Понятие и различие оффшора и свободной экономической зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:13, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является изучение таких понятий и явлений как свободные экономические зоны1 и оффшоры2, с проведением анализа по их отличиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
1. СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ ……………... 5
1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ …………………………………... 7
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ, ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИЕ ОТ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ……………………………………… 11
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………… 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………

Работа состоит из  1 файл

Налоговое право.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по  дисциплине: Налоговое  право 

Тема: «Понятие и различие оффшора и свободной экономической зоны» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………  3

1. СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ ……………...  5

1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ  СЭЗ …………………………………...  7

2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ, ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИЕ ОТ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ………………………………………  11

3.       ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………  23

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………..  24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Целью данной контрольной работы является изучение таких понятий и явлений  как свободные экономические  зоны1 и оффшоры2, с проведением анализа по их отличиям.

      Свободные экономические зоны как особые хозяйственные образования прочно вошли в экономики многих стран мира.

      На  протяжении многих веков некоторые  страны создавали на части своей  территории льготные условия, желая  привлечь иностранный капитал и  развивать отдельные виды хозяйственной  деятельности. Свободные экономические зоны прошли длительный путь развития: от свободных портов и гаваней до транснациональных зон, объединяющих в себе несколько стран. Таким образом, корнями СЭЗ уходят в глубокую старину, но в то же время, обогащают свою практическую деятельность новым содержанием современной цивилизации. Эволюция СЭЗ идет постоянно, при этом она не осуществляется в жестких однажды заданных рамках. Развитие идет от простого к сложному, от дешевого, быстроокупаемого варианта к многоотраслевому и капиталоемкому.

      Различные типы свободных экономических зон  называют «островками» мирового хозяйства, «окнами» для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.

      Несмотря  на то, что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.

      На  данный момент в мире действует, по разным оценкам, от 500 до 1500 СЭЗ. Есть они  в развитых странах - США, Германии, Великобритании, Японии и в развивающихся - Китае, Бразилии, Мексике и др.

      Активное  развитие свободных экономических  зон  в настоящее время происходит и в Российской Федерации.

      И так, задачами данной контрольной работы является: рассмотрение таких явлений, как свободная экономическая и оффшорная зоны с точки зрения налогового права, а также определить из различие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ 

      В  соответствии  с  документами  международной  конвенции  по  упрощению   и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18  мая  1973  г.),  под  свободной зоной (или «зоной-франко») понимается часть территории  страны,  на  которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за  пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и поэтому не подвергаются  обычному  таможенному  контролю  и  налогообложению.  Иными словами, СЭЗ - это часть территории страны  с  особым  действующим  режимом.

      Выражающее  этот  режим  специальное  законодательство,  которое  регулирует деятельность  хозяйствующих  субъектов  в  СЭЗ,  охватывает  следующий  круг вопросов:   таможенное   регулирование;   налогообложение;   лицензирование; визовое  оформление;  банковскую  деятельность;  имущественные и залоговые отношения  (в  том  числе  -  касающиеся  прав  собственности   на   землю); предоставление   концессий;   управление   свободной   зоной.   Определенную специфику  в  СЭЗ  могут  иметь   также   акты   трудового   и   социального законодательства.

      В современных теоретических работах, посвященных  проблемам  свободных  зон, их  сущность  трактуется  более  широко:  они  определяются  как  инструмент выборочного   сокращения   масштабов   государственного   вмешательства    в экономические  процессы.   Эта   формулировка   понятия   «свободная   зона» охватывает весь спектр  явлений,  связанных  с  действием  преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это «не  только  и не  столько  обособленная  географическая  территория,  но,  скорее,   часть национального  экономического  пространства,  где  введена   и   применяется определенная  система  льгот  и  стимулов,  не  используемая  в  других  его частях». 

      Отмечу следующие характерные черты СЭЗ:

      а) применение различных видов льгот  и стимулов, в том числе: внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

      - фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов   деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные  отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР3 и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от  налогообложения;

      - финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в  прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными   участками и т.п.

      - административных, упрощающих  процедуры  регистрации  предприятий,  режима въезда-выезда иностранных граждан.

      В результате применения льгот норма  прибыли  в  СЭЗ  составляет  30-35%,  а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год.  Существенно сокращаются (в 2-3  раза) сроки окупаемости капитальных вложений  (считается  нормальным  для  СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).

