Проблемы эффективного налогообложения доходов физических лиц, а также пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических, методологических и практических основ налогообложения доходов физических лиц.
Исходя из поставленной цели работы при написании курсовой работы ставились следующие задачи:
- ознакомиться с историей развития налогообложения доходов физических лиц;
- охарактеризовать сущность и значение налогообложения доходов физических;
- изучить действующую систему исчисления и взимания налогов на доходы физических лиц;
- определить основные направления совершенствования налогообложения доходов физических лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 5
1.1 История развития налогообложения доходов физических лиц 5
1.2 Общая характеристика налогообложения доходов физических лиц 6
1.3 Сущность и значение налогообложения доходов физических лиц в Республике Беларусь 8
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 12
2.1 Подоходный налог 12
2.1.1 Плательщики о объект налогообложения…………………………...12
2.1.2 Доходы, не подлежащие налогообложению 16
2.1.3 Ставки и исчисление налога 20
2.1.4 Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами по месту основной работы (службы, учебы) в течение календарного года 21
2.1.5 Налогообложение доходов, получаемых не по месту основной работы (службы, учебы) в течение календарного года 25
2.1.6 Налогообложение доходов иностранных граждан, лиц без гражданства 26
2.1.7 Налогообложение доходов от предпринимательской деятельности 28
2.1.8 Налогообложение других доходов 30
2.1.9 Особенности налогообложения отдельных доходов 32
2.2 Налог на недвижимость 34
2.3 Платежи за землю 37
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВ НА ДОХОДОЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 41
3.1 Основные направления совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц………………………………………………………41
3.2 Меры реформирования системы налогообложения физических лиц в Республике Беларусь…………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………... 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В течение нескольких тысячелетий  истории человечества налогам уделяется  большое внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения  по хозяйственным интересам и  отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

     Такое внимание было и остается вполне оправданным, поскольку налоги - это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики (в сочетании с денежно-кредитными инструментами).

     С переходом Беларуси к рыночным преобразованиям  в экономике появились новые  формы собственности, экономические  виды деятельности, в отношении которых  поначалу сложно было определить подходы, да и сами объекты налогообложения. Возникла необходимость и в применении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством - добровольной уплаты налогов в зависимости от величины полученного дохода.

     На  современном этапе экономического развития Республики Беларусь создание эффективной системы налогообложения выступает одним из важнейших условий построения социально ориентированной рыночной экономики. Переход к рыночной экономике потребовал новых методов, принципов и подходов к налогообложению и физических лиц.

     В налогах отражаются все основные политические, экономические и социальные проблемы развития общества.

     Большинство специалистов успех эффективного перехода к рыночным отношениям связывают  с проведением реформы подоходного налогообложения. Без гибкого и действенного механизма управления налогами нельзя представить себе развитой рынок. Налогообложение является наиболее сложным и важным процессом законодательной и исполнительной деятельности государства.

     Формирование  в обществе эффективной системы  налогообложения доходов предполагает прежде всего изучение истории данных налогов, накопленного мировой практикой опыта налогообложения.

     В данной курсовой работе освещаются вопросы сущности и значения налогов на доходы физических лиц, их функции, принципы построения эффективной налоговой системы, обоснование оптимального уровня налоговой нагрузки на различных уровнях.

     Курсовая  работа написана на основе учебной литературы, с использованием новейших данных из статей  периодической печати.

     Целью курсовой работы является изучение теоретических, методологических и практических основ налогообложения доходов физических лиц.

     Исходя  из поставленной цели работы при написании курсовой работы ставились следующие задачи:

     - ознакомиться с историей развития налогообложения доходов физических лиц;

     - охарактеризовать сущность и значение налогообложения доходов физических;

     - изучить действующую систему исчисления и взимания налогов на доходы физических лиц;

     - определить основные направления совершенствования налогообложения доходов физических лиц. 

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ  И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 
 
 

      1.1    История       развития       налогообложения     доходов

физических  лиц 
 

     Налог на доходы физических лиц возник в середине XIX -начале XX в. в Великобритании, где впервые в 1798 г. был введен как утроенный налог на роскошь. В Японии данный налог был введен в 1987 г., в Пруссии - в 1873 г., в США - в 1913 г., во Франции - в 1917 г.

     Основные  принципы организации обложения доходов физических лиц едины для большинства стран. Отличия есть в подходах к определению величины облагаемого дохода и входящих в него составных частей, технике, масштабах и направлениях налоговых льгот, в способах изъятия налогов.

     В большинстве государств используется «глобальная» система построения личного подоходного обложения, в соответствии с которой налоги взимаются с совокупного дохода. Впервые данная система появилась в Пруссии в 1891 г.

