Обеспечение исполнения налоговых обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание

Несмотря на то, что своевременное и полное исполнение налоговой обязанности является конституционной обязанностью каждого физического лица или организации, по различным причинам налогоплательщику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед государством, а некоторые субъекты сознательно уклоняются от участия в формировании государственной (муниципальной) казны. Поэтому государство вынуждено гарантировать поступление налоговых платежей посредством применения к имуществу налогоплательщика мер, установленных главой 11 Налогового кодекса Российской Федерации.

Содержание

1. Введение
2. Понятие обеспечения налоговых обязательств (обязанностей по уплате налогов и сборов)
3. Виды способов обеспечения
4. Залог имущества
5. Поручительство
6. Пеня
7. Приостановление операций по счетам в банке
8. Арест имущества
9. Заключение
10. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая обеспечение налоговых обязательств.doc

— 69.00 Кб (Скачать документ)


Вятский Государственный гуманитарный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «Обеспечение исполнения налоговых обязательств»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: учащийся группы

Десятников А.О.

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Киров

2012 г.

Содержание

 

1.      Введение

2.      Понятие обеспечения налоговых обязательств (обязанностей по уплате налогов и сборов)

3.      Виды  способов обеспечения

4.      Залог имущества

5.      Поручительство

6.      Пеня

7.      Приостановление операций по счетам в банке

8.      Арест имущества

9.      Заключение

10. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.           Введение

 

Источниками налогового права в Российской Федерации являются положения Конституции РФ. Принятой 12.12.1993 года, в которых определены:

      непосредственно содержащие налогово-правовые нормы;

      имеющие значение при установлении общих принципов налогообложения;

      имеющие значение при установлении и введении налогов и сборов;

      имеющие значение при формировании налоговой политики РФ;

      определяющие направления совершенствования и развития налогового права;

      образующие конституционные основы налогообложения

В статье 57 Конституции Российской Федерации определено, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично - правовой характер, что обусловлено публично - правовой природой государства и государственной власти.

Несмотря на то, что своевременное и полное исполнение налоговой обязанности является конституционной обязанностью каждого физического лица или организации, по различным причинам налогоплательщику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед государством, а некоторые субъекты сознательно уклоняются от участия в формировании государственной (муниципальной) казны. Поэтому государство вынуждено гарантировать поступление налоговых платежей посредством применения к имуществу налогоплательщика мер, установленных главой 11 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов - это правовые ограничения имущественного характера, создающие условия для обеспечения фискальных интересов государства.

2. Понятие обеспечения налоговых обязательств (обязанностей по уплате налогов и сборов)

Под способами обеспечения налоговой обязанности понимаются правовые средства, обеспечивающие надлежащее исполнение обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, либо дозволяющие налоговому органу осуществить принудительное взыскание налога в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) налогового обязательства.

 

3. Виды способов обеспечения

Налоговым Кодексом Российской Федерации предусматриваются следующие виды способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов:

      залог имущества;

      поручительство;

      пеня;

      приостановление операций по счетам в банке;

      наложение ареста на имущество налогоплательщика.

 

4.      Залог имущества

Залог имущества как способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов выполняет обеспечительную функцию по отношению к основному обязательству (в данном случае – по уплате налогов и сборов) и поэтому применяется в случаях изменения сроков исполнения налогового обязательства.

Юридическое значение залога в налоговых отношениях выражается в осуществлении налоговой обязанности за счет стоимости заложенного имущества. Залог имущества оформляется договором, сторонами в котором выступают налоговый орган (залогодержатель) и налогоплательщик либо иное третье лицо, выступающее в интересах налогоплательщика (залогодатель).

В соответствии со ст. 336 ГК РФ к объектам залога относится любое имущество, за исключением изъятого из оборота.

Налоговую обязанность возможно обеспечить залогом двух видов: без передачи заложенного имущества налоговому органу и с передачей имущества. Второй вид залога называется закладом.

В случае нарушения налоговой обязанности, обеспеченной залогом, налоговый орган вправе реализовать предмет залога и погасить финансовый долг налогоплательщика перед государством. Таким образом, отношения залога имущества предоставляют государству в лице налоговых органов возможность требовать исполнения налоговой обязанности посредством продажи заложенного имущества и передачи ему в приоритетном порядке вырученных денежных средств. Однако, при этом, сумма перечисляемых в доход государства денежных средств не может быть больше суммы налоговой обязанности.

 

5. Поручительство

Юридическое значение поручительства в налоговых отношениях заключается в том, что поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. В случае неисполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности, обеспеченной договором поручительства, налоговый орган получает возможность получить причитающиеся налоги не с налогоплательщика, а с его поручителя, который, как предполагается, имеет более устойчивое финансовое положение. Тем самым, неисполнение налогоплательщиком своих налоговых обязательств перед государством влечет и ответственность его поручителя. Однако принудительное взыскание с поручителя суммы налоговой недоимки и начисленных пеней возможно для налоговых органов только в судебном порядке.

