Отчетность малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:56, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить понятие упрощенной системы налогообложения. Проанализировать правовую основу регулирования упрощенной системы в Российской Федерации. Изучить применение упрощенной системы налогообложения, сделать необходимые расчеты. И дать рекомендации по совершенствованию организации счетной работы.

Содержание

Введение 1
1. Правовые и методические аспекты налогообложения малого бизнеса 3
1.1 Понятие малого бизнеса. Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации 3
1.2 Налогообложение малого бизнеса в РФ 7
2. Отчетность малых предприятий , перешедших на упрощенную систему налогообложения. 13
2.1 Состав отчетности предприятий , перешедших на упрощенную систему налогообложения. 13
2.2 Порядок составления декларации по единому налогу 17
2.3 Порядок составления отчетности, представляемой в социальные
фонды 21
Заключение 28
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

kursovaya (1).docx

— 546.32 Кб (Скачать документ)

И, тем не менее, совершенствование  законодательства в сфере деятельности малого и среднего бизнеса говорит  о признании со стороны государства  социально-экономической важности деятельности малого и среднего бизнеса  для нашей страны.

 

 

1.2 Налогообложение  малого бизнеса в РФ

Основной целью современной  налоговой системы Российской Федерации, по мнению Торгово-Промышленной Палаты России, должны быть формирование налоговых  стимулов для дальнейшего развития механизмов хозяйствования и рыночных институтов, создание условий для  роста эффективности производства, а также обновления основных фондов предприятий, снижение доли налоговой  нагрузки в целом на Российскую экономику  и малый бизнес.

При этом снижение налогового бремени должно сопровождаться снижением  затрат на функционирование административной налоговой системы, а также развитием "социальной" и "регулирующей" функций налогов.

В целях преодоления последствий  мирового финансового кризиса все  чаще на государственном уровне, в  предпринимательской и профессиональной среде говорится о необходимости  выбора эффективных инструментов налогового регулирования, снижении налоговой  нагрузки на малый и средний бизнес. Однако на поверку оказывается, что  принимаемые законодательные решения  ведут скорее к противоположному результату, определенным образом ухудшая  налоговое положение малого и  среднего бизнеса.

Справедливости ради стоит  отметить, что за последнее время  был сделан ряд важных положительных  шагов в части смягчения налоговой  нагрузки на малый и средний бизнес. В частности, Федеральным законом  от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений  в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъектам  Российской Федерации было предоставлено  право устанавливать дифференцированные ставки единого налога, уплачиваемого  при применении упрощенной системы  налогообложения по объекту налогообложения "доходы, уменьшенные на расходы" в пределах от 5 до 15% в зависимости  от категорий налогоплательщиков. Таким  образом, региональные власти могли  стимулировать малый бизнес. Однако из-за сложной экономической ситуации в регионах не все субъекты Российской Федерации пошли на такой шаг.

Статьями 10 и 17 законопроекта N 195774-5 "О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании  утратившими силу отдельных законодательных  актов (положений законодательных  актов) Российской Федерации в связи  с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации  и фонды обязательного медицинского страхования" в целях введения страховых взносов на формирование, бюджетов государственных внебюджетных фондов, вносятся изменения в Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ в части отмены единого социального налога (далее - ЕСН) и изменения порядка распределения налоговых доходов, получаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).

Отметим, что действующими редакциями Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что 10% поступлений от УСН и ЕНВД подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а 90% - в региональные и местные бюджеты. Иными словами, в размер ставки единого налога по УСН и ЕНВД заложена доля, подлежащая перечислению в указанные фонды. С 1 января 2011 г. данные поступления полностью зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований. Одновременно в отношении плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, устанавливается обязанность по уплате страховых взносов, тарифы которых определены в ст. 12 законопроекта N 195768-5 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования" (в 2010г. – 26% и 34% от фонда оплаты труда в 2011г.)

Данные изменения, существенно  увеличивают совокупную налоговую  нагрузку на малый бизнес, представители  которого, как правило, и используют указанные налоговые режимы. Действительно, для плательщиков, которые находятся  на общем режиме налогообложения, полностью  отменяется ЕСН. А для плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается  из общей массы налоговых обязательств, а перераспределяется между региональными  и муниципальными бюджетами.

Таким образом, для налогоплательщиков, использующих общий режим налогообложения, с 2011 г. налоговая нагрузка увеличилась на 8% от фонда оплаты труда, а для плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, на 20%, что ставит их в неравное положение по сравнению с иными налогоплательщиками.

