Понятие и различие оффшора и свободной экономической зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:13, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является изучение таких понятий и явлений как свободные экономические зоны1 и оффшоры2, с проведением анализа по их отличиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
1. СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ ……………... 5
1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ …………………………………... 7
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ, ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИЕ ОТ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ……………………………………… 11
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………… 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………

Работа состоит из  1 файл

Налоговое право.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

      Это   одна   из   основных  причин   того,   что    в   большинстве    стран инвесторами  в  свободных   зонах  являются не  крупные,  хорошо   известные транснациональные   корпорации,   а   небольшие  фирмы,    которые   часто выходят на рынок иностранных инвестиций в первый раз.

      Опыт   таких   стран,   как   Мексика,  Ямайка   или  Маврикий,    намеренно привлекающих  в   свои  экономические зоны  мелких  иностранных  инвесторов, подтверждает, что  средние   или   мелкие   фирмы   промышленно    развитых государств   или   стран,  недавно   вставших   на    путь   индустриального развития,  с пользой  для дела  дополняют деятельность крупных компаний.

      Оффшорные  зоны  дают  использующим  их  хозяйственным   агентам   следующие преимущества:   налоговые   льготы,   значительную   свободу,   практическое отсутствие   валютного   контроля,   возможность   проведения   операций   с резидентами  в  любой  иностранной  валюте,  списание   затрат   на   месте, анонимность, секретность  финансовых  операций  (главным  образом  действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях,  связанных с наркобизнесом).  При  этом   внутренний   рынок   ссудных   капиталов   зоны изолируется от счетов резидентов.  Дело  в  том,  что  классический  вариант оффшора предполагает хозяйственную и  финансовую  деятельность  в  оффшорной зоне только нерезидентов.

      По  налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В  оффшорных  зонах Ирландии, Либерии налоги  не  взимаются.  В  Швейцарии  взимаются,  но  явно низкие. В оффшорных зонах  Лихтенштейна,  Антильских островов  и Панамы  в момент  регистрации  фирм  в  качестве  налога  выплачивается  единая  сумма (паушальный  налог).  В таких зонах обычно  также   взимаются   ежегодные регистрационные  взносы  компаний,  сборы  за  предоставление  банковских  и страховых  лицензий,  лицензий  на  трастовую  деятельность.   Можно   также добавить, что если в Ирландии, Швейцарии  от  оффшорных  компаний  требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, то на Антильских островах,  в  Либерии, Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое  требование.  В  Западном  Самоа форма и  порядок  бухгалтерского  учета  не  регламентированы  и  выбираются владельцем компании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. ОФФШОРНЫЕ  ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

      Активное  включение России в международный  оффшорный бизнес началось в начале 90-х гг. Либерализация внешнеэкономических связей, высокий уровень налогообложения, отсутствие действенного валютного контроля способствовали созданию широкой сети российских оффшорных компаний за рубежом, а также учреждению собственных оффшорных зон. В настоящее время, по оценке специалистов, Россия лидирует среди стран мира по количеству регистрируемых оффшорных компаний, из них около 60 тыс. - российские (за пределами России). Существуют в Российской Федерации и свои оффшорные зоны. К ним, с определёнными оговорками, можно отнести Республику Калмыкия и зону благоприятствования «Ингушетия».

      Благоприятный налоговый режим в Калмыкии для  внешних инвесторов был введён в 1994 г., когда в республике была снижена  региональная ставка налога на прибыль до 5%. Принятый в 1995 г. Народным хуралом Калмыкии Закон «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории плательщиков», составлен в классических традициях оффшорных зон. Согласно новому закону, компании, не использующие сырьевые и природные ресурсы Калмыкии, освобождаются от уплаты:

      - налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Калмыкии и местные бюджеты;

      - сбора на нужды образовательных учреждений;

      - налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;

      - налога на владельцев транспортных средств;

      - налога на приобретение транспортных средств.

      Компании, желающие получить право на льготы, должны платить ежегодно регистрационный  сбор в размере 500 минимальных размеров оплаты труда равномерными частями  ежеквартально. 

      В Калмыкии сняты запреты на использование  оффшорными компаниями финансовых ресурсов республики. Обязательное условие для  такой оффшорной компании - необходимость  иметь в составе директоров хотя бы одного постоянного жителя Калмыкии или одну калмыцкую компанию.

      Зона  экономического благоприятствования (ЗЭБ) «Ингушетия» образована в 1994г. постановлением Правительства РФ №740 от 19 июля 1994 г., в котором предусмотрены  следующие основные принципы функционирования зоны:

      - денежный резерв для снижения региональных налогов создаётся за счёт бюджетной ссуды в этом размере;

      - местным властям предоставлено право самостоятельно определить порядок регистрации предприятий и уполномоченные банки на их расчётно-кассовое обслуживание.