     Вместе  с тем исторически «глобальной» предшествовала «шедулярная» система, впервые появившаяся в Великобритании в 1842 г. Она предполагала деление дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода, каждая из которых облагалась по своим ставкам. Так, в Великобритании использовались пять шедул:

     «А» - доходы от недвижимости;

     «В» - доходы от лесов, используемых в коммерческих целях;

     «С» - доходы от государственных ценных бумаг;

     «Д» - торговая и промышленная прибыль;

     «Е» - заработная плата, жалование, пенсии.

     В 1973 г. Великобритания перешла к «глобальной» системе, но шедулы остались для представления налоговых скидок и льгот. [8, с.168]

     Подоходный  налог в большинстве стран  взимается по прогрессивной шкале. При этом доход разбивается на ряд частей, каждая из которых облагается по отдельной ставке по возрастающей шкале. Прогрессия в разрезе стран в отдельные периоды колеблется от 10-30% до 50-90%.

     Прогрессия  более интенсивна в отношении  низких и средних доходов, а для крупных растет медленно и на определенном уровне вообще прекращает рост.

     Реформирование налогообложения доходов в развитых странах выразилось в сокращении количества и снижении уровня налоговых ставок, расширении используемых налоговых льгот и скидок, что привело к расширению налоговой базы и еще большему возрастанию роли данного налога в формировании доходов бюджета. [1, с.357] 

      1.2   Общая    характеристика    налогообложения   доходов

физических  лиц 

     В Республике Беларусь, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в белорусском законодательстве с 1990-х гг. обобщенным термином – физические лица.

     Налог на доходы физических лиц  является прямым налогом с присущими ему  всеми обязательными и необязательными  элементами любого налога.

     При этом, так как налог на доходы физических лиц прямой, носителем налога, т.е. лицом, которое несет налоговое бремя или тяжесть налога, выступает сам субъект. [6, с.99]

     Необходимость данного налога вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80 - 90 % всех бюджетных поступлений. [13, с.134]

     Экономическая сущность налога на доходы вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства.

     Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории - государственного бюджета. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория как налоги. По мере развития государства и товарно-денежных отношений сформировалась группа более сложных категорий - государственные доходы и расходы, а на их основе - категории государственного бюджета. Финансовые отношения в этих звеньях финансовой системы носят характер перераспределения, созданного в сфере производства прибавочного продукта, и являются производными и зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства.

     Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам  вообще. Но при этом они служат и  средством связи гражданина, причем индивидуальный, с государством или с органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют себя ощущать активными членами общества по отношению к этим делам, дают основания для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с государством, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними. [15, с.43] 

      1.3 Сущность    и    значение    налогообложения    доходов

физических  лиц в Республике Беларусь 

     Без налогов не обходится ни одно государство. Каждый человек в какой-то мере ощущает  это на себе. Принцип налогообложения заложен и в белорусском законодательстве: «Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных налогов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей» (Статья 56 Конституции РБ).

     В отечественной экономической литературе налоги определяются как «Обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части собственного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей».

     В налоговой системе Республики Беларусь налоги с физических лиц занимают существенное место и представлены такими основными платежами, как подоходный налог, платежи за землю, налог на недвижимость.

     Налогообложение физических лиц основывается на принципе, что каждый гражданин должен участвовать в поддержке государства частью личных доходов. Поэтому налоги граждан отражают причастность налогоплательщика к формированию общегосударственных доходов. В то же время налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с местными органами власти и управления, они дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных ресурсов, формируемых за счет налогоплательщиков. [1, с.173]

     В разных странах существуют различные формы и виды налогов с населения, но в их основе лежат общие принципы налогообложения: всеобщность охвата налогами, применение пропорциональных или прогрессивных ставок налога, позволяющих изымать лишь часть дохода, и др.

     Экономическая сущность налогов с населения характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджетных или иных фондов.

     Сущность  налога на доходы физических лиц и  его назначение можно оценить, уяснив место этого налога в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни  государства.

     Особая  роль в системе налогообложения  физических лиц отводится подоходному  налогу.

     В Беларуси подоходный налог взимается  по прогрессивной шкале с диапазоном ставок от 9 до 30%, что вполне сопоставимо с уровнем налоговых ставок в отдельных развитых зарубежных странах. Однако если учесть невысокий уровень доходов населения (средний процент изъятия подоходного налога - 10 - 11%) и широкое распространение практики нелегальной выплаты заработной платы, то становится очевидной необходимость снижения налоговой нагрузки как на фонд заработной платы, так и на доходы населения.

Информация о работе Проблемы эффективного налогообложения доходов физических лиц, а также пути его совершенствования