Определение сведений, составляющих служебную тайну на государственной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 17:32, реферат

Описание

В России действуют Федеральные законы, регулирующие отношения по отнесению сведений к информации с ограниченным доступом, например Закон РФ "О государственной тайне", Федеральный закон "О коммерческой тайне". В то же время в настоящее время в российском законодательстве отсутствует общеправовое понятие тайны. В отечественной литературе при определении отдельных видов тайны имеются различные спорные, порой противоречивые точки зрения. Между тем необходимо определить четкие признаки тайны, чтобы иметь возможность дать правильную правовую оценку необходимости отнесения той или иной информации под конкретную категорию тайны.

Содержание

§ 1. Развитие правового регулирования служебной тайны
§ 2. Основные признаки служебной тайны
§ 2.1. Субъекты служебной тайны
§ 2.2. Обладатели служебной тайны
§ 2.3. Состав служебной тайны

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)

 

Приложение. Проект Федерального закона N 124871-4 "О  служебной тайне" (ред. №2 от 05.04.2006, внесенная  в ГД ФС РФ) 

Проект

N 124871-4 

Внесен  депутатами

Государственной Думы

В.В. Бобыревым, А.Н. Волковым,

М.И. Гришанковым, В.В. Дятленко,

В.И. Илюхиным, Н.С. Леоновым,

В.В. Маргеловым, А.М. Розуваном 

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

О СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЕ 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

    Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона 

    1. Настоящий Федеральный закон  регулирует отношения, возникающие  в связи с отнесением сведений  к служебной тайне, их защитой  и снятием ограничений на доступ  к указанным сведениям в целях  обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, осуществления установленных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органов государственной власти).

    2. Положения настоящего Федерального  закона обязательны для исполнения  органами государственной власти, их должностными лицами, распоряжающимися  сведениями, составляющими служебную  тайну на основании настоящего  Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, должностными лицами органов местного самоуправления и гражданами Российской Федерации, у которых такая обязанность возникает в силу должностного положения либо трудовых обязательств, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом. 

    Статья 2. Основные понятия, используемые в  настоящем Федеральном законе, и  их определения 

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    конфиденциальная  информация - сведения, для которых  установлен специальный режим сбора, хранения, обработки, распространения  и использования, доступ к которым  ограничен в соответствии с федеральным  законом (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

    носители  сведений, составляющих служебную тайну, - материальные объекты, в том числе  физические поля, в которых соответствующие  сведения находят свое отображение  в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

    отнесение сведений к служебной тайне - введение в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих служебную тайну, и на доступ к ним;

    разглашение сведений, составляющих служебную тайну, - действие или бездействие лиц, получивших на законном основании доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, в результате которых указанные сведения в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становятся известными третьим лицам в нарушение федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, нормативного правового акта органа государственной власти, устанавливающих порядок защиты сведений, составляющих служебную тайну, либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору;

    режим служебной тайны - совокупность правовых, организационных, технических и  иных мер, принимаемых уполномоченными  должностными лицами органов государственной  власти и организаций, обеспечивающих защиту их конфиденциальности, включая ограничения на использование и распространение сведений, составляющих служебную тайну, и на доступ к этим сведениям;

    сведения, составляющие служебную тайну (служебная  тайна) - конфиденциальная информация, образующаяся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которой нарушает права и свободы граждан, препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальная информация, полученная органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке. 

    Статья 3. Законодательство Российской Федерации  о служебной тайне 

    Законодательство  Российской Федерации о служебной  тайне состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о государственной службе, законодательства Российской Федерации о труде, конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих требования по защите сведений, составляющих служебную или иную охраняемую законом тайну, или ограничения по распространению указанных сведений. 

    Статья 4. Полномочия органов государственной  власти, государственных служащих и  иных работников органов государственной  власти в сфере служебной тайны 

    1. Органы государственной власти  в пределах своей компетенции,  определенной настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляют следующие полномочия:

    разрабатывают перечни сведений, отнесенных к служебной  тайне;

    определяют  полномочия должностных лиц по отнесению сведений к служебной тайне, установлению и отмене режима служебной тайны по отношению к этим сведениям;

    публикуют в средствах массовой информации перечни сведений, отнесенных к служебной  тайне;

    обеспечивают  защиту сведений, составляющих служебную тайну;

    обеспечивают  в случаях, определенных настоящим  Федеральным законом, доступ органов, организаций и физических лиц  к сведениям, составляющим служебную  тайну.