      б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

      в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

      Создание  СЭЗ  -  действенное  направление  развития   экономики   отдельных  территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач,  реализацию  стратегических  программ  и проектов.   При   этом,   как   показывает   практика,   система    льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми  на ее  территории  программами.  В качестве примера приведем налоговые льготы в свободной экономической зоне в Калининградской области.

      В отношении юридических лиц, осуществлявших свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской  области», действует переходный период в течение 10 лет. В этот переходный период при выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезeнных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям достаточной переработки.

      В ОЭЗ применяется особый порядок  уплаты резидентами налога на прибыль  и налога на имущество организаций (первые 6 лет – ставка налога 0%, с 7 по 12 годы – ставка налога уменьшена  на 50%). Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 

1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ  СЭЗ 

        Иногда довольно трудно классифицировать  ту  или  иную  СЭЗ  однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон. Среди  наиболее  распространенных в мире СЭЗ можно выделить следующие.

      1. Зоны свободной торговли.

      Зоны  свободной торговли (ЗСТ), получившие наибольшее  распространение  в США. Их создание предусмотрено специальным законом США 1934  года,  с  целью которого было поощрение торговли, ускорение  торговых  операций,  сокращение торговых издержек. Законом установлено, что  при  каждом  официальном  порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая  свободная зона. К числу  ЗСТ  можно  отнести  специальные  магазины  «Дьюти  фри»  в крупных международных аэропортах. С точки зрения   финансового  режима,  они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ.  К  ЗСТ относятся также и  традиционные  свободные  гавани  со  льготными  торговыми режимами. В настоящее время в мире насчитывается более 600 свободных  портов и 4 тыс. ЗСТ.

      2. Специальные таможенные зоны.

      Специальные  таможенные  зоны  (СТЗ),  как  одна  из   простейших   форм экономических зон, представляют собой транзитные или консигнационные  склады для хранения,  упаковки  и  незначительной  обработке  иностранных  товаров, предназначенных для  экспорта.  Такие  зоны  часто  называют  бондовыми  или свободными таможенными территориями. СТЗ освобождаются от таможенных  пошлин на ввоз и на вывоз товаров. Они имеются во многих странах.

      3. Специальные торгово – промышленные  зоны.

      Представляют  собой  территории  со  льготным  торговым   режимом,   где существует  ряд  преференций  для  инвестирования,  развития   промышленного производства, экспорта продукции. Производственная и  торговая  деятельность СТПЗ являются довольно распространенным видом зон.

      4. Специальные зоны поощрения экспорта  или экспртно – производственные  зоны.

        Зоны экспортной переработки  (ЗЭП), по материалам ЮНКТАД4, характеризуются  как  анклавы  в  рамках   национальной   таможенной   территории,   обычно расположенной  неподалеку от международных портов, в  которые  оборудование, компоненты для  сборки  и  материалы  поступают  без  таможенного  контроля.

      Импортируемая продукция подвергается в ЗЭП промышленной  обработке  и  затем экспортируется без вмешательства  таможенных  властей  принимающей  стороны.

      Выплата таможенной пошлины не требуется, за исключением  случая,  когда  эта продукция  поступает  на  национальную  таможенную  территорию   принимающей стороны.

      ЗЭП характерны для ряда развивающихся  стран,  осуществляющих  стратегию перехода     от     импортозамещающего     типа      индустриализации      к экспортоориентированному. Положительный эффект от  таких зон в наибольшей степени  достигается  в  так  называемых  новых  индустриальных  странах.  В настоящее время их число  во  всем  мире  достигает  350.  ЗЭП  создаются  с ориентацией на внешний рынок, с целью заработать валютные средства.

      5. Зоны технико – экономического развития.

      Зоны  технико-экономического развития (ЗТЭР) создаются,  как  правило,  в качестве  эталонных  для  национальной  экономике  по   уровню   организации эффектного,   высоко   технологического   производства.   На   предприятиях, расположенных в ЗТЭР,  широко  используются  современные  методы  управления производством,    прогрессивные    методы    организации    и    маркетинга, разрабатываются    передовые     промышленные    технологии.    Существенное распространение  ЗТЭР получили в ряде развивающихся стран.

         Близким по организации и особенностям  функционирования с ЗТЭР являются зоны развития новой и высокой технологии (ЗРНТВ). Наибольшее число таких находится в США, Японии, Китае. В США их называют «технопарками», в Японии   - «технополисами», в других странах - бизнес- инновационными центрами и «инкубаторами».В отличие от ЗТЭР, технопарки ориентируются на развитие новейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции. В них концентрируется    значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и                                  материалов.

Информация о работе Понятие и различие оффшора и свободной экономической зоны