользовании либо в собственности. Основополагающим принципом обложения земельным налогом является зависимость размера земельного налога от качества и местоположения земельного участка. В то же время величина земельного налога не зависит от результатов хозяйственной или иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земли.

     Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади.

     Ставки  налога дифференцируются в зависимости  от того, к какой категории земель относится земельный участок, являющийся объектом налогообложения. Ставки земельного налога индексируются в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.

     Размер  земельного налога на земли сельскохозяйственного  назначения (пашни, пастбища, сенокосы, участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями) определяется по данным кадастровой оценки земель.

     При отсутствии кадастровой оценки земли  расчет суммы земельного налога производится по средним ставкам, специально разработанным для отдельных административных районов каждой области.

     В целях стимулирования рационального  использования земли или производства важных видов продукции районные Советы депутатов могут повышать или понижать ставки земельного налога, но не более чем в 2 раза.

     Земельный налог на земельные участки, предоставленные  во владение, пользование и в собственность  в границах населенных пунктов (городов, городских, курортных, рабочих поселков, сельских населенных пунктов), определяются по утвержденным ставкам, дифференцированным но категории городских населенных пунктов, количеству жителей в них, а также по типам размещаемых объектов (действующих или вновь размещаемых).

     Городской, поселковый или сельский Советы депутатов  в пределах своей компетенции  имеют право в зависимости от оценки территории населенных пунктов, стоимости инженерных коммуникаций, доступности участка, его близости к центру населенного пункта, архитектурно-художественной, исторической и ландшафтной ценности застройки и территории, состояния окружающей среды, развитости инфраструктуры и других факторов, увеличивать или понижать ставки земельного налога, но не более чем в 2 раза.

     Законодательство  выделяет особую категорию земель, предоставленных гражданам районными исполнительными и распорядительными органами из земель запаса и земель лесного фонда для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, дачного строительства, традиционных народных промыслов и в случае получения по наследству жилого дома, а также на служебные земельные наделы.

     Земельный налог на такие земельные участки  определяется при наличии кадастровой  оценки земель по ставкам, установленным для земель сельскохозяйственного назначения; при отсутствии кадастровой оценки земель - по средним ставкам, предусмотренным для данного административного района, увеличенным на утвержденные коэффициенты.

Информация о работе Проблемы эффективного налогообложения доходов физических лиц, а также пути его совершенствования