В рамках одного налогового обязательства могут выступать несколько поручителей, которые отвечают по долгам налогоплательщика солидарно, если иное не предусмотрено договором поручительства. Поручителем может быть как физическое, так и юридическое лицо.

При исполнении поручителем своих обязанностей по договору налогового поручительства, он, в соответствии со ст. 74 Налогового Кодекса РФ, приобретает право регрессного требования от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, возникших в связи с исполнением налоговой обязанности плательщика налогов.

Гарантией соблюдения прав поручителя в налоговых отношениях является обязанность налоговых органов предоставить по требованию поручителя документы, подтверждающие факт невыполнения налогоплательщиком налоговой обязанности, а также сумму возникшей недоимки.

В отличие от гражданских правоотношений, в налоговых отношениях поручитель обязуется исполнить налоговую обязанность налогоплательщика в полном объеме, а не частично. Если поручитель сам нарушает сроки исполнения налоговой обязанности, то начисляемая на сумму задолженности пеня также будет подлежать оплате поручителем.

 

6.      Пеня

Налоговое законодательство считает пеней денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в сроки более поздние, чем установленные законодательством о налогах и сборах.

Необходимо учитывать, что налоговое законодательство рассматривает пеню в двух аспектах: в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности и в качестве штрафной налоговой санкции.

Как способ обеспечения налоговой обязанности пеня направлена на гарантирование своевременного и полного внесения налога в соответствующий бюджет.

Начисление пени начинается со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога или сбора и продолжается ежедневно до дня погашения налогоплательщиком налоговой недоимки. Таким образом, сумма пени может превышать сумму долга по основной налоговой обязанности.

Уплата пени может быть произведена налогоплательщиком двумя способами:

1.                  одновременно с уплатой сумм основного долга (налоговой недоимки);

2.                  после уплаты полной суммы причитающихся налогов.

При недостаточности денежных средств на счёте плательщика налогов в первую очередь погашается налоговая недоимка.

Так же, как и налоговая недоимка, пени могут быть уплачены налогоплательщиком добровольно или (в случае отсутствия надлежащего исполнения) взысканы в принудительном порядке. С организаций пени взыскиваются в бесспорном порядке, с физических лиц – только по решению суда.

Отнесение пени к обязательственным способам обусловлено её имущественно-восстановительным (компенсационным) характером, поскольку пеня в налоговых отношениях рассматривается как определённая компенсация потерь государственной казны в результате недополучения вовремя сумм налогов. В этом смысле в налоговых отношениях пеня выполняет правовосстановительную функцию, а в качестве способа обеспечения налоговой обязанности носит скорее характер устрашения, нежели гарантии.

В случае превышения пени размера налоговой недоимки она превращается в налоговую санкцию и приобретает штрафную функцию.

 

7.      Приостановление операций по счетам в банке

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в кредитной организации (банке) – это временное прекращение кредитной организацией всех расходных операций по данному счету. При этом, данное приостановление производится независимо от величины остатка денежных средств на счете и их соразмерности сумме налоговой недоимки.

Приостановление операций по счёту относится к процессуальным способам обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога. Наличие подобного способа и его использование гарантирует реальность исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности.

Операции по счету приостанавливаются в следующих случаях:

а) если налогоплательщик-организация не выполнил в установленные сроки требование налогового органа об уплате причитающихся налогов;

б) если налогоплательщик - организация или налогоплательщик - индивидуальный предприниматель не представили в налоговый орган налоговые декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации;

в) при отказе налогоплательщика - организации или налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить налоговые декларации в налоговый орган.

Банк обязан безусловно принять решение налогового органа к исполнению и немедленно приостановить операции по счету своего клиента-налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ категорически запрещает банку открывать налогоплательщику, в отношении которого налоговым органом принято решение о приостановлении операций по счету, новые счета. При этом банк не несет ответственности за убытки, которые возникли у налогоплательщика по причине приостановления операций по счету.

Решение о приостановлении операций по счету налогоплательщика отменяется налоговым органом в течение одного дня с момента представления налогоплательщиком документов, подтверждающих полное выполнение налоговой обязанности или представление налоговой декларации.

 

8.      Арест имущества

Под арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога (сбора) понимается действие налогового или  таможенного органа, с санкции прокурора, по ограничению права собственности налогоплательщика – организации в отношении его имущества.

Арест имущества применяется в отношении налогоплательщиков, не исполняющих в установленные сроки обязанности по уплате налогов и сборов. Обязательным условием применения данной меры обеспечения является наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что недобросовестный налогоплательщик предпримет меры к сокрытию имущества или будет скрываться сам.

Информация о работе Обеспечение исполнения налоговых обязательств