    2. Государственные служащие и иные  работники органов государственной  власти не вправе разглашать либо использовать в личных и корыстных целях ставшие им известными в силу должностного положения либо трудовых обязательств сведения, для которых правомерно установлен режим служебной тайны.

    3. Представители органа или организации  вправе получать сведения, составляющие служебную тайну других органов или организаций, только в пределах исполнения ими своих служебных обязанностей и в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 

Глава II. ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЕ 

    Статья 5. Принципы отнесения сведений к  служебной тайне 

    Отнесение сведений к служебной тайне осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности, разумной достаточности  и своевременности.

    Законность  отнесения сведений к служебной  тайне заключается в установлении ограничений на распространение  соответствующих сведений исходя из положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, а также в официальном опубликовании для всеобщего сведения перечней сведений, отнесенных к служебной тайне.

    Обоснованность  отнесения сведений к служебной  тайне заключается во введении ограничений  на доступ к сведениям и их распространение  исходя из необходимости обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина и реализации органом государственной власти предоставленных ему полномочий.

    Разумная  достаточность в отнесении сведений к служебной тайне заключается  во введении ограничений на распространение сведений в объемах и на срок, определяемых конкретной целью в пределах полномочий органа государственной власти, для обеспечения исполнения которых введено такое ограничение.

    Своевременность отнесения сведений к служебной  тайне заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения на срок, определяемый необходимостью защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также реализации полномочий органов государственной власти, для обеспечения исполнения которых введено такое ограничение. 

    Статья 6. Отнесение сведений к служебной  тайне 

    1. Орган государственной власти  вправе относить к служебной  тайне сведения, полученные им  в процессе управленческой деятельности, если их распространение может  воспрепятствовать либо иным образом отрицательно сказаться на реализации полномочий, предоставленных ему федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, при соблюдении принципов, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

    2. К сведениям, которые органы  государственной власти и их  организации обязаны защищать  в режиме служебной тайны, относятся  поступившие от физических и  юридических лиц, других органов  государственной власти и организаций  сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами, при наличии на документах, содержащих эти сведения, или сопроводительных документах соответствующих пометок, указывающих на их конфиденциальный характер.

    3. Не подлежат отнесению к служебной  тайне сведения:

    содержащиеся  в законодательных и иных нормативных  правовых актах, устанавливающих права, свободы, обязанности граждан и  порядок их реализации, а также  правовой статус органов государственной  власти, органов местного самоуправления, организаций;

    о чрезвычайных ситуациях, происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

    в области экологии, метеорологии, демографии, эпидемиологии и санитарии, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности и другие сведения, необходимые для обеспечения безопасности граждан и населения в целом;

    о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, организациям и  учреждениям;

    о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушении законности должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений;

    об  использовании органами государственной  власти, органами местного самоуправления бюджетных средств, иных государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, если иное не предусмотрено федеральным законом;

    о размерах золотого запаса и государственных  валютных резервах Российской Федерации;

    о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, накапливаемые в информационных системах органов и организаций и представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан, а также содержащиеся в официальных изданиях, поступающих в фонды библиотек и архивов;

    о состоянии здоровья лиц, занимающих государственные должности категории "А";

    сведения  о деятельности органов государственной  власти, обязательные для размещения в информационных системах общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    сведения, доступ к которым не может быть ограничен в соответствии с федеральным  законом.

    4. Руководители органов государственной  власти несут ответственность  в соответствии с законодательством Российской Федерации за неправомерное отнесение сведений к служебной тайне, а также за неотнесение сведений к служебной тайне в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 

    Статья 7. Порядок отнесения сведений к  служебной тайне 

Информация о работе Определение сведений, составляющих служебную тайну на государственной службе