Операции по банковскому счету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является – раскрыть сущность и содержание правоотношений, возникающих при операциях с банковскими счетами. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)Дать характеристику безналичного расчета, как одной из основных операций, осуществляемая по банковскому счету.
2) Раскрыть понятие договора банковского счёта, определить его предмет, форму и содержание;

Содержание

Введение……………………………………………………………………стр.
1.Безналичные расчеты как одна из основных операций, осуществляемая по банковскому счету………………………………………………………..стр.
2. Понятие и сущность договора банковского счета…………………..стр.
2.1. Понятие, форма и условие договора банковского счета………стр.
2.2. Основные правоотношения банка и клиента……………………стр.
2.3. Закрытие и переоформление счетов……………………………..стр.
3. Порядок открытия и ведения банковских счетов физических лиц…стр.
3.1. Виды банковских счетов физических лиц………………………..стр.
3.2. Порядок проверки документов на открытие счета физического лица..стр.
4. Налоговое правонарушение и его состав……………..……………стр.
5. Кредитные организации (банки) как участники налоговых правоотношений…………………………………….……………..……стр.
6. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента……………………………………………………………………..стр.
Заключение……………………………………………………………….стр.
Список литературы………………………………………………………стр.
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 67.96 Кб (Скачать документ)

· Неуплата или неполная уплата сумм налога.

2. Правонарушения против  системы гарантий  выполнения обязанностей  налогоплательщиков.

· Нарушение  срока постановки на учет в налоговом  органе.

· Нарушение  срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.

· Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое  наложен арест.

Субъективная  сторона налоговых  правонарушений.

     Наличие вины - общий и общепризнанный принцип  юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо  и недвусмысленно, то есть закреплено непосредственно. Налоговая ответственность  наступает не просто за сам факт совершения противоправного деяния, повлекшего в качестве результата те или иные вредные последствия, но именно за виновное совершение такого деяния. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пункту 2 статьи 109 Налогового Кодекса является обстоятельством, исключающим привлечение  его к налоговой ответственности. Следовательно, необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана НК РФ.

     Налоговый Кодекс нормативно закрепляет две формы  вины - умысел и неосторожность. Умысел предполагает, что лицо, совершившее  налоговое правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно  допускало наступление вредных  последствий таких действий (бездействия). Неосторожность представляет собой  такую форму вины, при которой  лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера  своих действий (бездействия) либо вредный  характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.   

       Обстоятельствами, исключающими вину  лица в совершении налогового  правонарушения, признаются:

1) совершение  деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, вследствие стихийного  бедствия или других чрезвычайных  и непреодолимых обстоятельств  (указанные обстоятельства устанавливаются  наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой  информации и иными способами,  не нуждающимися в специальных  средствах доказывания);

2) совершение  деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся  в момент его совершения в  состоянии, при котором это  лицо не могло отдавать себе  отчета в своих действиях или  руководить ими вследствие болезненного  состояния (указанные обстоятельства  доказываются предоставлением в  налоговый орган документов, которые  по смыслу, содержанию и дате  относятся к тому налоговому  периоду, в котором совершено  налоговое правонарушение);

3) выполнение  налогоплательщиком или налоговым  агентом письменных разъяснений  по вопросам применения законодательства  о налогах и сборах, данных  финансовым органом или другим  уполномоченным государственным  органом или их должностными  лицами в пределах их компетенции  (указанные обстоятельства устанавливаются  при наличии соответствующих  документов этих органов, которые  по смыслу и содержанию относятся  к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов. При наличии этих обстоятельств.

     Статья 108 части первой Налогового Кодекса  Российской Федерации (п.6) устанавливает  презумпцию налоговой невиновности. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его  виновность не будет доказана и установлена  вступившим в законную силу решением суда. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность, бремя доказательств  возложено на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика  должны толковаться в его пользу. В качестве неустранимых могут рассматриваться  те сомнения, противоречия и неясности, которые невозможно устранить, несмотря на использование всех известных  методов толкования законов: грамматического, семантического, логического и исторического. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Кредитные организации (банки) как участники налоговых правоотношений

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 08.04.2008 г.) кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным Федеральным законом.

Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков, изложены в ст. 86 Налогового Кодекса РФ, где указывается, что:

1) банки  открывают счета организациям, индивидуальным  предпринимателям только при  предъявлении свидетельства о  постановке на учет в налоговом  органе.

Банк  обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального  предпринимателя в налоговый  орган по месту их учета в пятидневный  срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета;

2) банки  обязаны выдавать налоговым органам  справки по операциям и счетам  организаций и граждан, осуществляющих  предпринимательскую деятельность  без образования юридического  лица, в порядке, определяемом  законодательством Российской Федерации,  в течение пяти дней после  мотивированного запроса налогового  органа.