В условиях финансового кризиса  малый и средний бизнес волнует  еще одна проблема.

Федеральным законом N 224-ФЗ (1, п.п. 6 ст. 1) Налоговый кодекс РФ был  дополнен ст. 64.1, согласно которой Министру финансов Российской Федерации дается право принимать решения о  предоставлении отсрочек (рассрочек) сроком до 5 лет по уплате федеральных налогов, пеней и штрафов, а также об изменении сроков уплаты федеральных  налогов.

При этом условия предоставления отсрочки (рассрочки) определены следующие:

Министр финансов РФ вправе предоставлять отсрочку или рассрочку  по уплате федеральных налогов на срок не более пяти лет, если размер задолженности организации превышает 10 млрд. руб. и ее единовременное погашение  создает угрозу возникновения неблагоприятных  социально-экономических последствий1.Данные обстоятельства компании должны подтвердить документально2 при обращении в Министерство финансов РФ с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки). Копия такого заявления направляется в налоговый орган по месту учета организации.

Срок для принятия решения  о предоставлении отсрочки (рассрочки) составляет один месяц со дня получения заявления.

Следует учесть, что на сумму  задолженности, по которой министром  финансов РФ принято решение об отсрочке или рассрочке (по аналогии с общим  порядком предоставления отсрочки или  рассрочки, содержащимся в ст. 64 НК РФ), начисляются проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая  действовала в период отсрочки (рассрочки).

Так же, организациям, выполняющим  государственный оборонный заказ, может предоставляться инвестиционный налоговый кредит на основании соглашения, заключенного с уполномоченным органом 3.

Вместе с тем серьезные  экономические трудности испытывает именно малый и средний бизнес, но высокий "входной" барьер (10 млрд. руб.) налоговой задолженности фактически лишает небольшие, а также эффективные (имеющие нулевую или незначительную задолженность) крупные компании возможности  получить указанную отсрочку (рассрочку), которая, по сути, эквивалентна получению  кредита по весьма низкой ставке и  без какого-либо обеспечения.

Так, закрытие среднего (по объемам) предприятия, являющегося градообразующим, по причине временного снижения внешнего спроса и трудностей с привлечением кредитов по разумным ставкам может  также привести к тяжелейшим неблагоприятным  социально-экономическим последствиям.

Исключение малого бизнеса  из адресатов государственной поддержки  в виде отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, штрафов и пеней также  грозит неблагоприятными социально-экономическими последствиями. Ведь именно малый бизнес является рыночным институтом, обеспечивающим, в том числе решение экономических  и социальных задач, таких как  формирование конкурентной среды, насыщение  рынка товарами и услугами, обеспечение  занятости населения.

В июле 2009 г. приняты три  Федеральных закона, вносящих изменения  в упрощенную систему налогообложения (УСН). Изменения направлены на стимулирование развития малого бизнеса в условиях экономического кризиса. Государство  предпринимает шаги в области  снижения налогового бремени для  субъектов малого предпринимательства, в том числе путем внесения изменений в положения гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.

Основными направлениями  налоговой политики Российской Федерации на 2010-2012 годы, одобренными Правительством РФ 25.05.2009, стало совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.

Многие из предусмотренных  основными направлениями налоговой  политики, в этой части предложений  уже приняты Федеральным Собранием  РФ и подписаны Президентом РФ .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отчетность малых  предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения.

2.1  Состав отчетности  предприятий, перешедших на упрощенную  систему налогообложения.

Как перейти на "упрощенку" (УСН) в 2012 году? При переходе на УСН все предприятия и предприниматели, которые собираются перейти на специальный режим налогообложения, обязаны уведомить налоговую инспекцию по месту учета о своем намерении. Уже действующие налогоплательщики должны подать документы с 1 октября по 30 ноября года, предшествующему году подачи заявления (пункт 1 ст.346.13 НК).

Чтоб перейти на "упрощенку" в 2012 году, нужно заполнить заявление, утвержденное Приказом ФНС России N ММВ-7-3/182@ от 13.04.2010 г.

Уведомить налоговую инспекцию  можно и в произвольной форме (Постановление Президиума ВАС РФ от 7 октября 2008 г. N 6159/08). При этом одного заявления мало, нужны еще подтверждающие документы, в которых содержатся сведения об ограничениях по некоторым  показателям хозяйственной деятельности согласно гл.26.2 НК, а именно:   среднесписочной численности, доходам, остаточной стоимости основных средств и НМА.