      Льготами  по региональным налогам могут пользоваться не только нерезиденты, но и местные предприятия.

      Важная  особенность ЗЭБ «Ингушетия»  в том, что федеральная бюджетная  ссуда предоставляется Финансовой корпорацией «БИН» - официальным  агентом Правительства Республики Ингушетия, его главным откупщиком (агентом государства по сбору налогов и других обязательных платежей). В результате значительная часть бюджета Ингушетии фактически находится у Финансовой корпорации «БИН» в доверительном управлении, что порождает определённые политические риски и ведёт к угрозе дальнейшего стабильного существования ЗЭБ. Поэтому расчёт на долголетнее существование ЗЭБ «Ингушетия» представляется рискованным и делает её малопривлекательной для долгосрочных инвестиций.

      Число российских фирм, регистрируемых в  этой оффшорной зоне, быстро увеличивается: на начало 1996 г. их было 1018, в 1998 г. - уже более 50005.  

      Несмотря  на впечатляющий рост компаний, зарегистрированных в зоне, её деятельность вызывает серьёзные  нарекания у Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, которые считают, что оффшорная зона в Калмыкии зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и сферой деятельности теневого бизнеса.

      Таким образом, проблемы создания и функционирования оффшорных зон, безусловно, актуальны и для современной России. Это выразилось в деятельности таких зон, как Калмыкия и Ингушетия. Россия продолжает нести потери в результате нелегального бегства капитала за границу и недобора налоговых и экспортных поступлений по оффшорным операциям на российском рынке и за рубежом. От других юрисдикций Россию отличает низкая эффективность защитных антиоффшорных мер. В этом смысле Россия по-прежнему остаётся пассивным объектом мирового оффшорного бизнеса.

      Чтобы стать активным субъектом оффшорного бизнеса, Россия должна обеспечить активное сальдо оффшорных операций, а для этого ей необходимо, с одной стороны, снижать свои потери от операций космополитического капитала на российском рынке с тем, чтобы остановить бегство капитала за границу, и, с другой стороны, привлекать космополитический капитал российского и нероссийского происхождения в оффшорные центры на своей собственной территории, а также вернуть хотя бы часть летучего российского капитала домой. Всех проблем платёжного баланса и доходной части государственного бюджета России открытие российских оффшорных центров не решит, однако в случае успешной работы они способны компенсировать часть потерь России. 
 
 
 

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Таким  образом,  рассмотрение  мирового  и  отечественного  опыта   создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее.

      Проанализировав  данные  мировой  практики  можно  сделать  вывод,   что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития  экономики  отдельных территорий  и  регионов.  В  основном,   создание   и   развитие   свободных экономических  зон  ориентировано   на   решение   конкретных   приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

      Территории,  наиболее  благоприятные  для  размещения  СЭЗ,  имеют,  как правило, приграничное положение, а также располагают развитой  транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях  создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового  хозяйственного  освоения, не  обладающих   указанными   преимуществами,   но   располагающих   высокой концентрацией  ценных  природных   ресурсов,   позволяющих   решать   важные долгосрочные общегосударственные задачи.

      Вопрос  о свободных экономических  зонах  в  России  до  сих  пор  решался недостаточно последовательно, при отсутствии  конструктивной  концептуальной основы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса была  его жесткая политизированность в ущерб экономической сути. Но в  последние  годы намечается стабилизация и установление последовательности  в  становлении  и развитии свободных экономических зон в РФ, расширение законодательной  базы, которая  позволит  чётко  функционировать  и  свободно   осуществлять   свою деятельность  на  территории  России.  В  целом  же,  необходимо  продолжать намеченные  реформы   в   такой   перспективной   области,   как   свободные экономические зоны. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

       

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года [Текст]/   М.: Юридическая литература, 1997. – 64 с.
  2. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер.  закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009)// КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2011. – Версия от 28 января.
  3. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер.  закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008) // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2011. –  Версия от 28 января.
  4. Федеральный закон «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]: федер.  закон  от 13.03.1995 N 31-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2011. –  Версия от 28 января.
  5. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер.  закон  от 04.06.1992 N 548 (ред. от 29.08.2001)  // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2011. – Версия от 28 января.
  6. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2 [Текст]/ М.: Омега – л, 2010. – 592 с.
  7. Брызгалин, А.В., Головкин А.Н., Налоговый кодекс Российской Федерации. Новое в налогообложении в 2010 году. Налоговое администрирование, НДС, НДФЛ, налог на прибыль [Текст]/ А.В. Брызгалин, А.Н. Головкин, - М.: Налоги и финансовое право, Омега-Л, 2010. – 432 с.

       

Информация о работе Понятие и различие оффшора и свободной экономической зоны