Ответственность за неисполнение кредитными организациями  возложенных налоговым законодательством  на этих участников налоговых правоотношений публично-правовых обязанностей предусмотрена  положениями гл. 18 НК РФ:

- нарушение  банком порядка открытия счета  налогоплательщику (ст. 132 НК РФ);

- нарушение  срока исполнения поручения о  перечислении налога или сбора  (ст. 133 НК РФ);

- неисполнение  банком решения налогового органа  о приостановлении операций по  счетам налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента (ст. 134 НК РФ);

- неисполнение  банком решения о взыскании  налога и сбора, а также пени (ст. 135 НК РФ);

- непредставление  налоговым органам сведений о  финансово-хозяйственной деятельности  налогоплательщиков - клиентов банка  (ст. 135.1 НК РФ).

Отношения же банка и его клиента, вытекающие из договора банковского счета, являются гражданскими правоотношениями, в рамках которых осуществляется исполнение банком обязательств по зачислению поступающих  на счет клиента денежных средств  и их перечисление со счета, а также  распоряжение клиентом находящимися на его счете денежными средствами. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов, на бюджетные счета являются бюджетными.

Такая трактовка правовой природы отношений, возникающих в процессе уплаты налога через банк, представляется ошибочной  по следующим основаниям.

Во-первых, является необоснованным противопоставление бюджетных правоотношений налоговым  правоотношениям. Если тот или иной налог является доходным источником бюджета, то отношение, возникающее  в процессе его уплаты, является бюджетным отношением (отношением по формированию доходной части бюджета). В этом смысле налоговые отношения  являются разновидностью бюджетных  отношений, а само соотношение понятий "бюджетные отношения" и "налоговые  отношения" есть соотношение общего с частным. Следует также учитывать, что налог может выступить  доходным источником и внебюджетного  фонда. В этом случае налоговое отношение  не является бюджетным. Не будет, естественно, бюджетным и отношение, возникающее  между банком и государством по поводу перечисления суммы платежа во внебюджетный государственный денежный фонд.

Во-вторых, ошибочным является критерий, который  использован для определения  природы денежного отношения, - "зачисление денежных средств на бюджетные счета". То обстоятельство, что банк, исполняя распоряжение клиента, зачисляет денежные средства на бюджетные счета, как  и сам факт попадания денег  в бюджет, не является основанием для  признания отношения, возникающего между банком и государством, в  качестве бюджетного.

В-третьих, отношения между налогоплательщиком и банком Конституционный Суд  расценивает в качестве налоговых. Между тем признаком финансовых отношений выступает то, что они носят государственно-властный характер. Выражается это в том, что обязательным субъектом данного отношения является государство, а само отношение построено по модели "власти и подчинения". В отношениях между налогоплательщиком и банком нет ни того, ни другого. Ни банк, ни клиент не обладают по отношению друг к другу никакими государственно-властными полномочиями.

В-четвертых, с экономической точки зрения субъектами налоговых отношений, которые  опосредуют движение денежных средств  от плательщика налога к государству, являются налогоплательщик и государство.

Таким образом, обозначенная Конституционным  Судом конструкция не соответствует  ни правовым, ни экономическим реалиям  налогообложения.

Налоговые расчетные отношения отличаются от гражданско-правовых расчетных отношений прежде всего тем, что перечисление денег в рамках налогового отношения осуществляется банком в силу обязанности, возложенной на этот банк государством. Ответственность за неисполнение данной обязанности банк несет не перед клиентом, а перед государством.

Таким образом, государство, устанавливая порядок  уплаты налогов через банк, определяет технологию продвижения суммы налогового платежа от налогоплательщика до соответствующего государственного денежного  фонда путем безналичных перечислений с использованием банковской системы. 
 

6.Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Исполнение  банком при наличии у него решения  налогового органа о приостановлении  операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением  обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного  платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности  исполнения перед платежами в  бюджетную систему Российской Федерации влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тысяч рублей.

Предусмотренные кодексом виды правонарушений: 
       а) открытие банком счета налогоплательщику без предъявления последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст.132 Налогового Кодекса РФ).       

б) нарушение  срока исполнения платежных документов о перечислении налога: 
      - нарушение срока (поручение должно быть исполнено в течение одного операционного дня следующего за днем получения такого поручения) исполнения поручения о перечислении налога или сбора. Ответственность за совершение данного правонарушения ранее была предусмотрена ст.15 Закона “Об основах налоговой системы РФ”, соответствии с которой банковское учреждение отвечало за задержку исполнения поручения клиента на перечисление налогов, а также за задержку и использование не перечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов. 
       Кодекс предусматривает ответственность лишь за сам факт нарушения банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора. Вместе с тем новеллой Налогового кодекса является установление самостоятельной ответственности за совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика в отношении которого в банке находится инкассовое поручение налогового органа на взыскание налога. 
      - Неисполнение банком в установленный срок (не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения поручения, если взыскание производится по рублевым счетам, и не позднее двух операционных дней, если взыскание производится с валютных счетов - п.6 ст.46 Налогового Кодекса РФ) инкассового поручения налогового органа о перечислении со счета налогоплательщика или налогового агента при наличии на нем достаточных денежных средств. 
       в) Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового органа (ст.134 Налогового Кодекса РФ).       

Информация о работе Операции по банковскому счету