Согласно п.2.1. статьи 346.12 НК существуют определенные ограничения, которые рассмотрим подробнее.

1. Доходы организаций  за 9 месяцев предыдущего года  не превышают 45 млн.рублей (в 2012 году). На ИП данное требование  не распространяется.

2. Среднесписочная численность  работников за эти же 9 месяцев  должна быть не более 100 человек.  На ИП это не распространяется (глава 26.2 НК).

3. Остаточная стоимость  основных средств и нематериальных  активов  по состоянию на 01 октября предшествующего года 100 млн.рублей. На ИП это также не распространяется.

Для ИП эти ограничения  актуальны при применении режима, но не при переходе на него.

При переходе на УСН в  заявлении налогоплательщику нужно  указать объект налогообложения: "доходы" или "доходы минус расходы". Если налогоплательщик еще не определился, какой объект ему выбрать, то до 20 декабря предшествующего года можно  внести корректировку (п. 1 ст. 346.13 НК)..

Важный момент, если вы подали заявление на переход на «упрощенку», не стоит ждать от налоговой уведомление  об этом. Также налоговики не могут разрешать либо запрещать налогоплательщику переход на УСН.

Если налогоплательщику  потребуется подтверждение факта применения УСН, вам необходимо  позаботиться об этом отдельно. Либо вы идете в налоговую и берете подтверждение сами, либо пишете запрос в инспекцию и ждете ответ. В течение 30 дней со дня получения запроса, налоговые органы должны выслать информационное письмо  с указанием следующих сведений: даты перехода на «упрощенку»,  факта перехода на УСН, а также факта  предоставления упрощенной декларации.

Добавлю несколько слов. Переход на УСН – дело добровольное, но необходимо уведомить налоговую  инспекцию. Если вы просрочили сроки  перехода, то вы автоматически остаетесь  общей системе налогообложения.

Вновь созданные организации  и ИП имеют право применять  «упрощенку» с самого начала своего существования. Для этого необходимо в налоговый орган подать заявление  о переходе на УСН в пятидневный  срок с момента регистрации. Если перевод на УСН не возможен, налоговая  уведомляет об этом предприятие или  ИП (приказ ФНС России от 13.04.2010 года N ММВ-7-3/182.

Если условия при работе на упрощенной системе нарушаются, налогоплательщик переходит на общий  режим, начиная с того квартала, в  котором было допущено превышение условий.

Этими условиями являются: 
1.доход за квартал превысил 60 миллионов рублей, 
2. численность работников стала более 100 человек, 
3. остаточная стоимость активов превысила 100 миллионов рублей.

Возврат на УСН возможен лишь через год после утраты права  на этот режим. При переходе на другие системы налогоплательщики обязаны  уведомить об этом налоговую инспекцию  в течение 15 дней по окончанию налогового периода.

При упрощенной системе объектом налогообложения  применяется один из показателей:

- доходы (налоговая ставка 6%);

- доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка 15%).

Условия, при которых налогоплательщик теряет право применять УСН, изложены в ст. 346.13 НК. Условия, при которых налогоплательщик теряет право применять УСН, изложены в ст. 346.13 НК, основным из которых является требование к максимальному размеру оборота предприятия (в 2009 году лимит составлял 57 904 102,94 руб.). С 2010 года лимит составляет 60 млн руб.

ИП не касается лимит в 100 млн рублей по ОС. Поэтому если они его превысят (правда, представить это можно только теоретически), то они не потеряют право применять УСН.

 Обратите внимание, что выручка от деятельности, попадающей под ЕНВД, при расчете лимита не учитывается. А вот ограничения по численности работников и стоимости ОС и НМА определяются исходя из всех осуществляемых видов деятельности (ст.346.12 п.4 НК)

В настоящее время существует правовая неопределённость с порядком ведения  в полном объёме бухгалтерского учёта. Формально организации, состоящие  на УСН, могут не вести бухучёт. За исключением учета основных средств  и нематериальных активов. Однако данная льгота часто не действует.

Однозначно должны вести и сдавать отчетность   плательщики, совмещающие УСН с ЕНВД, акционерные общества и предприятия, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию, и (или) выплачивающие дивиденды. C 1 января 2013 года все организации-«упрощенцы» должны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Для субъектов малого предпринимательства предусмотрен упрощенный вариант ведения бухгалтерского учета. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождены от ведения бухучета.

Информация о работе Отчетность малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения